Дмитрий Михайлов
Бюджетные миллиарды прокручиваются в коммерческих банках, принося доход всем, кроме самого бюджета региона.
Не было бы счастья…
6 миллиардов рублей, которые появились в распоряжении Облдумы Сахалина – это, конечно, вещь неплохая – проблем в регионе масса, и найти этим деньгам применение было несложно: средства пошли на увеличение регионального материнского капитала и новые пособия для семей.
Другое дело, что появились эти деньги не из воздуха – они давно уже были отданы в АО «Сахалинская лизинговая компания рыбопромыслового флота» (сокращенно – «Сахалинлизингфлот») на благие дела. Вернее, дали в свое время 10 миллиардов на строительство и приобретение пассажирского флота для нужд островного региона, но средства АО тратило лениво, а как выяснилось, практически не тратило вовсе. Но при этом очень даже неплохо жило.
Депутат Облдумы Сахалина Галина Подойникова рассказала, как выглядела схема существования госпредприятия без каких-либо признаков деятельности: «…Мы обратили внимание на размещение бюджетных средств на депозитных счетах коммерческих банков. Только на счетах двух организаций АО «Сахалинское ипотечное агенство» и АО «Сахалинлизингфлот», принадлежащих Сахалинской области лежали неиспользованными более 20 млрд бюджетных средств, с которых упомянутые организации получили доход от размещения почти в 1 млрд рублей».
Так же депутат пояснила, что доход от размещения бюджетных средств остался в распоряжении этой же организации. Причем, «Сахалинлизингфлот», забросив исполнение своих прямых обязанностей за полученные госсредства, никакого велосипеда не изобрел. Подобная практика «рантье» давно и прочно используется многими местными госпредприятиями.
На коммерческих депозитах обнаружились 800 млн рублей санатория «Синегорские минеральные воды», 580 млн рублей, выделенных из областного бюджета в адрес АО «Сахалинская нефтяная компания» (100% акций принадлежит Сахалинской области и находятся в оперативном управлении профильного министерства), во Внешторгбанке, после банкротства которого бюджетные деньги превратились в пыль, 76,5 миллионов рублей уставного капитала АО «Зеленое озеро – минеральный источник и курорт», который курортом на острове Итуруп остался лишь на бумаге…
Но круче всех, по мнению Галины Подойниковой, взяло АО «Корпорация развития Сахалинской области», которое только за 2015 год получило из местной казны порядка 50 миллиардов рублей, пустив на инвестиции лишь 4,1 миллиарда, а остальные деньги положив на счета и депозиты коммерческих банков, за тот же 2016-й получив по процентам 5,2 миллиарда.
Чиновники сетуют – доходы от размещения бюджетных денег в коммерческих структурах не возвращаются в казну просто потому, что правительство Сахалинской области даже не разработало соответствующий нормативный акт. Каковы причины такой забывчивости? Никто не мог даже подумать о том, что бюджетные деньги будут использоваться именно так? Или все намного глубже и с чьим-то интересом, а разбираться в этом необходимо правоохранителям?
Пока же даже контрольно-счетная палата региона под руководством Дмитрия Жижанкова не смогла ответить на депутатский запрос – нарушение это или нет, когда огромные бюджетные деньги лежат мертвым грузом на счетах и депозитах коммерческих структур и не работают на развитие региона? Да и председатель Думы Владимир Ефремов пропустил этот вопрос между ушей и продолжил обсуждение в привычном русле.
Но, несмотря на отсутствие практики возвращения таких средств, Олбдума все-таки решила заняться их возвращением – 6 миллиардов АО «Сахалинлизингфлот» тому пример. А вообще, те миллиарды, что крутятся на счетах частных банков, работай они по назначению, могли бы давно превратить Сахалин в цветущий рай. Для сравнения – доходная часть бюджета соседней Еврейской автономной республики – чуть больше 8 миллиардов, а Сахалинская область лишь за прошлый год не освоила почти 9,5 миллиардов из общего потока денежных поступлений, оставив многие населенные пункты без благоустройства, потенциальных переселенцев из ветхого жилья без переселения, а медработников без повышения зарплат.
Так что, пожалуй, даже не возвращение доходов по процентам видится главной бедой острова – десятки миллиардов рублей, которые вместо вливания в важнейшие региональные проекты и программы, дают вторую жизнь многим частным финансовым структурам, позволяя им зарабатывать колоссальные деньжищи и по «чуть-чуть» самим рантье, вот настоящая проблема. И ничего с этих схем самому региону, который, по сути, финансирует частную банковскую деятельность!
Куда не дошли «мертвые деньги»
При всей «денежности» сахалинского бюджета, регион влачит воистину жалкое существование – демография достигла критической отметки, в поисках лучшей доли на материк бегут лучшие кадры, многие территории напоминают пустыни, где уже давно не ступала нога человека.
Отток населения с острова напоминает массовое бегство накануне какой-нибудь войны. Причина – в недостаточной поддержке новых производств, проектов, а, следовательно, отсутствие перспектив в реализации своего потенциала и карьерного роста», – считает бизнес-консультант Агентства стратегических инициатив Софья Ким. На что министр экономического развития региона Алексей Белик реагирует «по бумажке»: поддержка оказывается, работа ведется, а повестка формируется.
И ведь не скажешь, что душой кривит министр – все профильные ведомства и госпредприятия получают деньги на свои программы. Другое дело, мы видим, как и куда они используются. И при наличии таких «мертвых» средств, подвисающих на счетах банкиров, Сахалин стремительно пустеет, а власть так и не может понять – как удержать людей. Среди множества предложений появлялась даже крамольная мысль о том, чтобы сахалинцам платить за то, что они… сахалинцы.
«Почему люди уезжают с Сахалина? Первая причина — крайне низкое качество жизни. Это же очевидно: в 2012 году область занимала в этом рейтинге 23 место по стране, а сейчас 57-е. Да и без всяких рейтингов все видно. Отвратительная медицина, особенно это касается провинции. Там ее просто нет – вот, во всех этих Макаровых, Вахрушевых, прочих несчастных поселках. Уехать оттуда люди не могут, они если свое жилье и продадут, то за копейки. На них они даже в Южно-Сахалинске ничего не купят. Безработица. Жизнь очень дорогая, а заработки крайне низкие. Плохое жилье. Чиновники отчитываются о строительстве нового жилья, а люди в нем жить не хотят. Транспортная недоступность – это ведь невыносимо, когда ты не можешь уехать туда, куда хочешь, когда поездка в отпуск превращается в мучения. Здесь многие мечтают перебраться на материк», – это слова сахалинского журналиста Алексея Лукашевича, просто выразившего мнение большинства земляков.
80% жителей Сахалина живут бедно и очень бедно. Островные власти вынуждены были ввести бесплатную раздачу еды для 17 000 малоимущих сахалинских семей с детьми, получающих раз в три месяца сахар, чай, муку, растительное масло, крупу и консервы, а попытка правительства отменить выплату детям до 3 лет и беременным на полноценное питание привела к массовым акциям протеста, люди выходили на площади с плакатами «Хочу рожать, а не думу содержать».
Население области по последним данным – 487 тысяч человек, из которого больше 80% горожане. Село пустеет, а в некоторых сельских школах Сахалина в 2017 году последний звонок прозвучал для одного выпускника.
А при этом министр экономики Сахалина Анна Харченко утверждает, что 2016 год показал экономический рост: на 1,7 млрд увеличились поступления доходов от прибыли организаций, на 1,2 млрд — с доходов физических лиц, на 1 млрд рублей выросли налоги с имущества организаций. Правда, как поправилась министр, большая часть доходов – это частичный возврат денег уже упоминаемой Корпорацией развития Сахалинской области, превратившейся в главного местного рантье, а не доходы с инвестиций.
Сами же инвестиции в экономику региона в 2016 году в целом снизились более, чем в два раза. А 9,4 миллиардам вообще не нашли применения, хотя у этих миллиардов цели были конкретные: 170 миллионов на повышение зарплат медикам, полмиллиарда – на переселение людей из ветхого жилья, остальное – на благоустройство.
И очень похоже, что все сегодняшние проблемы автоматически перейдут в завтрашние – при всех видимых минусах никаких поручений областному правительству по ликвидации недочетов и недоработок не последовало. На очередном заседании Облдумы парламентарии, поговорив, покритиковав и кое-кого поругав, всё одобрили, подняв руки подавляющим большинством.
Инвестинтерес с… удобствами на улице
И словно не видя, какие деньги буквально валяются у них под ногами (но на счетах банкиров), местные власти ищут пути для привлечения дополнительных инвестиций в регион. К делу привлечены специалисты Агентства стратегических инициатив (АСИ), которые, видимо, должны помочь облправительству ответить на критику полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева, который заявлял, что «Сахалин, при его самообеспеченности, мог бы стать раем для инвесторов, а вместо этого демонстрирует падение».
Зампред правительства области Дмитрий Нестеров отметил даже, что повышению инвестпривлекательности региона власти уделяют особое внимание – в том числе, и в сфере пассажирского флота в силу оторванности региона от материка. Подобные перспективы вызывают сомнения, когда при всей хронической нехватке флота, в 2013 году решением правительства экс-губернатора Сахалина Александра Хорошавина, с одобрения Облдумы за 140 миллионов бюджетных рублей местный флот пополняет пассажирское судно «Поларис» 67 года выпуска, которому большинство специалистов прочили «утиль», а его все равно купили и теперь больше дорого ремонтируют, чем эксплуатируют.
Наличие многих проблем местные власти списывают на сложные климатические условия, ветра, бураны, часто оставляющие без света и тепла целые районы. Но стоит в ясную погоду приглядеться к соседнему Хоккайдо, живущему в тех же климатических условиях, видишь – дело не в погоде, дело в… подходе.
Ведь на Сахалине тоже строят жилье – но когда люди не хотят менять «шило на мыло», переселяясь из старого ветхого жилья в новое ветхое, выходят на митинги после того, когда жалобы на некачественные новостройки проваливаются в пустоту – тут тоже непогода виновата?
В свое время много чего в смысле облегчения жизни сахалинцев обещал предыдущий губернатор Хорошавин, в итоге превративший регион в самую настоящую клоаку коррупции, действуя под лозунгом – сам воруй и другим не запрещай.
После разоблачения Хорошавина с его миллионами долларов взяток и миллиардов рублей, найденных при обысках, фигурантами «дела Александра Хорошавина» стали многие значительные чиновники Сахалинской области, среди которых члены облправительства, министры, городские начальники – и везде фигурируют миллионы, миллионы и… миллиарды.
А сам регион, в который вливались немалые государственные средства, продолжал влачить жалкое существование – потому что у местной элиты была лишь одна цель: пользуясь удаленностью Сахалина от центра, украсть как можно больше, а дальше трава не расти. Но, видимо, где то перешли через край – райская жизнь закончилась, для предыдущих чиновников начались суровые следственные будни.
В 2015 году, вступая в должность губернатора, теперь уже Олег Кожемяко клялся изменить жизнь на Сахалине и Курилах. И даже главной бедой региона назвал то, что действительно является его бедой – коррупцию. А его прошлые предвыборные лозунги типа «…людям главнее глобальных проектов ухоженный двор, чистая дорога на работу, по которой можно спокойно пройти и проехать…».
Но прошло уже два года правления нового губернатора, а того же достойного жилья сахалинцам по-прежнему не хватает, темпы его старения рискуют обогнать темпы строительства, Сахалинская область лидирует среди регионов России по количеству жилья с туалетами на улицах, по данным на февраль 2017 года, занимает 80 из 85 возможных место по благоустройству жилища, а 800 нарушений за прошлый год, выявленных прокуратурой в сфере переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, никого не удивило.
В плачевном состоянии находятся островная канализация, водопроводные сети. По этому показателю область занимает лишь 58-е место из 85-ти. Удивительно, но 83-е место по уровню безопасности – прямое следствие условий, в которых существуют жители этих сахалинских «фавел», шквал преступности пока для местных правоохранителей неподвластен.
И не удивительными среди этой откровенной уголовщины выглядят десятки миллионов разворованных рублей, выделяемых из бюджета на строительство нового жилья для переселенцев из бараков: прокуроры все чаще фиксируют откровенный чиновничий саботаж: людей, проживающих в древних бараках, не вносят в списки, а сами бараки аварийными не признают, а денежки на строительство спокойно «пилятся». И это при том, что убогое новое жилье на Сахалине одно из самых дорогих в стране.
И вот здесь возникает вопрос – а что изменилось в жизни простых сахалинцев сегодня с «хорошавинских» времен? Поговорите с местными из хрущевок, из бараков, из поселков, узнайте – каково им живется и каково им жилось несколько лет назад. Многие скажут – стало еще хуже, но большинство лишь покачает головой – хуже просто некуда. Разница между прошлым и нынешним губернаторами лишь одна – последнего пока еще не «приняли». Хотя, глядя на то, как безнаказанно и безбоязненно государственные ведомства и предприятия жируют за счет бюджетных средств, прокручивая их в банках, так и хочется еще раз хотя бы частично повторить фразу из недавней «хорошавинской эпохи» – «…и другим не запрещай».
Кому деньги лопатой – кому сойдет и зарплата
Конечно, дела в области плохи не у всех. Это у сахалинского учителя по официальным данным зарплата 60 тысяч, а в реальности 26 000-35 000 (и то, в столице области). А вот задекларированные 27,174 миллионов рублей (что почти на три миллиона больше чем в предыдущем году) наверняка позволяют губернатору Олегу Кожемяко чувствовать себя сытым ежедневно. Для примера, почти столько же на 2017-й забито в бюджете на поддержку инновационной деятельности образовательных организаций (чуть более 7 млн рублей) и на помощь одаренным детям (немногим более 14 млн рублей).
На 10,1 миллиона и главе облправительства Вере Щербине живется вполне сытно. Столько же в этом году заложено областью на создание безбарьерной среды и приобретение оборудования для учебных заведений целого региона. Ди и от 3 до 9 миллионов доходов областных министров явно не оставят их хлеб без масла.
А есть еще миллионы, десятки и даже сотни миллионов годового дохода депутатов Облдумы, где самый бедный из них заработал лишь полтора миллиона за год (уже упомянутая Галина Подойникова), а самый богатый – Андрей Залпин, указал в декаларации 219,3 миллиона.
Так, для сравнения: две сахалинские школы (школа-интернат для глухонемых детей в Долинске и Поронайская коррекционная школа), намеченные на переход под областное начало, предположительно обойдутся бюджету в 202 миллиона рублей в год.
Если бы так случилось, что господин депутат Залпин вдруг отдал бы большую часть своего годового заработка на содержание двух этих школ, у него бы еще осталось, но о нем узнала бы вся страна, но уже не о как самом богатом депутате Сахалина.
Так что не удивляйте местных чиновников вопросами типа «А правда ли, что на Сахалине жить тяжело?». Это не так. На Сахалине жить тяжело исключительно… сахалинцам. У Олега Кожемяко и компании все в полном порядке. По крайней мере, до поры до времени… Пока такая далекая Москва разгребает «хорошавинское дело». Два «губернатора-земляка» в одном СИЗО – это явный политический перебор.
В общем, у нынешней команды еще есть какое-то время всеми правдами и неправдами подобраться поближе к «Форбсу». Разве впору этим ребятам думать о таких «мелочах», как не дошедшие до медиков 170 миллионов на повышение зарплат или прокрученные в банке 500 миллионов для несчастных жителей бараков, которые все равно не хотят переезжать в новостройки?