Отчет сахалинского губернатора – о чем не сказал Олег Кожемяко?

0

Сахалинская областная Дума сегодня встречала губернатора Сахалинской области Олега Кожемяко, который привез отчет о деятельности своего правительства за 2017 год.

Доклад губернатора звучал в зале практически час и был стандартно разбит на фрагменты, касающиеся деятельности профильных министерств и ведомств.  

Мы умышленно приводим некоторые выступления в полном объеме, полагая что читатель вправе самостоятельно оценить контекст выступлений. О чем мы не услышали, мы расскажем в заключительной части нашей публикации.

Итак, по окончанию речи Олега Кожемяко, присутствующие в зале депутаты задали свои вопросы губернатору.

Юрий Федорович Выголов, как заместитель председателя постоянного комитета по экономическому развитию, спросил следующее:

– Вопрос касается двух наших портовых городов – Холмска и Корсакова. К сожалению большинство подпорных стен в этих городах, а эти конструкции являются их особенностями, находятся в неудовлетворительном состоянии и разрушаются. Считаю, назрел вопрос их капитального ремонта или реконструкции. Возможно ли найти денежные средства для проведения этих работ в рамках существующих программ?

Олег Кожемяко:

– Спасибо. Вопрос очень актуальный для жителей Корсакова и Холмска и его реализация проходит по программе «сейсмика». Мы проведем изыскания, будет проведена оценка потребности финансовых средств и для Холмска, и для Корсакова. В Холмске порядка 60 подпорных стен. Мы поддержим изменения в существующие программы для проведения этих работ.

Прозвучал вопрос от фракции КПРФ Сахалинской областной Думы. Его вновь озвучивал Юрий Выголов, являющимся ее председателем:

– Уважаемый Олег Николаевич!

К сожалению, главным событием прошлого года стало изъятие из областного бюджета половины отчислений от нефтегазового проекта «Сахалин-2».  Это не первый раз, когда федеральный центр отбирает у Сахалинской области деньги.

Причина «нефтегазового раскулачивания» Сахалина – значительная часть полученных доходов не работала на регион.

Для Сахалина, как для региона, где налоговые доходы от реализации проекта «Сахалин-2» являются ядром бюджетной системы, решение федеральной власти стало болезненным ударом.

Однако, вместо того, чтобы жестче контролировать финансовые потоки и наказать ответственных лиц за неэффективное использование бюджетных средств, федералы выбрали самый лёгкий путь – отобрать и поделить.

Причем в этой ситуации в проигрыше оказалось только население области. Вспоминается старинная, русская присказка: «Паны дерутся – у холопов чубы трещат» Никто не понес ответственности за неумение грамотно распорядиться нефтегазовыми средствами.

Как Вы, как глава региона, оцениваете работу сахалинского правительства, приведшую к изъятию средств федеральным центром? Почему никто из руководителей области не понёс ответственности за неэффективное расходование бюджетных средств? И самый больной вопрос: – не повторится ли ситуация с очередным изъятием средств из сахалинского бюджета осенью 2018 года?

не повторится ли ситуация с очередным изъятием средств из сахалинского бюджета осенью 2018 года?

Олег Кожемяко:

–  Ну, изъяли у нас в 18-м году, изъяли денежные средства 18-го года. Этот излишек денежных средств был у всех на виду. В 2015 году область получила дополнительные денежные средства и бюджет стал 205 миллиардов, четыреста тысяч на человека. Конечно, это всегда и везде обсуждалось.

Что касается возможности использования бюджетных средств, могу сказать, насколько возможно было их вложить в экономику, в том числе и в наши государственные предприятия, мы это сделали. Эта работа связана и со строительством аэровокзального комплекса, это и капитализация «Сахалинлизингфлота», создание Сахалинского ипотечного агентства для строительства жилья, до капитализации совхозов и колхозов на реализацию программ по развитию сельского хозяйства, это создание Корпорации развития Сахалинской области, это и перечисление средств в Корпорацию Развития Дальнего Востока. Те самые 15 миллиардов, которые ушли на строительство паромов (более 4 млрд), на строительство сахалинской ГРЭС-2. Сейчас остаток этих денег планируется на энергоснабжение. Невозможно сразу такую сумму освоить, зарплату вперед не выдашь, не выдашь аванс строителям, с тем чтобы потом они эти деньги осваивали. Под эти объекты необходима проектно-сметная документация, нужны подрядчики.

Поэтому, могу сказать, что для нас это было неожиданно (изъятие средств – прим ред.), кое-кто из чиновников, которые были осведомлены о том, что происходит, сейчас уже не работают.

Был поднят большой шум, для нас эти события действительно были шокирующими. Но, в результате которого, в том числе и при помощи депутатского корпуса и общественности, часть средств в 2018 году, 50% в виде субсидий, возвращена в бюджет Сахалинской области.

Тем не менее губернатор выразил опасение что не все средства субсидий могут быть использованы, контракты в муниципалитетах могут быть сорваны.

Позже добавил:

– Наверное и правительство прислушается к тому, что нельзя без региона принимать такие решения.

Юрий Выголов в своем выступлении затронул вопросы качества государственного управления в регионе:

– Мы все, здесь присутствующие, находимся в ситуации, когда нашу работу оценивают, прежде всего, жители региона.

Какую оценку они могут поставить, когда с экранов телевизоров и в докладах чиновников слышат одно, а вокруг себя видят совершенно другое?

И учитывая менталитет дальневосточников, сахалинцы ставят оценку работе власти «ногами» – отток населения из региона не прекращается. При этом значительная доля потерь приходится на людей трудоспособного возраста и высокой квалификации. Попытка привлечь к работе мигрантов, привела к их засилью на островах. На Сахалине происходит постепенное замещение одного населения другим.

В своем недавнем интервью Вы, Олег Николаевич, приводите данные по количеству мигрантов в областном центре – на 200 тысяч населения – 50 тысяч мигрантов, т.е. каждый пятый в Южно-Сахалинске – приезжий из ближнего или дальнего зарубежья. Это вдвое больше, чем в среднем по России. А несоблюдение баланса местного населения и приезжих, как правило, выливается в социальное напряжение. Такой миграционной политики нет даже в соседних дальневосточных регионах.

О чём говорит массовый отток постоянного населения? О том, что люди не верят в перспективу дальнейшего проживания здесь. И главная причина этого процесса – неудовлетворенность качеством жизни. Не ухоженность населенных пунктов, огромные проблемы с медицинским обслуживанием, отсутствие современной социальной инфраструктуры, высокие цены на всё и при этом низкие зарплаты, и пенсии заставляют сахалинцев покидать свою малую родину.

В 2017 году мы были на 53-м месте по качеству жизни среди регионов страны. На Сахалине складывается абсурдная ситуация: чем больше доходы бюджета, тем ниже качество жизни. Этому факту уже удивляются наши соседние дальневосточные регионы.    

Вместо того, чтобы использовать нефтегазовые доходы на развитие региона, мы размещаем миллиарды на депозитах в коммерческих банках, параллельно занимаясь экономией и оптимизацией бюджетных расходов, что и привело в итоге к изъятию средств федеральным центром. А от этого страдает только население области. Более того, такие жесткие меры со стороны федералов лишают регион мотивации к развитию, не создают стимулов ни к наращиванию налогового потенциала, ни к повышению эффективности расходов. Зачем зарабатывать, если всё равно отберут?! Что и было уже, причем дважды.

У нас нет комплексной долгосрочной программы развития региона, где не размазываются бюджетные средства, а совершается качественный рывок ( в это время некоторые депутаты согласно кивают головами – прим ред.). Принятые среднесрочные областные программы корректируются чуть ли ни ежемесячно.

Много вопросов и к реализуемым инвестиционным проектам «Корпорацией развития Сахалинской области». Хотя это сложно назвать инвестициями, когда основной инвестор – областной бюджет. Передав 50 миллиардов Корпорации из сахалинского бюджета, мы потеряли контроль за их расходованием. Куда идут сахалинские деньги, в офшорные ли компании или на строительство бань, гостиниц, депутаты с населением узнают из средств массовой информации. Немало инвестиционных проектов реализуется с нарушениями законодательства, колоссальные потери несёт экология острова.

Из Вашего интервью в СМИ мы узнаем и о льготном кредите в 15 миллиардов рублей, выделенном сахалинской Корпорацией “Фонду развития Дальнего Востока”, которые Фонд, в свою очередь, предполагает направить обратно в регион на развитие. Для чего такие изощренные манипуляции с бюджетными средствами? Неужели мы сами не можем освоить собственные средства, минуя различные промежуточные структуры?! 

Мы полагаем, необходимо поставить вопрос о качестве государственного управления в регионе.

Мы полагаем, необходимо поставить вопрос о качестве государственного управления в регионе. Мы забыли о персональной ответственности чиновников, управляющих нашей территорией. И это касается не только исполнительной власти на Сахалине, но и депутатского корпуса, на котором также лежит ответственность за сложившуюся ситуацию на островах.  Упуская эти две простые вещи, мы имеем падение качества жизни и массовое замещение постоянного населения низкими профессиональными кадрами. 

Пора кардинально менять принципы управления в регионе, иначе завтра будет поздно!

Похоже, выступление председателя фракции глубоко затронуло присутствующего губернатора и его заключительное слово выглядело эмоционально:

Олег Кожемяко:

– Деньги, которые были изъяты и на которые некоторые пытаются сделать акцент. Мы работаем с профильными министерствами чтобы деньги были возвращены в виде субсидий и в виде постановлений правительства. Теперь, что касается нашего бюджета. В чем пострадал наш бюджет? Он как был 100 млрд так таким и остался на 2018 год. Мы не уменьшили свои расходы.

Давайте посмотрим бюджет Приморского края, 2 млн населения – бюджет 100 миллиардов. Давайте посмотрим бюджет Хабаровского края, он то же 100 миллиардов. И у нас 100 миллиардов. Когда мы говорим о тех денежных средствах, которые мы хотели разместить не на депозитах, не бюджетном счете, 50 миллиардов как подушку безопасности, это прорабатывалось. Но их бы сразу изъяли, безапелляционно.  Давайте конкретно рассуждать с цифрами кому стало хуже? Бюджет сократился? Не сократился.

Теперь что касается оттока населения. Есть отток или нет? Почему вы апеллируете, Юрий Федорович, к оттоку если оттока нет? Нет миграционного, нет демографического. Рождаемость превышает смертность. Идет прирост миграционный и это не только, как мы говорим, товарищи из ближнего зарубежья, которых на 2015 год и было 50 тысяч, их количество сейчас уменьшилось. К нам едут врачи, другие медицинские работники, специалисты на нефтяные проекты. И на Дальнем Востоке всегда была такая миграция. Часть приезжала на стройки, часть уезжала. И когда пенсионеры уезжают на малую родину – что в этом плохого? Может быть им там удобнее жить? На Кубани, в Ростове, еще где ни будь.

Дети уезжают? Но у нас нет с вами художественного училища, нет консерватории, у нас нет с вами других кроме Университета. И так или иначе дети будут уезжать учиться, это нормальная практика. Другой вопрос чтобы возвращались.

Давайте не говорить общими фразами, у нас сегодня нет оттока населения, ни демографического, ни миграционного. И факты не надо передергивать!

У нас единое экономическое пространство, о чем сказал президент. Мы не можем принимать в регионе вопросы, связанные с запретом приезда сюда и насильственном оставлении детей.

Теперь что касается Фонда развития. Как я уже говорил, эта «подушка безопасности», если бы она лежала на счетах, то она бы уже исчезла еще ранее. То, что Корпорация Развития Сахалинской области плохо отработала в 2017 году, там есть по ней свои выводы и руководитель написал заявление на увольнение. За 2017 год Корпорация не профинансировала ни одного проекта, а говорит о том, что «заработала» 2,5 млрд рублей от размещения денежных средств на депозитах. Ну ты же не банк! Корпорация должна развивать проекты, какие-то. Но, полученные проценты – это ведь доходы бюджета.

Так как мы получаем основные доходы бюджета в апреле и дополнительные в июле, у нас всегда образовывались остатки денежных средств в размере 10-20 млрд, что всегда волнует правительство Российской Федерации, потому что эти деньги лежат на остатках. Мы же получаем 60-70 млрд рублей в апреле, но расходуем их в течении года. Вот остатки и висят и они волнуют.


Таким образом, губернатор признал сложности освоения поступающих в бюджет региона денежных средств . Собравшиеся в зале услышали о том, что Корпорация Развития Сахалинской области фактически не выполнила свою задачу в прошлом году. С чем это связано и каковы реальные причины подобной пассивности – покажет время. Отток населения губернатор не признает, как и не признает засилье в регионе трудовых мигрантов из ближнего зарубежья. А ведь этот момент был основным в докладе начальника островной полиции, который звучал в зале буквально месяц назад.

Губернатор обошел ситуацию с ФАС, которое потребовало от него объяснений за проводимую политику в регионе. Ни одного упоминания.

Губернатор так и не объяснил, или не смог объяснить, для чего необходимо перегонять 15 миллиардов в Корпорацию Развития ДВ, чтобы получить их потом обратно, когда ни будь. К чему такие окольные пути финансовых потоков?

Мы не услышали в докладе примеров развития инвестиционных проектов, связанных с реальным сектором экономики региона. По условиям СРП область получает долю добытой продукции в натуральном выражении. Куда и как правительство использует эту долю? Где фармацевтическое производство (например), где инвесторы, которые стоят в очереди за этой долей нефти в коридорах правительства? Товар дорогой и цены не малой.

Есть еще одна «мелочь», которая резанула слух. Губернатор, рассказывая о социальной поддержке населения, упомянул сумму в 2 200 рублей, которую получает беременная женщина, вынашивающая третьего и последующего ребенка. «Для повышения качества питания матери» – таково назначение этих денег. Читатель понимает, что, если действительно эти деньги потратить на питание, на продовольствие которое не содержит пальмового масла, на свежее мясо и охлажденную рыбу – деньги закончатся в первый же день. Кушайте мамочка и ни в чем себе не отказывайте.

А ведь губернатор сказал: «Был у нас бюджет в сто миллиардов и таковым и остался, что изменилось?» Да он просто перспективно похудел.

Алексей Лукашевич, пресс-центр СРОПП КПРФ

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ