Сахалинский «Синдром рантье» оказывает влияние на экономику области?

0

Эффективное использование средств бюджетов всех уровней остается одним из приоритетов экономики страны и регионов. Любой финансист знает – деньги должны работать, приносить прибыль, а не лежать мертвым грузом.  На примере Сахалинской области мы видим, как бюджетные деньги размещаются на депозитах коммерческих банков, обеспечивая для банкиров условия работы, и зачастую не дают ожидаемой отдачи в реальном секторе экономики.

В течение 2017 года Комиссией по размещению средств областного бюджета на банковских депозитах принято решений о проведении отборов заявок кредитных организаций и заключении договоров банковского депозита на общую сумму 131 млрд рублей (прим.- общий объем доходов областного бюджета в 2018 году составлял всего 113,18 млрд рублей), фактически же было размещено 91,5 млрд рублей (со сроком возврата в течение финансового года).

Размещение средств по договорам банковского депозита производилось в коммерческих банках Банк ВТБ (ПАО), «Газпромбанк» (АО), АО «Россельхозбанк», ПАО «Сбербанк России» с которыми заключены генеральные соглашения. Всего в 2017 году заключено 35 договоров банковского депозита на суммы от 1 млрд. рублей до 8 млрд рублей со сроками размещения от 14 дней до 180 дней. Возврат указанных средств произведен коммерческими банками в установленные в договорах сроки.

Также произведен возврат средств по договорам, заключенным с коммерческими банками в 2016 году на общую сумму 19 млрд рублей, в том числе. Деньги находились на счетах ПАО Сбербанк России, Банк ВТБ (ПАО). От размещения средств областного бюджета на банковские депозиты коммерческими банками в 2017 году перечислены в доход областного бюджета средства в сумме 2 млрд 841 млн 736 тыс 400 рублей (размер процентной ставки от 7,6 % до 10,0 %).

Наряду с этим, в период с 2015 года, областной бюджет переводит в уставной капитал Акционерных Обществ многомиллиардные суммы денег, которые так и не смогли инвестировать в полной мере в экономику региона.

Сахалинское ипотечное агентство «проело» 15 многоквартирных домов.

Сахалинский бюджет продолжает накачивать капиталы Сахалинского ипотечного агентства, которое призвано обеспечивать островитян доступным и качественным жильем под эгидой исполнения государственных программ.

Для выполнения этих целей правительство Веры Щербины своим распоряжением от 2015 года создает АО «Сахалинское ипотечное агентство» (СИА –прим ред.), размер уставного капитала которого на 01.10.2017 года составил сумму в 9 млрд 577 млн рублей. В процессе деятельности агентства образовались «временно свободные» денежные средства, которые размещаются на депозитных счетах коммерческих банков.

С каких источников получает доход СИА? Основным источником доходов становятся проценты от размещения бюджетных денег на депозитах. В 2015 году (в год создания СИА) доходы от размещения средств на депозитах составляют 100% от всех доходов Акционерного Общества, в 2016 году – 97% (более 929 млн рублей), за 9 месяцев 2017 года сумма этих «доходов» составила 463 млн рублей.

Если суммировать эти поступления, за период с 2015 по 9 месяцев 2017 года получено доходов в размере 1 млрд 448 млн рублей.

При условии возврата этих денег в региональный бюджет можно было построить не один многоквартирный дом для социально незащищенных граждан!

Из расчета стоимости квадратного метра нового жилья в 150 рублей (в два раза больше чем строит агентство) стоимость строительства 12-ти квартирного дома общей площадью до 700 кв. метров составит 105 млн рублей. Таким образом за счет дополнительно полученных доходов агентства в 2015 – 9 месяцев 2017 года можно было построить ориентировочно 15 12-ти квартирных жилых дома.

Куда на самом деле были направлены эти деньги? В основном они направлялись на содержание самого аппарата СИА, покупку служебных автомобилей, мебели и оргтехники, оплату связи.

В итоге, 15 многоквартирных домов ушли на содержание бюрократии. Это стало возможным в отсутствие порядка использования денежных средств, которые получены от размещения на счетах бюджетных инвестиций и «возмещаемого»  НДС обществом. По сути, за счет регионального бюджета область могла получить современное жилье, получила очередной бюрократический аппарат, а региональное правительство поддерживает существующий порядок всячески оттягивая момент принятия решения по процедуре возврата в казну полученных процентов. Получилась неплохая кормушка, которой может позавидовать любое-реальное коммерческое предприятие.

Корпорация развития Сахалинской области в стадии «замершей беременности».

В 2015 году из сахалинского бюджета были изъяты и переведены в АО «Корпорация развития Сахалинской области» 50,2 млрд. руб.

Общий объем инвестирования Обществом в проекты за 2016 год составил всего 4,1 млрд. руб. Расходы Корпорации составили 269 млн.руб., налог на прибыль 986 млн.руб., чистая прибыль 3,95 млрд.руб.

Свободные средства Корпорация, как и областной Минфин, также размещала на депозитах в банках. За 2016 год доходы Корпорации от размещения депозитов составили 5,2 млрд руб.

Остаток средств Корпорации на 1 января 2017 года составлял:

– на расчетных счетах в размере 15,25 млрд руб., с начислением процентов;

– на депозитных вкладах – 30,2 млрд руб.

Т.е. ещё почти 45 млрд рублей были аккумулированы на счетах в коммерческих банках. Правда, чуть позже КРСО прокредитует сахалинскими деньгами “Фонд развития Дальнего Востока” – 15 млрд на льготных условиях, которые были попросту выведены из экономики Сахалинской области.


Ссылка по теме: Сахалинские госпредпрятия становятся рантье


Эти процессы вызывают серьезное беспокойство у депутатов-коммунистов.

Вот что сказал в своем выступлении руководитель фракции КПРФ в Сахалинской областной Думе Юрий Выголов, обсуждая отчет об исполнении бюджета в 2017 году:

Фото – sakhalin.info

– Несмотря на колебания курса рубля и цен на природные ресурсы, 2017 год для Сахалина прошел в целом успешно. Доходная часть бюджета составила более 113  миллиардов рублей.

По наполняемости бюджета мы занимаем второе место среди субъектов Дальнего Востока и являемся одними из лидеров по уровню бюджетообеспеченности на душу населения не только среди дальневосточных регионов, но и в целом по стране. Сахалин является одним из немногих регионов, где отсутствует государственный долг.

Но, ознакомившись с заключением Счетной палаты, складывается ощущение, что на Сахалине есть проблема с эффективностью расходования бюджетных средств. И неудивительно, что федеральный центр забрал у Сахалина часть доходов от реализации  шельфового проекта.

По данным контрольно-ревизионного органа, более 90 миллиардов бюджетных рублей в течение года размещались на депозитных счетах в коммерческих банках. С 2016 года на депозитах лежали еще неиспользованные 19 миллиардов рублей, которые вернулись в региональную казну уже в 2017 году. Более  45 неиспользованных миллиардов находились на счетах “Корпорации развития области”, которая впоследствии отдала 15 миллиардов Фонду развития Дальнего Востока.

Миллиарды были размещены  на счетах сахалинских предприятий, таких как ипотечное агентство, “Сахалинлизингфлот” и т.д., которые также крутили их в банках. И только в июле после обнародования информации удалось забрать у Сахалинлизингфлота 6 миллиардов обратно в бюджет.
Пи этом утвержденный порядок размещения областным минфином средств бюджета на банковские депозиты есть, а  утвержденный порядок размещения средств сахалинскими предприятиями мы до сих пор так и не увидели.

К сожалению,  такими деньгами мы до сих пор так не смогли обеспечить достойный уровень жизни на островах – как были на 53 месте по качеству  жизни, так и остались. По итогам прошлого года уровень газификации региона составил всего лишь 13,34%, мы в хвосте среди регионов по количеству дорог с твердым покрытием.

Сахалинская трасса на участке Оха — Ноглики превратилась в месиво

(Автодорога регионального значения, связывающая два района, которые приносят основной доход в бюджет Сахалинской области – прим. ред.)

Сомнительны и наши успехи в инвестиционной деятельности. Потенциальным инвестором пока что является сахалинский бюджет.

Очень много нареканий к работе органов власти в  строительной сфере. Помимо нарушений сроков строительства подрядчиками, отмены аукционов, ухудшилось  качество строительства. Пятый год  мы уже строим трехэтажное здание Центральной музыкальной школы. И в лучшем случае, построим его за семь-восемь лет, в худшем, получим такой же долгострой, как долинская ТЭЦ. Почему нет должного контроля за строительством социальных объектов  в области?

Большое неосвоение средств по Горному воздуху, в который мы регулярно вливаем бюджетные миллиарды. Помимо этого, надзорными органами выявлено значительное количество нарушений при проведении  работ в рамках строительства данного объекта.  Масштаб нарушений  таков, что отрицать его невозможно. Тем более акт проверки Горного воздуха в свободном доступе и размещен на сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Страдает и качество исполнения государственных программ. Отсутствует ответственность за неэффективное расходование бюджетных средств, несвоевременное освоение уже выделенных бюджетных средств.

Программа:

–  “Развитие внутреннего и въездного туризма” исполнена всего на 68,8%;

– “Экономическое развитие и инновационная политика” – на 79,7%,

– “Охрана окружающей среды” – на 80,4%,

– “Информационное общество” – на  88,9%

– “Обеспечение населения качественным жильем” – на 93,8%,

– “Развитие физкультуры  и спорта” – на 94,1%,

– “Обеспечение населения качественными услугами ЖКХ”  – 94,8%.

И, к сожалению, негативная тенденция к такому качеству освоения бюджетных средств продолжается и в этом году.

Поэтому необходимо   повышать результативность расходования бюджетных средств.

Расходы бюджета должны быть ориентированы на достижение результата и повышения качества жизни населения области. 

Вновь во главу угла встает вопрос повышения качества жизни островитян, повышения уровня их реальных доходов и сокращение количества бедных. Ведь не секрет, экономика страны столкнулась с таким казусным определением как «работающий-бедный». Доходы бюджета Сахалинской области так и не смогли исправить ситуацию и, на примере отчета правительства, мы видим ухудшающиеся показатели. Чем это вызвано? Одной из причин, наверное, является соответствующий уровень качества государственного управления территории от «кризисных менеджеров».

 

Алексей Лукашевич, пресс-центр СРОПП КПРФ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ