Практически год назад в аппарат ФАС поступило обращение о нарушении антимонопольного законодательства Правительством Сахалинской области и рядом хозяйствующих субъектов в 2016 году при реализации инвестиционного проекта по строительству животноводческих комплексов. Спустя 11 месяце дело так и не подошло к своему логическому завершению. Очередное заседание комиссии назначено на сегодня, 10 июля 2018 года.
По информации наших источников, команда к расследованию, не взирая на лица и занимаемые ими должности, поступила в ведомство Игоря Артемьева с “самого верха”. Материалы дела ведет Управление по борьбе с картелями ФАС.
В настоящее время, по результатам анализа имеющихся документов, уже установлено , что в действиях губернатора Сахалинской области, Правительства Сахалинской области, Министерства сельского хозяйства Сахалинской области, акционерного общества «Совхоз Южно-Сахалинский», акционерного общества «Корпорация развития Сахалинской области», общества с ограниченной ответственностью «Ханкайский агропромышленный комплекс «Грин Агро», общества с ограниченной ответственностью «Грин Агро-Сахалин», усматриваются признаки нарушения ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в предоставлении земельного участка в аренду без проведения конкурсных процедур, бюджетных средств для строительства животноводческих комплексов, а также устранении конкуренции выразившиеся в реализации запрещённого соглашения между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и хозяйствующими субъектами. Данные факты подтверждаются реализацией Плана-графика по созданию ООО «Грин Агро-Сахалин» и схемой реализации передачи земель и строительства животноводческого комплекса.
Статья 16. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации
Запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:
1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);
4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Как мы видим, список фигурантов дела весьма широк и охватывает как исполнительные органы региональной власти, так и хозяйствующих субъектов. В нашем случае примечательна часть 3 указанной статьи Закона, которая говорит о возможном переделе рынка и участии в этом процессе органов исполнительной власти.
В настоящее время, основным препятствием в завершении расследования ФАС является позиция Банка ВТБ (ПАО). Руководство банка отказывается предоставить сведения о финансовых операциях фигурантов дела, в том числе о движении денежных средств по счетам, сведения об IP-адресах, с которых осуществлялся доступ к системе «Клиент-Банк» (или аналога), а также сведения о MAC-адресах, которым были сопоставлены IP-адреса по физическим лицам.
До настоящего времени эти сведения остаются закрытыми, банк ссылается на “банковскую тайну”, отказывает государству в предоставлении запрашиваемой информации и контрольное ведомство (ФАС) вынуждено возбуждает дело об административном правонарушении.
ПАО “Банк ВТБ”, по версии ФАС, уже неоднократно становилось нарушителем федерального законодательства. Полный перечень санкций, наложенных на ВТБ уже в 2018 году, опубликован на официальном сайте антимонопольного ведомства.
С рассмотрением настоящего дела, с участием губернатора Сахалинской области, Правительства СО и подчиненного ему министерства связывают встречу губернатора с Президентом России Владимиром Путиным, которая должна состояться в ближайшее время.