Бедность жителей Сахалинской области остается одной из главных тем обсуждений “на кухнях” и практически не фигурирует в средствах массовой информации. Сотни тысяч людей на островах получают те или иные пособия. Однако, пресловутая “социальная направленность” сахалинского бюджета не спасает ситуацию.
Возможно, прогрессирующая бедность стала следствием перекоса в структуре экономики. Регион, в основном, живет на средства, поступающие от продажи углеводородного сырья – каменного угла, нефти и газа. Экономика низких переделов, которая характеризуется низкой добавленной стоимостью на производимые товары, не в состоянии наращивать внутренний спрос за счет увеличения доходов населения, способные, в свою очередь, вызвать встречный экономический эффект. Проблема закольцована и носит комплексный характер. В ней себя четко проявляет потенциал регулятора в лице исполнительной и законодательной властей – противоречия нарастают.
Собственно и трудоспособного населения на островах неприлично мало – почти половина из них пенсионеры и дети, к ним можно прибавить работников непроизводственной сферы (служащие и военные). Человеческого потенциала для развития высокотехнологичного реального сектора практически нет. Идея фикс губернатора Сахалинской области о развитии туризма, как локомотива экономики региона, вызывает у людей серьезные сомнения и скепсис.
Тревога о своем будущем, будущем своих детей вылилась в обращение общественников к Президенту Российской Федерации, губернатору Сахалинской области и депутатам Сахалинской областной Думы. Активисты просят в своем письме об увеличении размера социальных выплат для самых незащищенных слоев населения.
Приводим текст обращений полностью.
ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ К ПРЕЗИДЕНТУ СТРАНЫ О ПРОБЛЕМЕ БЕДНОСТИ ПЕНСИОНЕРОВ – СЕВЕРЯН
Южно-Сахалинск, 03 июня 2018г.
Владимир Владимирович! Короче изложить очень больную проблему невозможно. Поэтому предлагаем Вам лично прочесть две страницы этого Обращения полностью.
Сахалинское региональное отделение общероссийского Движения «ЗА ПРАВА ЧЕЛОВЕКА» повседневно сталкивается с самыми разными фактами бедности, проявления которой охватывают треть населения Сахалинской области. Но и в этой трети за гранью нищеты находится ещё каждый третий житель. Мы ещё раз напоминаем об этом, обращаясь к Президенту, Федеральному Собранию и Правительству с предложениями неотложно и резко усилить заботу об этих людях. Это в первую очередь пенсионеры, особенно одинокие, и немощные инвалиды, получающие по Вашему Указу за уход мизерные 1680 руб. в месяц. А знает ли Президент, что средняя пенсия на островах, «достигнув» 18 тыс. руб., составляет лишь 26% средней зарплаты в области – при том, что на материке этот процент составляет 37%! А здешние цены и тарифы на 40-60% выше материковских.
Областные власти гордятся высокой средней зарплатой, достигшей 68 тыс. рублей. Но ведь и средние цены всегда стремятся к среднему уровню покупательной способности населения. А это значит, что из-за высокой средней зарплаты наши пенсионеры страдают ещё больше! Но губернатор, поддерживая спорт, ветеранов боевых действий, ТОРы, строительство жилья, и некоторые немногочисленные уязвимые группы, не принимает реальных мер к поддержке самой большой из них-пенсионеров. Разве можно считать реальной поддержкой ежеквартальную выплату тем, кто имеет 40-летний стаж, 1 тыс. руб. в квартал ?!.. Единственной такой реальной мерой явились лишь принятые в 2015-м году решения о поддержке «детей войны». Но бюджет области способен на большее. А пенсионеров в его целевых группах нет.
Трагедия наших пенсионеров – в их неспособности влиять на размер своих доходов, уровень которых полностью зависит от федеральных и областных властей. Поэтому только Вы можете помочь, если уровень Вашего сострадания к пенсионерам-северянам станет адекватным уровню понимания трагичности их положения. Но пока давно известные инструменты поддержки северян не используются. Наоборот – под разными предлогами выхолащиваются даже ранее принятые нормативные акты, в первую очередь Закон 1993г. о ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЯХ СЕВЕРЯНАМ.
Мы считаем, что конкретные действия в преодолении бедности, недавно декларированные Вами, неотложно должны стать широкой программой реальных действий всех органов власти, независимо от сроков достижения полной достаточности источников повышения доходов бедной трети населения. И в первую очередь надо повысить пенсии северян, которые резко обеднели после подписания Вами в 2001 году пенсионного закона. Именно тогда районные коэффициенты сахалинским пенсионерам срезали на 20%, воскресив пресловутую «непроизводственную сферу» –
без учёта, где зарабатывалась пенсия. Но и этой узурпации Закона о Северах Вам и Правительству оказалось мало: Вы ввели в пенсионный закон «коэффициент соотношения зарплаты пенсионера и средней зарплаты по стране», из-за чего реально заработанная до того пенсия сокращается на 30-50%. Плюс к тому убрали полуторный стаж, вольно или невольно введя уравниловку. И после таких «мер поддержки» пенсионеров-северян Вы декларируете озабоченность оттоком населения дальневосточников, которые нутром чуют всю её фальшь, каждодневно видя такое отношение к старшему поколению…
Заверяем Вас, Владимир Владимирович, что мы не «перегибаем палку» в этих острых оценках. Вот ещё один свежий разительный пример презрения Правительства к насущным интересам пенсионеров-северян. По итогам 2016г. при официально объявленной инфляции 12,9% Вы проиндексировали пенсии лишь на 4%, и то только для неработающих пенсионеров – не сделав никакого исключения для ранее незаконно обиженных Вами пенсионеров-северян. Хуже того: когда в январе 2017г. выдали всем пенсионерам страны по 5 тыс. руб., «забыв» о том, что покупательная способность рубля на Северах ниже, чем в иных районах страны, не менее, чем на размер районных коэффициентов. Так 5000 рублей превратились для островитян примерно в 3200 рублей… Мы вносили Вам, Федеральному Собранию и Правительству предложение о необходимости применения к этой разовой выплате действующих на Северах районных коэффициентов. Но Ваше Правительство дало заключение об отсутствии в бюджете нужных для этого 7 млрд. рублей…..
Не только нищий, но даже и бедный человек не может быть реально свободным, обладать человеческим достоинством, ибо сущность бедного человека отравлена угнетённым сознанием ежечасной заботы о пропитании, о нелеченных болезнях, о невозможности помочь детям и внукам. Сохранение такого положения ущербно как для достоинства власти, так и для совести всего гражданского общества страны. И волею федеральных властей в составе бедных в последние годы попали пенсионеры-северяне, нуждающиеся во внеочередной поддержке.
Однако нынешние темпы снижения общего уровня бедности и числа бедных недопустимо низки, чему способствуют и недостоверная статистика, и порочные методики исчисления доходов и реальной инфляции для бедных, структура расходов которых и состав потребительской корзины действующими методиками не учитываются, радикально искажая реалии. А у пенсионеров-северян уровень бедности не только не снижается, а нарастает, в том числе и в связи с ростом средних зарплат.
Всё это – следствие того, что борьба с общей бедностью беззащитных пенсионеров, и особенно пенсионеров-северян, до сих пор не стала приоритетной целью властей. Одним из доказательств этому является и факт исключения из программ центральных и местных телеканалов социальной проблематики, без обсуждения которой обществом решение этих проблем невозможно. Именно поэтому мы предлагаем начать борьбу с бедностью с гласного обсуждения этих задач обществом и властью. И в первую очередь проблема такой уязвимой группы, как пенсионеры-северяне, которую мы считаем особо острой – даже острее и намного актуальнее мостового перехода с материка…
Призываем Вас сделать борьбу с бедностью и поддержку пенсионеров-северян главным своим приоритетом !
Совет Сахалинского регионального отделения Движения «За права человека»
г.Южно-Сахалинск, 03 июня 2018г
«О необходимости принятия системных мер для преодоления бедности в области» Губернатору Сахалинской области Кожемяко О.Н. . Председателю Сахалинской областной Думы Хапочкину А.А. . Всем депутатам Сахалинской областной Думы
Уважаемые руководители и депутаты!
Наличие ряда положительных среднедушевых показателей уровня жизни в нашей области не может позволить Вам не видеть сохраняющийся недопустимый гигантский разрыв в уровне реальных доходов различных групп населения, в результате которого в области сформировалось устойчивое меньшинство жителей, реальные доходы и уровень жизни которого кратно ниже среднего по области. Мы именуем это меньшинство «бедной третью населения», отличительной особенностью которого является его неспособность влиять на уровень своих доходов. Это в первую очередь большинство из 166 тысяч пенсионеров, и иных уязвимых групп населения, доходы которых зависят только от размера выплат, установленных им органами власти.
В составе этой трети особенно страдают дефицитом доходов неработающие, больные, престарелые пенсионеры и инвалиды, требующие ухода – размер выплат за уход составляет лишь позорные 1680 рублей в месяц (!), при стоимости услуг сиделки примерно 24 тысяч. Нынешним ущербным пенсионным законодательством наши пенсионеры лишены установленных «северным» законом ряда ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ – для всех, кроме курильчан, применяются сниженные на 20% районные коэффициенты по т.н. «непроизводственной сфере», а произвольно установленные предельные коэффициенты соотношения среднего заработка пенсионера и среднего заработка по стране снизили заработанную на Северах пенсию на 20-40%, и повлекли уравниловку; отменены полуторное исчисление «северного» стажа и жилищные субсидии на переселение северян на материк.
В итоге таких «мер поддержки» пенсионеров-северян средний уровень пенсий в области, «достигший» 18600 рублей, составляет лишь 26% утраченного заработка – при том, что аналогичный показатель пенсионеров в среднем по стране составляет сейчас более 37% ! Спрашивается, чем пенсионеры-северяне провинились перед государством, допустившем в последние 17 лет такой разрыв уровня жизни северян с пенсионерами на материке, большинство которых к тому же избавлены от дискомфортных особенностей островной жизни? Но и это не всё. Следует учесть цену потребительской корзины пенсионера, растущую по мере роста средних зарплат по области, ибо розничные цены, в первую очередь на продовольствие, объективно подтягиваются к средней покупательной способности населения, растущей за счёт роста зарплат. А в структуре расходов бедной трети расходы на питание доминируют – в отличие от иных групп населения. Поэтому даже столь положительный факт, как рост средних зарплат, больно бьёт по и без того тощему кошельку бедной трети населения.
Как яркий недавний пример порочного отношения государства к пенсионерам-северянам следует напомнить факт выплаты всем пенсионерам страны одинаковой пятитысячной суммы т.н. компенсации за вероломное неприменение в 2017-м году установленной законодательством ежегодной индексации пенсий прямо пропорционально официальному уровню инфляции, составившему в 2016г. 12,9%, хотя реально цены на продовольствие повысились по разным оценкам от 18 до 34%. И к этой единовременной компенсационной выплате государство «забыло» о необходимости учесть повышенную цену потребительской корзины в северных районах, и не применило к этой выплате районных коэффициентов, сославшись на отсутствие в бюджете необходимых для этого 7 млрд. рублей.
Ещё хуже то, что и ВЫ НЕ ПОДДЕРЖАЛИ наше ПРЕДЛОЖЕНИЕ О ДОПЛАТЕ СУММ РАЙОННЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ ПЕНСИОНЕРАМ ОБЛАСТИ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА, ограничившись предложением об этом федеральным властям. Хотя для реализации этого практически символического акта справедливости требовалось найти лишь 340 млн. рублей. Важно отметить, что губернатор Приморья В.В. Миклушевский и Дума Приморья нашли нужным доплатить своим пенсионерам по 1 тыс. руб., хотя и районных коэффициентов, как у нас, в Приморье нет, и бюджетная обеспеченность жителей Приморья гораздо ниже сахалинской. Стало быть, дело не в достаточности бюджетных источников, а в дефиците понимания реальной бедности сахалинских пенсионеров, или в дефиците желания реально помочь им.
Но ведь кроме Вас сделать это некому! Вы можете возразить, что в области уже применяются ряд мер адресной поддержки ряда групп населения. А мы утверждаем, что все эти меры, за исключением принятых в 2015г. мер поддержки «детей войны» и затрат на школьное питание, столь «адресны», и обставлены столь значимыми процедурными барьерами их предоставления, что фактически охватывают не массовые группы, а весьма ограниченное количество получателей, составляющее зачастую лишь единицы или десятки получателей.
Такие адресные точечные меры никак нельзя счесть системными мерами преодоления бедности. А требуется принятие именно системных мер, включающих как неотложные и среднесрочные, так и перспективные меры. Это может быть обеспечено лишь программно-целевым методом решения этой важнейшей социально-политической задачи, если и Вы сочтёте её острой. И мы предлагаем Вам неотложно приступить к разработке такой программы с тем, чтобы утвердить её Законом области до начала формирования бюджета на 2019 год, чтобы хотя бы минимально необходимые затраты на эти цели были предусмотрены в бюджете следующего года, независимо от достаточности источников формирования областного бюджета, предусмотрев в Законе о бюджете максимальное добавочное финансирование затрат по этой Программе в случае получения бюджетом дополнительных доходов.
Можно было бы сказать, что эта давно назревшая работа Вами уже началась, поскольку недавно принятое решение о выплате пенсионерам, отработавшим в области больше 40 лет, 5 тыс. рублей в квартал вместо 1 тыс. рублей, касается значительного количества пенсионеров- 27 тыс. человек. Но мы считаем эту меру внесистемной, ибо она явилась результатом спонтанных, а не программно-целевых действий. Доказательства очевидны: сразу вслед за этой давно перезревшей мерой устранения лишь символического отличия людей, внесших наиболее значимый по длительности труда вклад в развитие области, началось обсуждение углубления и расширения круга получателей подобных выплат. При этом никому не известно, чем и когда это обсуждение закончится, является ли оно мерой борьбы с бедностью, или только стимулом к
увеличению островного стажа работы; будет ли принятое решение «шубой с барского плеча» губернатора, или очередным шагом реализации продуманно разработанной областной государственной целевой программы преодоления бедности, подлежащей разработке, принятию и финансированию в порядке, установленном Бюджетным Кодексом.
Только такое решение мы считали бы правильным, ибо оно способно постепенно запланировать и решить ряд системных задач – не только по введению новых мер поддержки, но и в отмене ряда действующих и ставших привычным ограничений различных выплат. При этом необходимо помнить, что федеральное законодательство не только не запрещает, но во многих нормативных актах поощряет возможность любых выплат сверх установленных федеральным законодательством за счёт средств региональных и местных бюджетов. Мы противники всякой халявы и уравниловки для тех, кто способен зарабатывать сам. Но ведь речь идёт о тех, кто сам зарабатывать и влиять на размер своих доходов никак не может!
Судите сами. Разве не следует срочно установить реально необходимые выплаты сиделкам за уход за немощными людьми? Почему нельзя увеличить жилищные субсидии малоимущим многодетным семьям, инвалидам, ветеранам труда, участникам боевых действий с 50 до 100% ? Или удвоить нынешние мизерные пособия по безработице, в первую очередь для молодёжи? Или резко увеличить нынешнее незначительное финансирование общественных работ, тоже нужных хотя бы для временного сезонного трудоустройства и заработков молодёжи? Почему невозможно за счёт бюджета доплатить пенсионерам недоплачиваемые пенсионным фондом 20 % районных коэффициентов ? Или те же 20% для студентов, к стипендиям которым также незаконно применяются районные коэффициенты, сниженные на 20% ? Ведь Вы же установили себе зарплату с «производственным» коэффициентом 1,6., а полунищим пенсионерам нет …
Почему до сих пор применяются, полагаем, порочные ограничения для тех лиц, которые заслужили право на несколько льгот, а им запретили использовать все, кроме одной, цинично предлагая выбрать самому любую из них, но только одну ? Это касается даже и таких больших заслуженных групп лиц, которые имеют звание ветеранов труда России, или участников боевых действий, или Почётных доноров России, ежегодные компенсационные выплаты которым федеральные власти не индексируют уже несколько лет, как и пресловутый материнский капитал. Почему нельзя доплачивать суммы районных коэффициентов к тем выплатам из федерального бюджета, к которым эти коэффициенты до сих пор не применятся – это и ежемесячные небольшие (от 1,5 до 3 тыс.) доплаты инвалидам, и тот же материнский капитал, и нормы финансирования лекарственного обеспечения инвалидов, и ряд других.
Московские власти только в этом году увеличили ранее действовавшие региональные доплаты своим пенсионерам на 3 тыс. рублей. Но, хотя в нашей области бюджетная обеспеченность каждого жителя идет вслед за московской, НИКАКИХ ДОПЛАТ к страховым пенсиям островным пенсионерам не выплачивается до сих пор! – при том, что вышеизложенные обстоятельства показывают необходимость установления региональных доплат к пенсиям хотя бы по уровню роста средних зарплат в области. Кроме того, отменив ранее принятый с большой помпой Закон области о «Фонде поколений», средства, поступающие от разработки шельфа и формирующие ныне бо’льшую часть бюджета области, Вы расходуются не на поддержку тех пенсионеров, которые эти доходы заработали своим многолетним трудом, а на ряд имиджевых объектов, которыми эти пенсионеры воспользоваться уже не смогут…
А как похоронить пенсионера на выделяемые пенсионным фондом 7 тыс. рублей, если даже на скромные похороны требуется втрое больше, а на скромное обустройство захоронения ещё не меньше 40-50 тысяч? Так почему бы нашему бюджету не ввести доплаты до реально необходимого уровня пособий по смерти, – тем более, что раньше такое пособие составляло 10 МРОТ, а сейчас урезано до 7 тыс. рублей? В год в области умирает около 6 тыс. пенсионеров, на достойные похороны каждого требуется хотя бы 70 тыс. руб., всего 420 миллионов…
Наконец, до каких пор Вы будете поддерживать дефицит собственной потенции, позволяя неравнодушным жителям собирать «по кругу» деньги на лечение за пределами области тех детей и взрослых, которых вылечить, а иногда и спасти жизнь в области пока невозможно – вместо того, чтобы узаконить критерии оплаты такого лечения и предусмотреть необходимые суммы в бюджете и Ваших резервных фондах ? То же – относительно мизерного количества льготных путёвок для лечения пенсионеров. И вовсе нет оплаты затрат на сопровождающего, без чего немощные пенсионеры не могут съездить на материк для последней встречи с родными…
И ещё. У Вас есть немало возможностей воздействия на органы федеральной власти – Президента, Федеральное собрание, Правительство, чтобы побуждать их принимать решения, необходимые беднякам области, включая официальное внесение нужных законопроектных предложений. Конечно, не потратив на борьбу с бедностью зарезервированные собственные 40 млрд. рублей, найти понимание федеральных властей трудно. Но если Вы признаете это своей грубой ошибкой, то останется надежда и на понимание важности этой задачи даже федералами. Ведь сейчас актуальность борьбы с бедностью подчёркивается и Президентом!
Уважаемые руководители и депутаты! Вы знаете, что отношение к старикам и детям является мерилом нравственности власти. И молодёжь, видя Ваше нынешнее явно слабое внимание к старикам, проецирует его на своё будущее, формируя нигилистическую реакцию на него. Эти обстоятельства должны стать дополнительными стимулами для радикальной перемены Вашего нынешнего достаточно холодного отношения к бедной трети населения. И потому мы вправе надеяться на осознание Вами необходимости реальной системной борьбы с бедностью, и такого к ней отношения, какое требуется от властей для решения острых первоочередных задач.
Ваше отношение к изложенному вопросу просим сообщить, не прибегая к перечислению общеизвестных ранее уже принятых мер социальной поддержки, как это обычно практикуется.
Просим губернатора не передоверять подписание ответа на это обращение любым иным лицам, ибо никто кроме губернатора, не вправе оценить реальную значимость и актуальность внесённых предложений, планировать и определять такие меры борьбы с бедностью, которые следует включить в областную государственную Программу, и установить очерёдность мер реализации и объёмы необходимых для этого сумм финансирования.
Просим председателя областной Думы обеспечить ознакомление с данным обращением каждого депутата, включая тех, кто ко времени получения обращения находится в отпуске.
С уважением, председатель Сахалинского регионального отделения общероссийского общественного Движения «ЗА ПРАВА ЧЕЛОВЕКА» М.А Куперман 8-962-416-1841 05 августа 2018г. Исх. № 45.