Всего три дня, с 11 по 13 сентября 2018 года, продлится IV Восточный Экономический Форум во Владивостоке. Основные его задачи – привлечение инвестиций в макро-регион, защита инвестора и снижение административных барьеров. В рамках ВЭФ уже существует целый перечень инвестиционных проектов. Сахалинский павильон, представленный на Форуме, отразит идею моста “Сахалин – Материк”. Однако, мостовой переход не попал в опубликованный перечень проектов. В какой стадии он находится сейчас?
Идея соединить остров Сахалин и материковую часть страны витает в воздухе почти семьдесят лет . Еще в 1950 году Иосиф Сталин выступил с идеей построить тоннель протяженностью 10 километров. Работы начались и, спустя три года, завершились ничем, к сожалению.
Однако, как говорили древние строители: “Сначала было слово”. В любом случае, саму идею развития транспортной системы Дальнего Востока, частью которой мог бы стать транспортный переход на остров, ни кто не отметает. В феврале 2008 года в администрации Сахалинской области было проведено заседание по вопросам транспортного сообщения области с материком. В разработке транспортного перехода приняли участие 14 проектных и научно-изыскательских институтов. Стоимость строительства оценена в 300–330 млрд рублей. И уже в 2013 году проект оказался на стадии согласования. Основной вариант – двунаправленный железнодорожный мост по которому будут доставляться вагоны с помощью двух локомотивов. Заметим особо, автомобильное движение по мосту не предусматривалось. В этот проект тогда входило строительство железной дороги от БАМа и до поселка Ныш.
В 2017 году Президент Владимир Путин заявил, что решение о начале строительства ещё не принято, как и вариант соединения Сахалина с континентальной Россией — мост или тоннель, а также назвал предварительную стоимость строительства моста — 286 млрд рублей. Чуть позже, министр транспорта России Максим Соколов сообщил, что проектирование железнодорожного моста на Сахалин начнётся в 2018 году.
В конце 2017 года пресс-служба правительства Сахалинской области сообщила, что строительство транспортного перехода «Сахалин — материк» может начаться в 2021 году. Общая стоимость проекта оценивается в 540,3 млрд рублей, из которых почти половина (252,8 млрд рублей) будет затрачено на сооружение 6-километрового моста. Стоимость проекта, в сравнении с 2008 годом, уже “прибавила в весе” 200 млрд рублей.
540 млрд рублей – это 542 тонны денежных знаков, в купюрах по одной тысячи или или 27 100 самосвалов типа КАМАЗ с 20-ти тонным кузовом.
Тогда же, в правительстве заявили проект мостового перехода (вариант с тоннелем уже не фигурирует в наши дни, хотя иллюстрации пестрят именно автомобильными вариантами) должен быть подготовлен в течении трех лет и, в случае его успешного согласования, строительство начнется в 2019 году, а завершится – в 2023 году.
Возможно, со сроками старта начала работ региональные чиновники слегка поторопились. Три года от 2017 это уже 2020 год, не раньше. Второй раз сахалинское правительство поторопилось, когда Президент Владимир Путин, летом 2018 года, заявил, что он только сейчас поручил проработать вопросы, связанные с этой грандиозной стройкой. Похоже, в лучшем случае, при условии уже начавшихся работ по проектированию перехода, начало строительства возможно начнется не ранее 2021 года. И это не факт.
Однако…
Наивно полагать, что строительство моста на Сахалин это лишь сам мост и подъездные пути к нему. Вот что говорит Министерство транспорта Российской Федерации:
- В 2013 году была выполнена научно-исследовательская работа по теме: “Разработка научно обоснованных предложений в области повышения конкурентноспособности международного транспортного коридора “Транссиб”, в направлении Европа-Россия-Япония, с оценкой возможного использования территории острова Сахалин и инженерно-технической возможности создания транспортных переходов через пролив Невельского и пролив Лаперуза”.
То есть, возможный мостовой переход на остров является лишь “маленькой” частью глобального логистического проекта. В рамках этой работы был выполнен проект (!!!) технического задания на проектно-изыскательские работы (!!!) по инвестиционному проекту строительства железнодорожной линии Комсмольск-на-Амуре (Селихино) – Ныш с постоянным переходом через пролив Невельского. Напомним, сегодня, спустя пять лет, этот проект отсутствует в перечне инвестиционных проектов IV ВЭФ.
По результатам предварительных расчетов окупаемость инвестиций в проект строительства моста без средств государственной поддержки не достигается, а расходы на содержание инфраструктуры не покрываются возможными доходами. Коммерческая ценность моста под вопросом, однако мы помним о второй стороне проекта – стратегической. Действительно, развитие территории возможно лишь при наличии развитой транспортной составляющей.
Что необходимо для реализации проекта мостового перехода? По информации Минтранса РФ:
- необходимо строительство новой портовой инфраструктуры на острове Сахалин;
- модернизация объектов железнодорожной сети на острове. И это не только перешивка колеи с узкоколейки на материковский стандарт.
- Проведение модернизации БАМа и Транссиба до 2024 года, согласно Указа Президента;
- синхронизация указанного проекта с планами по увеличению пропускной способности действующих угольных терминалов портов Ванино и Восточный.
И, самое главное, модернизация БАМа и Транссиба стоят в этом глобальном проекте развития ДВФО на первом месте, как и строительство портов. И только после – мост на Сахалин. Видимо, вопрос наращивания скорости доставки грузов на всем протяжении путей до запада страны стоит остро. В противном случае коммерческая ценность возможностей транспортного коридора, для зарубежных клиентов, снижается.
Исходя из этого, мы полагаем, начало реализации проекта строительства мостового перехода на Сахалин возможно лишь не ранее 2025 года и этот процесс сопряжен с мощным подготовительным этапом по всему Дальневосточному региону. В ходе обсуждения проекта он уже подорожал практически в два раза. За последующие семь лет его цена может еще возрасти и достигнуть психологической отметки в триллион рублей. А ведь мы помним, строительство моста невозможно без участия бюджета.
Иллюзий не питаем.
Во всяком случае, пока у властей есть уникальная возможность задействовать идею моста в различных предвыборных и просто PR-акций. Времени еще вагон и маленькая тележка.
А что возить? Ставший по новому списку Форбса
одним из двухсот самых богатых бизнесменов
России недавний сенатор от Сахалинской области
А.Верховский, владея рыболовной флотилией, напрямую
гонит рыбу в Китай, Южную Корею. Закрыты все
бумкомбинаты, шахты, зверосовхозы, большинства
других предприятий. Осталась одна нефтянка, к кото-
рой присосались зарубежные компании. Двум стареньким
паромам порой нечего делать.
“Ведомости”, “Московский комсомолец” и др. дружно сообщили
о недостатке грузов для моста на Сахалин. Примерная стоимость
самого моста через Татарский пролив длиной 6 км 252, 3 млрд. р.,
всего объекта с железнодорожными путями – 540,3 млрд. рублей.
На эти деньги следовало бы сначала восстановить порушенные в
ублюдочные 90-е базы океанического рыболовного флота, угольные
шахты с ценными породами угля, ЦБЗ (перестаивают массивы леса, а
даже туалетная бумага завозится из Японии). леспромхозы, совхозы,
зверосовхозы (Сахалин брал призы на Лондонских аукционах), олене-
водческие хозяйства, строительные предприятия, морской транспорт
( Сах. мор. пароходство практически перестало существовать, работает
в основном на нефтянку, наглядно это видно на фото на сайте губерна-
тора). Только после возрождения экономики стоит вернуться к планам
строительства моста.