В редкие солнечные дни тысячи жителей юга Сахалина устремляются на природу. Выбор водоемов не особо велик. Анивский залив попахивает, на воды Татарского пролива в Яблочное ехать далеко, да и дороги там нет, одно направление. Остается побережье Охотского моря, его холодные воды, прилегающие озера и реки. Одно из привлекательных озер – озеро Тунайча. Мы выехали на место чтобы посмотреть, имеет ли сахалинский житель, во имя бога развития внутреннего туризма (а такой есть и ему регулярно отправляют молитвы на Коммунистическом проспекте), возможность отдохнуть на его берегах.
Часть первая: берег не для всех.
Охватить все побережье этого великого озера мы не смогли за один день. Совместно с представителями Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратуры и общественниками мы выдвинулись в район расположения туристической базы “Бирюсинка”.
Хотелось просто понять, имеет ли возможность обычный гражданин там отдохнуть, обеспечен ли доступ отдыхающих к береговой линии озера.
Нас не пустили, ворота закрыты на засовы, за забором слышится лай псарни, а у калитки то и дело мелькал работник, который передавал нам записки с координатами собственника.
Осмотрелись. Конечно, мы не смогли пройти вдоль берега, на котором расположилась эта сверх- закрытая база отдыха.
Лишь одинокий причал, по виду напоминающий капитальный, выходил в озеро.
Река впадающая в озеро оказалась перекрыта с двух сторон.
Разворачиваемся и возвращаемся к развилке автодороги, где расположены еще две базы отдыха, видимо “трудящихся”.
Одна из них “Альбатрос”, вторая имени не имеет. Причем на карте господина Яндекса все перепутано и “Альбатрос” парит на месте той самой, безымянной. Т.е. все наоборот.
Здесь нас ждали представители администрации и компании, владеющей этим локальным раем на островной земле. Делегацию проверяющих встречали два злых пса, которые отработав обед принялись с нами заигрывать.
Наши источники оперативно уточнили информацию и выяснили – “рай” принадлежит известной компании – ООО “Инвеста групп Сахалин”. А учредителя компании, Карину Закоморную, связывают с именем известного беглеца от рук правосудия, бывшего мэра Южно-Сахалинска Андрея Лобкина. К слову, Закоморная регулярно финансирует еще одну компанию ООО “Экосити”, финансирует непосредственно из рук Департамента городского хозяйства областного центра. Мусор – дело прибыльное. Иначе каким образом возник “рай” у берега озера Тунайча?
Представители администрации базы отдыха подтвердили – место отдыха лишь для избранных особ. Хотя, если добропорядочный семьянин сможет пробраться к урезу воды напротив базы, его наверное не выгонят.
А может и выгонят, не точно…
Соседняя база отдыха была пуста, мы досконально проверили доступ отдыхающих к воде, пройдя по маленькому мосту вдоль берега.
И там мы не обнаружили групп отдыхающих. Домики стойко ожидали ограниченный круг своих юзеров.
Часть вторая, бюджетная. Шагаем по широте финансовых “штанов”.
Вторая часть нашего путешествия привела группу на территорию санатория “Лесное озеро”.
Здесь придраться было не к чему, практически, но…
Пастораль, золотая сахалинская осень.
Тихие воды озера плещутся у ног редких отдыхающих.
Функционирует бассейн, лечебные грязи соседнего озера Изменчивое привозят в лечебницу, бани различного вида.
Современные тренажеры расположены в помещениях с видами.
И в дополнение к этому питание шесть раз в день. Казалось бы, вот вам готовое место для отдыха трудящихся и людей преклонного возраста. Воды озера уже распахнулись в ожидании внутренних туристов (простите).
Однако, корпуса практически не заполнены взрослым населением наших островов. Единственное, на наш взгляд, препятствие – финансовый барьер. Именно им отгородились областные чиновники от местного населения.
Если ранее, при поддержке социальных служб, стоимость отдыха для пенсионера составляла 700 рублей в день (полный пансион с лечением), то теперь эта цифра выросла до 2 600 рублей в сутки.
С приходом нового состава правительства в регион проблема с отдыхающими “решена”. Особенно решена на фоне снижения качества воздушных перевозок до Москвы. Теперь рейсы до столицы выполняет авиакомпания “Россия”, которая пришла на смену своей материнской компании “Аэрофлот” – цены те же, скученность людей на борту выше, терминал в Шереметьево старый. Теперь и на месте отдыхать только “дикарем” в палатке.
Кстати, на территории мы обнаружили неопознанный плавающий объект – катер на прицепе. Уже в Южно-Сахалинске нам подсказали – судно, возможно, принадлежит Производственно-техническому управлению правительства Сахалинской области.
Так ли это и для каких целей казенное предприятие содержит там свой “флот” мы пока не знаем.
Во всяком случае, никаких опозновательных знаков на борту катера нет.
Уезжать было грустно, солнце припекало…
Часть третья, частно-собственническая.
Мы двинули вдоль протоки Красноармейской (озеро Тунайча) по одноименной улице села Охотское.
Здесь мы обнаружили множество самодельных причалов. Скорее всего, документации-согласований на их постройку у владельцев нет.
А в конце улицы высится свежепостроенный капитальный забор, огораживающий участок и очередной частный двор.
Выход к воде перекрыт. Поговаривают, владелец свежего забора – лицо высокопоставленное в Корсаковском районе. Он чуть ровнее равных жителей.
Таким образом мы охватили своим вниманием лишь малую часть озера Тунайча. Итог неутешительный. Самые привлекательные и доступные места заняты частными фирмами, которые не обещают отдых простому жителю, жителю без связей. Бюджетное учреждение отгородилось от местных туристов финансовым “забором”, а приближенные захватывают берега водоема, уверенные в стабильности своего положения в узком обществе и процветании.