Инвестиции в свиней или многоликий Янус

0

Нынешняя публикация станет логичным завершением предыдущих двух.

В первой – мы рассказывали о том, как погибли свиньи на территории животноводческого комплекса в Таранае. Эти сведения привлекли наше внимание. В результате ЧП погибло более двухсот свиней, практически тот же объем оказался рядовым событием, а общий объем потерь в течении одного месяца составил 447 голов. Для их уничтожения, потребовались дополнительные мощности и был задействован резервный крематор. К сожалению, в открытом доступе отсутствуют данные о количестве погибшего поголовья за весь период работы свинокомплекса. А ведь закупки свиней осуществляются с помощью бюджетных «инвестиций» и должны находится под неусыпным контролем.


Ссылка по теме: Только в декабре 2016 года на свинокомплексе в Таранае пало 447 свиней


Следующий эпизод – «экологический», продолжил летопись работы резидента ТОР «Южная». И там появились неудобные вопросы. В различных документах фигурируют миллионные суммы, истраченные на приобретение очистных сооружений. На деле, жители маленького села по соседству ощущают стойкий запах навоза, в составе воды окрестных рек имеется превышение ПДК бактерий в сотни раз, а над полями разносится черный дым от крематоров. И вновь, как минимум, встает вопрос об эффективности использования бюджетных «инвестиций», доля которых в проекте составляет 90%.


Ссылка по теме: Свинокомплекс в Таранае: вонь, дым и тухлые реки


В кого вливаются деньги бюджета Сахалинской области, прошедшие короткий путь через «Корпорацию развития Сахалинской области»? Полный анализ финансово-хозяйственной деятельности проекта мы вам предоставить не сможем, да это и не наша задача. Мы лишь обозначим те моменты в истории, которые показались нам интересными.

В различных отчетах и публикациях СМИ, как правило, фигурирует лишь название «Мерси Агро Сахалин», без четкого обозначения формы собственности. Иногда мы встречали в материале одного пресс-релиза, который описывал достижения резидента ТОР, названия АО «Мерси Агро Сахалин» и ОАО «Мерси Агро Сахалин». А ведь есть еще ООО «Мерси Агро Сахалин» и ООО «Мерси Инвест Групп».

Почему так происходит? Попробуем рассмотреть всех участников, которые так или иначе засветились вокруг злополучных свиней. У нас получилась следующая схема:

 

Безусловно, перечень этих субъектов далеко не полный, но основные попали на иллюстрацию.

Если принять во внимание основного получателя бюджетных средств, то им, в настоящее время, является АО «Мерси Агро Сахалин». ОАО «Мерси Агро Сахалин» является предшественником АО и имеет с ним общий ИНН 6501256318. В какой исторический момент происходит реорганизация мы точно не смогли установить, однако в материалах суда ОАО упоминается еще в январе 2016 года. В так называемый «постхорошавинский период». В этих материалах рассматривается законность выделения государственной субсидии в адрес ОАО «Мерси Агро Сахалин», истцом по делу выступало Министерство сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области.

Кстати, вопросы о выделении субсидий АО «Мерси Агро Сахалин» рассматривались в ходе заседания еще одного суда по делу бывшего губернатора области Александра Хорошавина. Тогда, Олег Зубахин (бывший руководитель ОАО «Мерси Агро Сахалин»)  рассказывал о том, что выделение субсидий предприятию было (якобы) обеспечено передачей наличных денег подсудимому Борисову (экс-министру сельского хозяйства).

В ходе заседания Зубахин озвучивает смену формы собственности предприятия с ООО на ОАО (???). Обывателю действительно трудно разобрать этот «винегрет» из «Мерси Агро Сахалин».

Повторимся, один и тот же ИНН имеет АО «Мерси Агро Сахалин» и его предшественник ОАО «Мерси Агро Сахалин». Само же ООО «Мерси Агро Сахалин» стоит особняком в этой схеме, являясь учредителем двух предыдущих, имеет в своем штате всего одного сотрудника и основная деятельность которого – бухгалтерский учет.

“ОПГ”

Эта же форма собственности (ОАО) упоминается в конце 2016 года в переписке между адвокатской конторой OPG и Генеральным директором по делу № А59-4639/2016, которое предлагала руководителю свинноводческого комплекса свою помощь в арбитражном суде. В своем письме юристы так же предлагали варианты «решения проблемы» – банкротство компании или ее офшоризацию.

Еще совсем недавно Правительство Сахалинской области имело 49% акций в ОАО «Мерси Агро Сахалин». После реорганизации предприятия, состав акционеров исчез из публичного поля. Имеются лишь упоминания двух собственников: ООО «Мерси Агро Сахалин» и Андрея Мезенцева. А ведь 49% акций Правительства оценивались в сотни миллионов рублей.

Деятельность и финансы АО «Мерси Агро Сахалин», в которое вливают 2 млрд бюджетных средств, контролирует ООО «УК «Мерси Инвест Групп» и ее учредители: Виктория Бодаева (99%) и Станислав Ермоленко (1%)

Эти же персоны (Бодаева-Ермоленко), через два юридических лица, выходят на очередную компанию АО «Свинокомплекс Сахалинский», вторым учредителем которой значится Татьяна Голятина, имеющая опыт ликвидации юридических лиц. С этим очередным свинокомплексом, наиболее странная картина.

Основной вид деятельности АО «Свинокомплекс «Сахалинский» – разведение свиней, точно такой же как у АО «Мерси Агро Сахалин». АО «Свинокомплекс «Сахалинский» не упоминается в публикациях СМИ, оттуда не поступают бравурные отчеты об опережающем развитии АПК Сахалина, обеспечении «доступным мясом» жителей региона и прочих успехах. Завидная скромность. Один раз мы обнаружили в документах упоминание об этом юридическом лице в связи с проведением работ по газификации Анивского района, где «Свинокомплекс Сахалинский» фигурирует среди потребителей газа. Для каких целей было создано предприятие, имеется ли у него собственное стадо свиней, взаимодействует ли комплекс с АО «Мерси Агро Сахалин» и на каких условиях – информации нет.

В общем и целом, хозяйственная структура под общим названием «Мерси Агро Сахалин» выглядит странно, и «Свинокомплекс «Сахалинский» там, как будто, лишнее звено в цепочке получения бюджетных средств, закупок поголовья свиней. Причем качество закупок и их соответствие заявленным требованиям пока никто не подтвердил, а сомнения уже высказываются.

Одним из основных поставщиков поголовья свиней для АО «Мерси Агро Сахалин» является ООО “Топигс Сиайэс”, учредителями которого выступают голландские фирмы. Общая сумма поставок превышает 7 млн рублей, а значительная часть комбикорма, на сотни миллионов рублей, приобретается у амурского ООО “Амурагроцентр”.

 

Данное предприятие, АО «Мерси Агро Сахалин», позволяет себе и другие расходы. Например, аренду жилого помещения за 297 000 рублей в месяц, двухдневное участие своего руководителя в Восточном Экономическом Форуме за 250 000 рублей (6-7 сентября 2017 года), оформляя соответствующие закупки.

Есть основание полагать, что проверка использования бюджетных средств, которые идут на финансирование свиней в Анивском районе, уже назрела. Проверка, которая могла бы подсветить роли всех хозяйствующих субъектов в деле разведения свиней, роль их учредителей, движение финансовых потоков. А также оценить качественный состав приобретаемого поголовья, его фактическое местонахождение и количество утраченного. В общем – вопрос эффективности расходования бюджетных «инвестиций». Тем более, что сложившаяся экологическая обстановка на побережье Анивского залива, которая возникла в районе дислокации свиноферм, уже внушает определенные опасения.

Несмотря на то, что проверка законности расходования бюджетных средств является приоритетом в работе надзорных органов, весной 2018 года прокуратура Сахалинской области внесла представления председателю правительства Сахалинской области, руководителю Государственной инспекции труда региона в связи с проведением внеплановых проверок без согласования с Минвостокразвития резидента сельскохозяйственной ТОР АО “Мерси Агро Сахалин”.

Принято считать, что все проблемные вопросы, которые могут возникать вокруг «Мерси Агро Сахалин», имеют «хорошавинский» след в истории. Так ли это, и есть ли у этого проекта свой «преемник» – на это может ответить лишь независимый аудит и результаты проверок контролирующих органов.

Аналогичные проверки не мешало бы провести и в отношении иных резидентов ТОР «Южная» и «Горный воздух». Ведь не стоит забывать, что основным «инвестором» на Сахалине, пока что, является сахалинский бюджет.

Алексей Лукашевич, пресс-служба СРОПП КПРФ

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ