Жители Южно-Сахалинска продолжают наблюдать уникальное явление – «Доступная рыба» на прилавках областного центра стоит дороже ее аналогов в российских регионах. Таковы результаты работы команды бывшего губернатора Олега Кожемяко, который спешно убыл в Приморский край.
Падение реальных доходов российских граждан вынуждает все больше обращать обывателя свое внимание на холодильник, уже не принимая во внимание сказки, которые ему рассказывают на федеральных и региональных телеканалах. В попытках сгладить остроту проблемы власти перераспределяют остатки рыбных ресурсов в проблемные регионы, а основные потоки добытой рыбы готовятся уйти за границу. Именно по такому сценарию и пошел врио губернатора Приморского края Олег Кожемяко, который заявил о старте очередной своей программы доступной рыбы под названием «Приморская рыба», пытаясь восстановить пошатнувшуюся вертикаль в регионе.
В этом смысле электоральный вес малочисленного населения Сахалинской области уже не является решающим и, как следствие, мы наблюдаем в добывающем регионе снижение внимания к проблемам населения и более высокие цены на рыбу.
Сегодня мы представляем вам стоимость основных видов рыбной продукции, которые зафиксированы на прилавках Южно-Сахалинска.
Горбуша.
Охлажденной горбуши мы не обнаружили в городе. В наличии лишь замороженный товар по ценам от 182 рублей до 250 рублей за килограмм. Имеются единичные случаи наличия рыбы с ценниками «Доступная рыба» по цене в 170 руб за килограмм.
В Приморском крае горбушу сегодня продают за 110 рублей («Приморская рыба», закупочная 93 рубля) и за 190 рублей вне рамок предвыборной программы Олега Кожемяко.
В Хабаровске горбуша стоит 110/115 рублей за килограмм.
Пермь. Здесь горожане покупают горбушу с икрой за 159 рублей.
Орел – горбуша стоит 241 р/кг.
В Москве оптовая цена на горбушу зафиксирована в районе 160 рублей за килограмм.
Сельдь
В Южно-Сахалинске замороженная сельдь продается за 46 рублей.
Соленая и копченая селедочка уже реализуются по ценам от 142 до 350 рублей.
Во Владивостоке ее цена составляет 49 и 143 рубля соответственно.
Палтус.
Южно-Сахалинск – от 650 до 950 рублей за килограмм. Стейк – 1200 рублей за кило. Цена копченой продукции достигает 1500 рублей.
Владивосток – замороженный палтус стоит 610 рублей. Стейк – от 799 рублей.
Кальмар.
В Южно-Сахалинске от 250 рублей.
Во Владивостоке от 130 рублей.
Навага.
В Южно-Сахалинске от 90 рублей за килограмм.
Окунь.
Южно-Сахалинск: от 350 рублей до 600 рублей за килограмм.
Владивосток – 270 рублей.
Кета.
Южно-Сахалинск – 350 руб/кг.
Стоит добавить, в одном из магазинов крупной сети областного центра товар по программе «Доступная рыба» вообще не обнаружен.
Лирика.
Во время нашего похода к прилавкам мы выслушали множество мнений от продавцов и владельцев торговых точек. Южносахалинцы поддерживают наше стремление рассказать о ситуации на рынке. Говорили много и обо всем. Как оказалось, зарплата продавца рыбного рынка не превышает 35 000 рублей и напоминание о «средненачисленной» в 80 тысяч вызывает саркастический смех.
Пока смех. Стоимость аренды торгового места на рыбных рынках достигает 5 500 рублей за квадратный метр, киловатт/час подбирается к 7 рублям. Копченая горбуша попадает на рынок по 400 рублей, на реализацию ее выставляют по 550 рублей и, в результате торга, рыбка уходит к редкому покупателю за 500. Откуда такие цены? Все просто, владельцы торговых точек рассказывают о кривом пути к сахалинскому прилавку добытой рыбы: Камчатка-Владивосток-Корсаков, наконец – Южно-Сахалинск. И в каждом перевалочном пункте свой посредник, который желает кушать вкусно и часто.
Сравнивая южносахалинские цены на рыбопродукцию с аналогичными позициями в соседних регионах приходишь к парадоксальному выводу: население добывающего региона лишено возможности приобрести действительно доступную рыбу. Возможно, это действительно обусловлено присутствием на сахалинском оптовом рынке цепочки посредников, которые выполняют паразитирующую роль.
Официально.
Вместе с тем, правительство Сахалинской области вынашивает планы наращивания объемов экспорта рыбы за рубеж. Руководитель агентства по рыболовству области Андрей Горничных заявил: «За шесть лет экспорт рыбопродукции способен превысить отметку в 1 млрд долларов». Долларов!
А депутат Сахалинской областной Думы намерен развивать поставки живой рыбы…в Китай. Максим Козлов: «И это не только крабы. Например, на территории Китая мы нашли рынок для поставок живой камбалы».
Ссылка по теме: ТОР, «Островной» и угнанное судно на промысел краба
Более того, рыбопромышленный комплекс Сахалина и Курил уже получил более 1 млрд 300 млн рублей со стороны бюджета Сахалинской области. И эти шаги не сделали рыбу более доступной для островитян. Самому жителю выловить рыбу и накормить семью становится все сложнее.
«По действующему сейчас законодательству вылов лососевых рыб населением возможен только по путевкам на рыбопромысловых участках, предназначенных для любительской рыбалки. Путевки нужно покупать у коммерсантов – владельцев участков, их цена устанавливается владельцем участка». Вновь коммерция и вновь поборы населения.
«Как отмечают сахалинские рыбаки, большая часть из них расположена в неудобных, труднодоступных для населения местах. А свободных акваторий для создания новых участков нет, так как буквально на всех реках и по морскому побережью Сахалинской области созданы РПУ для промышленного рыболовства, значит, создавать там участки для любительского лова уже нельзя» – пишут общественники.
И наконец, власти повышают планку штрафных санкций для тех, кто не пожелает приобретать у бизнесменов право поймать рыбу для своей семьи. За незаконный вылов ценных рыб правительство разрешило взыскивать в 15–20 раз больше. За экземпляр горбуши такса составит 961 рубль, кеты – 2009 рублей, кунджи, гольца – 925 рублей, палтуса белокорого – 1131 рубль, зубатки, акулы (???) – 274 рубля, камбалы, сельди, наваги, иваси – 137 рублей, бычка, корюшки, мойвы, сайры – 55 рублей.
Петля на шее обывателя сжимается. Осталось дождаться репрессий во отношении незаконного сбора грибов, ягод и потребленного сверх установленного лимита атмосферного воздуха.