В распоряжении редакции «Современного Сахалина» оказались результаты проверки деятельности резидента ТОР «Южная» компании «Мерси Агро», о результатах которой отчиталась контрольно-счетная палата Сахалинской области. А пока мы его перечитывали, нам мерещились тома уголовных дел.
Перед началом нашего повествования предупреждаем – чтение может быть скучным и читателю вполне допустимо сразу перейти к финальным абзацам нашего материала.
Контрольно-счетная палата Сахалинской области, по предложению областных депутатов от партии КПРФ, завершила проверку использования областных средств, используемых при реализации инвестиционного проекта строительства второй очереди свинокомплекса компании «Мерси Агро», который базируется в окрестностях села Таранай, Анивского района. Из 72 страниц отчета КСП мы выбрали наиболее интересные нашим читателям. Возможно, сухие цифры его результатов покажутся скучными. Однако, на фоне загрязнения Анивского залива, множественных вопросов по ценам на продукцию предприятия и его наличия на прилавках, они будут не лишними.
Итак, на момент проведения проверки учредителями АО «Мерси Агро» (основной вид деятельности – разведение свиней) являются ООО «Мерси Агро Сахалин» на дату создания с взносом в уставный капитал 99 000 рублей и Мезенцев Андрей Викторович с взносом одну тысячу рублей.
Первоначально, с 2014 года, доля Сахалинской области в уставном капитале Общества составляла — 49,975%, однако с апреля 2017 года и по настоящее время — 3,99984%.
На момент проверки акционерами, владельцами обыкновенных акций Общества номинальной стоимостью 1000 рублей за штуку и зарегистрированными в реестре владельцев именных ценных бумаг являются: Сахалинская область в лице Минимущества — 100000 штук (3,99984%); АО «Корпорация развития Сахалинской области» — 2070000 штук (82,79669%), ООО «Мерси Агро Сахалин» — 330100 штук (13,20347%).
На 1 января 2019 приватизации пакета акций, принадлежащих уполномоченному органу, не осуществлена так как Акционерное соглашение со стороны Корпорации и Минимущества расторгнуты в одностороннем порядке, в виду невыполнения АО «Мерси Агро Сахалин» показателя «ввод в строй нового свинокомплекса на 50 тысяч голов не позднее конца 2017 года»,
Общий объем помощи (субсидии) резиденту ТОР, который имеет льготный режим налогообложения, выглядит так:
31 миллион рублей, в том числе: на возмещение затрат по приобретению комбикормов – более 27 миллионов рублей, с/х техники и оборудования – более четырех миллионов рублей, на возмещение транспортных расходов завоза продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности — 444 тысячи рублей.
В 2018 году министерство торговли перечисляет компании 313 тысяч рублей субсидии, которые расценены как «неэффективные расходы».
Аудиторы перечисляют множество показателей расходования средств бюджета области на текущую деятельность «Мерси Агро», и мы этот момент еще вспомним в заключительной части повествования.
При более чем 4-х кратном и практически одномоментном расширении производства (с 12 до 50 тыс. голов, что по масштабам практически сопоставимо с созданием нового производства) АО «Мерси Агро Сахалин» не предусмотрело инвестиционные затраты расходы на формирование оборотного капитала в необходимом объеме. При том, что оборотный капитал является не только частью инвестиционных затрат, но и характеризует финансовую устойчивость предприятия.
Проверить достоверность расчетов потребности в оборотных средствах в финансовой модели не представляется возможным в связи с отсутствием нормирования запасов сырья, материалов и готовой продукции.
Перечисленное привело предприятие к системному наращиванию остатков готовой продукции на складах, росту дебиторской задолженности и системной нехватки кормов. Не был разработан план проникновения на рынок.
Фиксируется низкое качество маркетингового исследования рынка, в план заложен нереальный показатель продуктивности поголовья — получение 2,42 опоросов от свиноматки в год (для сравнения, в 25% лучших датских хозяйствах получают в среднем 2,32 опороса на свиноматку в год, в России — 2 2,2). А ведь эти цифры закладывались при формировании показателей эффективности проекта и сроков его окупаемости.
Причем, одновременно с этим, аудиторы фиксируют нехватку мест для размещения молодняка, количество которых не смогло обеспечить условия содержания поголовья даже при их реальном воспроизводстве. А это, в свою очередь, сказывается на привесе молодняка и определяет снижение производства мяса на предприятии. А затраты на приобретение поголовья свиней превысили плановые значения в 1,66 раз.
Бизнес-планом на строительство объекта и его инфраструктуры не выполнен анализ представленной проектной документации I и II этапов строительства свинокомплекса и результатов государственной экспертизы, в итоге не в полном объеме были учтены целый ряд ключевых показателей. В целях исключения риска затоваривания не просчитаны объемы возможной реализации на областном и вне региональном рынках.
В исследовании аудиторов КСП особо отмечается: на предприятии нет собственного производства комбикормов, существует зависимость от цен на рынке этого продукта. Что заставляет предполагать – «мозговой центр» проекта, изначально, был готов обеспечивать устойчивый сбыт продукции амурской компании — предприятию «Амурагроцентр».
На сегодня более 60% стоимости свинины этого проекта составляют цены на закупку и транспортировку комбикормов. До сих пор не выполнена экологическая экспертиза проекта. А на объекте установлено оборудование очистки навоза стоимостью свыше 180 миллионов рублей, которое не предусмотрено проектом.
Общий вывод аудиторов звучит так: Корпорация (как главный акционер) имеет реальные риски финансовых потерь на данном инвестпроекте в виде полученных в собственность неликвидных активов, как в форме невыкупленных и/или нереализуемых по номинальной стоимости акций, так и основных фондов (незавершенных объектов строительства, не введенного в эксплуатацию и убыточного в настоящий момент производственного комплекса).
Крупнейший акционер и, одновременно, кредитор АО «Мерси Агро Сахалин» в рамках исполнения Акционерного соглашения Корпорация не только не получает никаких гарантий от ООО «Мерси Агро Сахалин» по возврату инвестиций и своевременному выкупу последним акций Общества (в том числе путем страхования указанных рисков), но и передает их в залог ООО «Мерси Агро Сахалин», лишая себя возможности распоряжаться своими активами (отчуждать их) на протяжении 9 лет (и более лет в случае нарушения графика выкупа акций).
В нарушение Градостроительного кодекса промышленная эксплуатация построенных сооружений осуществляется без получения Застройщиком разрешения на ввод его в эксплуатацию, что имеет признаки административного нарушения. А закупка строительных материалов, используемых при возведении объектов второй очереди, и осуществленная без необходимого исследования рынка, привело к удорожанию всего проекта. Стоимость предъявленных к оплате работ по актам сверки превысила на 4 500 000 рублей суммы указанные в договорах.
Одновременно с этим отмечена существенная «экономия»:
а) по всем зданиям: отсутствуют устройство отмостки (ее проектная площадь составляет 3 844,8 кв. м);
ограждения железобетонных крылец; покрытие пола упрочняющим составом (внутри зданий);
в нарушение договора установлены простые двери вместо противопожарных (отступление от ПСД без согласования с Заказчиком);
б) в здании накопительных резервуаров с насосной станцией отсутствуют металлические решетки для приямков, фундамент под оборудование не окрашен водоэмульсионной краской, не устроена хозяйственно-бытовая вентиляция.
Даже силовые кабели просто лежат на голой земле.
Достоянием гласности стали факты «усушки» некоторых видов строительных материалов, используемых при строительстве объектов — бетона приобретено 8 066,146 кубических метров, тогда как израсходовано всего 7 542,813, кубических метров, песка приобретено 34 128,6 кубических метров, израсходовано 31 629,26. Где хранится объем неизрасходованного бетона? Или он уже застыл в виде монолита по типу карликового небоскреба посреди села Таранай? В общем, куда подевалось 523 кубометра бетона не знает даже главный акционер.
«Усыхают» не только строительные материалы. В виртуальное состояние переходит и мясо свиней. 19 мая 2019 года, при проведении инвентаризации готовой продукции на складе, арендованном у ИП У Мен Хи (р-не Новоалександровское) с которым заключен договор на хранение товара и его отгрузки покупателям, выявлен факт недостачи, сумма которой составила 643 тысячи рублей или 2 673 килограмм мяса (в ассортименте). Фактически это не первый случай выявления крупных недостач на данном складе. А он не единственный.
А кто же руководит этим «успешным» предприятием?
На ставки заместителей генерального директора по развитию, внутреннему контролю, экономической безопасности и первого заместителя генерального директора приняты специалисты, работающие удаленно, как внешние совместители. Следует отметить, что заместителем директора по развитию по совместительству на 0,5 ставки работает А.А. Терещенко — генеральный директор ДВАСК (Владивосток), являющийся одним из подрядчиков строительных работ и Техническим заказчиком.
Согласно трудовым договорам вышеперечисленных сотрудников их рабочие места располагаются по месту проживания (город Владивосток и город Хабаровск). Должностные инструкции отсутствуют, их функциональные обязанности не установлены. Так, в 2017 и 2018 годах трем сотрудникам-совместителям, работающим дистанционно, выплачено заработной платы 8 миллионов 529 тысячи рублей (без страховых начислений во внебюджетные фонды). Кроме того, в июне 2019 года на должность заместителя генерального директора по экономической безопасности приняты по совместительству два сотрудника Корпорации.
Трудовыми договорами указанных сотрудников предусмотрены служебные командировки по требованию руководителя. В период с 2017 г. — 1 полугодие 2019 г. выплачено командировочных расходов на сумму 3 миллиона 713 тысяч рублей (суточные, проживание, авиаперелеты бизнес-классом).
На 51-й странице отчета КСП мы выдохлись. Нас уже ничего не удивляло и в кабинете поселилось умиротворение и философский взгляд на вещи.
Субсидии, нарушения сроков поставки оборудования без выставления штрафов, излишне уплаченные суммы бюджета, расторгнутые договора и возврат средств, невыполненные показатели результативности, безвозмездная передача имущества, удаленное руководство предприятия, их зарплаты – все это преследовало нас, пока мы перечитывали отчет. Сюда стоит добавить завышенное самомнение руководителей компании, которые заявили прирост поголовья на уровне, превышающим уровень лучших датских свиноводов.
Продукцию предприятия (туши и полутуши) не в состоянии должным образом принять и реализовать розничная торговля – нет условий и оборудования. А туши, которые хранят на складах, пропадают.
Общая оценка сводится к тому, что все перечисленные факторы исключают возможность полноценной работы предприятия.
В сухом остатке – на территории региона резидент ТОР получает на текущие цели бюджетные деньги, не имея на руках документа о вводе в эксплуатацию. А выявленные многочисленные нарушения стали возможными при «поддержке» Министерства развития Дальнего Востока и Крайнего Севера совместно с Прокуратурой Российской Федерации, которые установили недвусмысленный запрет на внеплановые проверки резидентов ТОР. Это наше устойчивое и одновременно субъективное мнение.
С ним теперь и живем.
Автор: Алексей Лукашевич
Ссылка обязательна.