Мусорная реформа и ход ее реализации на территории Сахалинской области беспокоит не только чиновников островного правительства, но и граждан нашего региона. Жители областного центра уже устали наблюдать кучи мусора на полу легальном полигоне в западной его части, закрытие которого многократно откладывалось. На смену ему должен был прийти полигон, расположенный в живописном и экологически чистом районе – Известковом. Однако полигон так и не пришел. Мы попытались разобраться на каком этапе случилась задержка. Для упрощенного восприятия мы назовем место хранения мусора привычным словом «Свалка».
«Мы будем» — этот замечательный тезис регионального правительства уже слегка обветшал и потерял лоск. В отношении свалки, которая находится на выезде из Южно-Сахалинска, он использовался многократно как оправдание переноса дат ее ликвидации. Акционерным обществом «Управление по обращению с отходами» на выполнение задач по строительству свалок и линий по переработке мусора на территории Сахалинской области предусмотрено 152 миллиона бюджетных средств.
Это же АО считается оператором объекта областной собственности — «Полигон ТБО в городе Южно-Сахалинске», срок начала работы которого определен как 2018 год – первая очередь, объем складируемого мусора — 480 тысяч кубометров, причем уплотненного. Надо ли говорить о том, что срок уже нарушен и это явилось основной причиной продолжения работы престарелой свалки в областном центре?
Почему? Так как новая свалка предназначена лишь для хранения уплотненного мусора, для ее работы требуется цех. Первоначально линию хотели поставить в самом городе. Позже от этой идеи отказались и перенесли строительство цеха на территорию самого полигона. Это обстоятельство вызвало многочисленные нарекания со стороны жителей и общественных активистов, которые обоснованно полагают, что перевозимый «пушистый» мусор будет успешно разлетаться вдоль всей автодороги, на протяжении 15 километров. Еще одно опасение пока под вопросом – что мешает сваливать мусор зразу на полигоне без хлопотной процедуры его уплотнения? Объект расположен достаточно далеко и контролировать его деятельность сложно.
Чтобы новая свалка наконец смогла работать, в 2018 году (срок ввода в эксплуатацию самой свалки) был заключен договор с ООО, «Магистраль» которое обещало разработать проектно-сметную документацию.
Сегодня, при проверке, выяснилось — в составе проектной документации отсутствуют (не разрабатывались) восемь разделов которые являются обязательными и которые предусмотрены нормами постановления Правительства РФ. Скажем больше — представленная к проверке проектная документация не утверждена, в ней отсутствует подпись главного инженера проекта. Заключения госэкспертизы и проверки достоверности стоимости строительства не представлены. В общем, получился замечательный полуфабрикат, на основании которого собрались строить цех.
Существующее законодательство не требует оформления разрешения на строительство цеха, если «изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности». И в случае с цехом на Известковом это норма не сработала – уже произвели демонтаж плит железобетонного покрытия территории свалки, повреждена целостности его геомембраны в местах установки фундамента цеха (геомембрана должна была предотвратить впитывание отравленных мусором вод в почву экологически чистого района). По мнению специалистов, это свидетельствует о наличии работ, затрагивающих безопасность самого полигона.
Цех получился не малым — высота 12 метров, ширина от 18 до 24 метров с разных сторон. Кроме того, внутри цеха планируется к установке сортировочный комплекс в двух уровнях. А его основание состоит из 29 фундаментов под металлокаркас из двутавровых балок и швеллера. Уже выполнена бетонная стяжка пола цеха, забетонировано основание под пресс, забетонировано углубление под сортировочную (транспортерную) ленту высотой полтора метра.
Получается линия по сортировке и уплотнению мусора имеет признаки прочной связи с землей (выполнен на фундаменте, с заглублением более 2 метра), ее характеристики не позволяют перемещать цех без ущерба. Не получается разобрать и собрать. Объект капитальный.
Строительство линии с отступлением от требований Градостроительного кодекса (!!) говорит о наличии рисков несвоевременного введения в эксплуатацию Цеха по переработке мусора (2020 г. согласно АИП, на свалке срок начала работы которой – 2018 год.) Соответственно и свалка не сможет работать – нет сортированного мусора, для размещения которого она и предназначена.
А что с экологией? Мы уже неоднократно выезжали на место в район Известкового. Чудесные места, нетронутый лес и обитатели в нем, которые периодически, пешком и не торопливо, переходят автодорогу — мишки.
Федеральный закон устанавливает обязанность по проведению экологической экспертизы проектной документации свалок и линий, используемых для размещения и обезвреживания отходов I-V классов опасности. Подобная экспертиза была проведена заранее. Но, тогда еще никто не предполагал, что выдержать согласованные сроки строительства самого полигона и линии сортировки к нему никто не в состоянии. Пауза затянулась, экспертиза «пропала», срок «годности» которой истек в 2017 году. А наличие действующей экспертизы является решающим фактором при финансировании строительства линии. Есть экспертиза – можно давать деньги. Нет экспертизы…можно финансировать, если очень хочется. Такое вот очередное противоречие проявило себя на Известковом.
«Управление по обращению с отходами» подрядчик уже определен, заключен контракт на строительство цеха на сумму 150 миллионов рублей. Срок исполнения по контракту — 01.06.2019 Существуют акты КС-2 на общую сумму 25 миллионов рублей. Работы оплачены подрядчику в полном объеме.
Существует еще один, пикантный момент, в этом хозяйстве – перспективная приватизация «мусорного бизнеса». Депутат областной Думы Юрий Выголов уже поднимал этот вопрос в рамках пленарного заседания. Чиновники планировали приватизацию «Управление по обращению с отходами» и в 2016 году и в 2018, включая общество в проектный план. После старта «мусорной реформы» эти задачи были скорректированы. Сегодня, Распоряжением Правительства Сахалинской области от 25.10.2018 № 598-р утвержден прогнозный план приватизации государственного имущества области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. На 2019 год объект «Полигон твердых бытовых отходов в Южно-Сахалинске (1-я очередь строительства) и земельный участок под ним» определен к приватизации в 2019 году.
Подобные решения чиновников нас заинтересовали. Сложилось впечатление, что «мусорная отрасль» целенаправленно накачивается активами для того, чтобы в дальнейшем передать ее в добрые, частные руки – «мусорным королям», интересы которых, скорее всего, лоббируются на самом верху. Во всяком случае вливания бюджетных денег в отрасль сегодня и сейчас мы наблюдаем.
Казалось бы, примитивная «мусорная» тема сегодня оказалась неподъемной для местного правительства. Обыватель наивно и обоснованно полагает, что совершенно не сложно поставить новые контейнера, определить график вывоза отходов, привезти их на полигон, где слаженно и четко уже построена линия по их сортировке.
На деле – контейнеров до сих пор в городе нет, кучи мусора во дворах стали привычным явлением, необходимой документации на строительство линии нет, полигон ветшает и простаивает с нарушением всех сроков, а старая свалка продолжает отравлять жизнь жителям замечательных домов.
Оценку работоспособности «регулятора» в данном и узком сегменте островной экономики дает сама жизнь.
При копировании материала необходима ссылка на первоисточник.