Источник: РИА Новости. Владимир Федоренко
Депутаты Госдумы Сергей Обухов и Валерий Рашкин предложили премьер-министру России Дмитрию Медведеву ликвидировать фонды капремонта и вернуть россиянам уплаченные туда взносы. Фонды капитального ремонта, как отмечают парламентарии, за год работы продемонстрировали лишь неэффективность.
Перекладывание бремени капремонта на плечи граждан произошло вопреки обещанию Президента Российской Федерации, данному Председателю ЦК КПРФ Геннадию Андреевичу Зюганову на встрече с руководителями фракций Государственной Думы 30 ноября 2012 года.
Тогда Владимир Путин заявил: «ЖКХ и возможность переложения на плечи граждан капитальных ремонтов — полностью с вами согласен — это абсолютно недопустимая вещь. Это не по-честному было бы: когда-то раздали это жилье в ненадлежащем состоянии, а теперь его ремонтируйте. Это невозможно. Люди не в состоянии этого сделать» (http://special.kremlin.ru/events/president/news/16996).
В декабре 2012 года был принят закон, предусматривающий создание региональных систем капремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет собственников. Работа первых региональных систем началась в 2014 году. Жители многоквартирных домов могут сами выбрать способ внесения платежей за капремонт — на специальный счет дома или на счет такого оператора.
Депутаты отмечают, что фонды капитального ремонта за год работы продемонстрировали лишь неэффективность.
“Просим вас проработать вопрос о ликвидации системы фондов капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, обеспечив при этом проведение неотложных работ и возврат гражданам уплаченных ими взносов”, — говорится в запросе на имя Медведева, текст которого имеется в распоряжении РИА Новости.
По словам коммунистов, недоверие граждан к фондам капитального ремонта появилось с самого начала их работы и затем только усиливалось по мере возникновения многочисленных скандалов с региональными операторами.
Так, например, в Воронеже задержан заместитель начальника областного фонда капитального ремонта. По данным СМИ, его подозревают в получении взятки, пишут депутаты. Кроме того, подтверждаются опасения о необоснованном расходовании средств фондов, отмечают Обухов и Рашкин. Так, например, многомиллионная зарплата директора фонда капитального ремонта Ханты-Мансийского автономного округа привлекла внимание правоохранительных органов, за 11 месяцев 2015 года она превысила 10 миллионов рублей.
Также депутаты сомневаются в профпригодности ряда директоров фондов капремонта в регионах. Они напоминают, что Минстрой России в декабре 2015 года провел тестирование руководителей всех 85 региональных операторов на знание законодательства. Справились с задачей лишь 23 из них, трое — со второй попытки, пишут коммунисты. Депутаты считают, что итоги тестирования свидетельствуют о недопустимо низком профессиональном уровне руководителей региональных фондов капитального ремонта.
“Отсутствие достаточных гарантий сохранности средств граждан как в учредительных документах фондов, так и в соответствии с вышеобозначенной практикой их деятельности приводит к низкому уровню собираемости взносов, с трудом поднимаемому жесткими административными мерами … Вышесказанное в полной мере обосновывает необходимость отказа от системы фондов капитального ремонта”, — говорится в запросе.
В октябре 2015 года депутаты КПРФ направили запрос в Конституционный суд РФ, в котором просили проверить на соответствие основному закону страны норму Жилищного кодекса о необходимости жильцов платить взносы на капремонт “в общий котел”.
***
Председателю Правительства
Российской Федерации
Д.А.МЕДВЕДЕВУ
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
«О ликвидации системы фондов капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов»
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
По прошествии более 1 года мало у кого остались сомнения в неэффективности, несправедливости и даже опасности региональных фондов капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (МКД).
Перекладывание бремени капремонта на плечи граждан произошло вопреки обещанию Президента Российской Федерации, данному Председателю ЦК КПРФ Геннадию Андреевичу Зюганову на встрече с руководителями фракций Государственной Думы 30 ноября 2012 года.
Тогда Владимир Путин заявил: «ЖКХ и возможность переложения на плечи граждан капитальных ремонтов — полностью с вами согласен — это абсолютно недопустимая вещь. Это не по-честному было бы: когда-то раздали это жилье в ненадлежащем состоянии, а теперь его ремонтируйте. Это невозможно. Люди не в состоянии этого сделать» (http://special.kremlin.ru/events/president/news/16996).
Речь идет о том, что государство даже не выполнило обязательство, закрепленное в ст. 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», согласно которой после приватизации имущества МКД за бывшим наймодателем (органом государственной власти или местного самоуправления) сохраняется обязанность произвести капитальный ремонт.
Жильцы вынуждены добиваться от муниципалитетов и региональных властей проведения капремонта через суд. К примеру, как минимум, 27 МКД Воронежа выиграли судебные разбирательства, и теперь мэрия обязана провести капитальный ремонт в приватизированных домах, которые раньше были муниципальными.
Права граждан, приватизировавших государственные и муниципальные многоквартирные дома, на проведение капитального ремонта бывшим собственником 05 февраля 2014 года также подтвердил Президиум Верховного Суда. Региональные и местные власти не должны дожидаться судебных решений, им стоило бы добровольно исполнять возложенные на них законом обязательства по капитальному ремонту приватизируемого жилого фонда.
Вместо этого, государство решило производить капремонт за счет взносов жильцов МКД. В этой связи, недоверие граждан к фондам капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов появилось с самого начала их работы и в дальнейшем только усиливалось по мере возникновения многочисленных скандалов с региональными операторами.
Так, например, в Воронеже задержан заместитель начальника областного фонда капитального ремонта Михаил Гольцов. По данным СМИ, его подозревают в получении взятки (http://www.rg.ru/2015/12/16/reg-cfo/fond-anons.html).
По версии СУ СК по Воронежской области, в сентябре Гольцов принял от директора строительной фирмы не менее 180 тысяч рублей за помощь в получении заказа на капитальный ремонт многоквартирных домов, своевременное финансирование и покровительство при дальнейших тендерах.
Подтвердились и опасения граждан о необоснованном расходовании средств фондов. Так, например, многомиллионная зарплата директора Фонда капитального ремонта Ханты-Мансийского автономного округа Сергея Макарова привлекла внимание правоохранительных органов.
Согласно данным Генпрокуратуры, «значительная часть дохода в виде процентов за использование денежных средств на счете регионального оператора направляется на выплату заработной платы директору фонда, которая за 11 месяцев 2015 года превысила 10 млн рублей».
Тем не менее, тот факт, что не всех директоров региональных фондов капремонта дискредитируют обвинения и иные претензий правоохранительных органов, еще не означает их профессиональной пригодности.
В Минстрое России в декабре 2015 года проведено тестирование руководителей региональных операторов на знание законодательства. Тестирование должны были пройти все 85 руководителей регоператоров. Они должны были ответить минимум на 45 из 50 вопросов, связанных с их непосредственной деятельностью.
В целях повышения профессионального уровня кадров в сфере ЖКХ приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14 июля 2015 г. № 501/пр «О внесении изменений в методические рекомендации по созданию региональных операторов и обеспечению их деятельности, утвержденные приказом Минстроя России от 10 февраля 2014 г. № 43/пр» даны рекомендации по порядку проведения конкурса на замещение должности руководителя регионального оператора. В частности, приведен примерный перечень вопросов для тестирования кандидата на должность руководителя регионального оператора.
Таким образом, о предстоящим тестировании и примерный перечень вопросов лица, работающие в должности руководителя регионального оператора могли знать заблаговременно.
Итоги тестирования свидетельствуют о недопустимо низком профессиональном уровне руководителей региональных фондов каитального ремонта: справились с задачей лишь 23 из них, трое со второй попытки. Особо «выдающиеся» результаты тестирования оказались у представителей Краснодарского края (лишь 19 баллов), Ярославской области (21 балл), Мурманской области (28 баллов) и Ленинградской области (33 балла).
Многие директора фондов не справились с тестированием даже со второй попытки, например, глава регионального оператора Кубани г-жа Березницкая.
Отсутствие достаточных гарантий сохранности средств граждан как в учредительных документах фондов, так и в соответствии с вышеобозначенной практикой их деятельности приводит к низкому уровню собираемости взносов, с трудом поднимаемому жесткими административными мерами.
В 2015 году, согласно данным Минстроя России, отдельные регионы продемонстрировали показатели в 6,21% и даже 1,55% (http://www.minstroyrf.ru/press/sobiraemost-vznosov-na-kapitalnyy-remont-sostavila-v-srednem-po-strane-77/).
Вышесказанное в полной мере обосновывает необходимость отказа от системы фондов капитального ремонта. Аккумулированные ими средства, помимо уже потраченных на проведение капитального ремонта, должны быть возвращены гражданам. Исключением являются многоквартирные дома, проведение ремонта в которых является неотложным, оно должно быть произведено под особым контролем Государственной жилищной инспекции.
В этой связи, на основании ст. 7, 14 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», просим Вас проработать вопрос о ликвидации системы фондов капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, обеспечив при этом проведение неотложных работ и возврат гражданам уплаченных ими взносов.
О принятых Вами мерах просим сообщить в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в установленные законом сроки.
С уважением, В.Ф. Рашкин, С.П. Обухов.