Источник: Советский Сахалин
Что бывает, когда за дело берутся непрофессиональные и безответственные люди.
«Новая» котельная в Долинске строится уже десять лет, и конца этой стройке не видно. Как не видно конца денежной реке, пропадающей в ее чреве. А денежки-то уходят бюджетные…
Долгое время об этом ненасытном объекте не было в СМИ никакой правдивой информации, пока в 2013 году директор ООО «Институт коммунальной энергетики» В. Ромашев не рассказал подробно его историю.
Дело в том, что в 2006 году в его институт обратилось управление ФСБ с просьбой дать заключение на технико-экономическое обоснование объекта «Реконструкция системы теплоснабжения в Долинске», в состав которого входила и котельная. Обоснование было выполнено «победителем» конкурса, проведенного областным департаментом ТЭК и ЖКХ по котировкам. При этом «победитель» явно был не в теме.
Вывод о непрофессионализме исполнителя сделали специалисты «Института коммунальной энергетики». Изучив творчество проектировщиков, институт выдал отрицательное заключение: «Технические обоснования принятых экономических показателей отсутствуют в полном объеме, требования нормативно-технической документации проигнорированы, проект подлежит переработать полностью». Специалисты были уверены, что их выводы обсудят на уровне надзорных органов, и даже не стали показывать абсолютно провальные показатели проекта: КПД мини-ТЭЦ – 40 процентов! Но никакого обсуждения не было! Проект успешно прошел местную госэкспертизу, и в начале 2007 года на свет появилось распоряжение правительства Сахалинской области о его утверждении.
В 2008 году экспертную оценку института запросила областная прокуратура. Ей ответили: все работы, связанные с продолжением проектирования, тем более с началом строительства, нужно срочно остановить, досконально разобраться и приступить к проектированию по-новому, с учетом представленных замечаний.
Однако специалистов института снова не услышали, стройку не остановили.
Объект проектировался и строился как мини-ТЭЦ, но в 2012 году из него загадочно исключили комплекс генерации электроэнергии. Хотя, по сообщениям РИА «Сахалин – Курилы», главный инженер генподрядной организации Д. Баженов в сентябре 2011 года уже отчитывался: «Строительная часть практически в 100-процентной готовности. Сейчас ведутся работы по обвязке технологического оборудования, ведется монтаж систем автоматизации. Почти все готово к началу пусконаладочных работ». Как позже объяснили власти, мини-ТЭЦ должна была обеспечить Долинск не только теплом, но и электроэнергией, однако, пока она строилась, на Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 ввели в строй четвертый и пятый энергоблоки, и необходимость производить электричество в Долинске отпала. Это объяснение почему-то критически воспринимается специалистами. Мини-ТЭЦ лишилась своего статуса, была с этого времени переведена в разряд обычных водогрейных котельных.
Ее открытия ждали не один год. Не один раз дорабатывалась рабочая документация по объекту. Областная власть делала вид, что ничего нештатного не происходит. В 2014 году котельную, не сдав в эксплуатацию, запустили в режиме пусконаладки. Работал один котел. Параллельно работал и котел ТЭЦ ЦБЗ, много лет отапливающей город. Теплоцентраль бумзавода хотели закрыть в 2012 году, но не получилось: новую котельную не достроили, так что «старушке» никак не уйти на покой. Отопительный сезон 2015 – 2016 годов много лет ожидаемый источник тепла тоже проводит в режиме пусконаладки, его опять подстраховывает котел ТЭЦ ЦБЗ.
В новой котельной два котла. Их для отопления оказалось маловато. Во-первых, их КПД ниже нормативного показателя; во-вторых, вдруг один выйдет из строя, чо тогда? Когда областной власти указывали на это обстоятельство, она оптимистично заявляла, что пока достаточно двух котлов, а возникнут проблемы – они будут решаться по мере их поступления.
Надо отметить, что судьба мини-ТЭЦ и бюджетных денег волновала не только В. Ромашева. Объектом, после того как усекли его комплекс генерации, заинтересовался областной общественный совет по противодействию коррупции. В конце декабря 2012 года он обратился в контрольно-счетную палату Сахалинской области с просьбой произвести проверку целесообразности произведенных затрат при строительстве долинской котельной. Палата в проверке отказала. В августе 2013 года совет обратился с аналогичной просьбой в контрольно-счетную палату долинского районного собрания. Долинская администрация – заказчик строительства мини-ТЭЦ. Но и здесь не захотели разбираться.
Были обращения в контрольно-счетную палату РФ, в областную и федеральную прокуратуры – все без толку.
Наконец по весьма настоятельному предложению фракции КПРФ областная дума внесла этот объект в график плановых проверок 2014 года, в конце означенного года появился отчет проверки контрольно-счетной палаты.
Нецелевого использования бюджетных средств контролеры не установили, но выявили неэффективные и неправомерные расходы, прочие нарушения на сумму около 528,5 млн. рублей. А надо заметить, что стоимость стройки выросла от цены контракта почти на миллиард рублей.
Стройка продолжалась. Однако это ярмо стало довольно сильно давить на шею сахалинцев. Потому что в 2013 году истек срок действия раздела федеральной целевой программы, в рамках реализации которого строился этот объект. И было прекращено финансирование из федерального бюджета, а эти деньги были в стройке основными. Все расходы с этих пор ложились на областной и муниципальный бюджеты. Котельная же требовала доводки, а доводка – финансов. Как на грех, строительная фирма подрядчика шла к банкротству. Что за фирма? Известный всем «Энергострой», которым руководил тоже широко известный Н. Кран.
Бывших региональных руководителей ничье мнение по поводу долинской стройки не интересовало. Критики неэффективного строительства решили искать поддержку у нового областного руководства. И им удалось найти понимание. В декабре 2015 года у заместителя председателя правительства А. Житкова состоялось совещание по вопросу строительства долинского объекта. На совещание были приглашены руководители и представители многих заинтересованных организаций, в том числе министерства энергетики и ЖКХ, прокуратуры Сахалинской области. Пригласили на большой совет и инициаторов обсуждения – депутата облдумы Г. Подойникову, В. Ромашева, а также представителей сахалинского отделения ОНФ.
Выслушав объяснения и предложения участников совещания, А. Житков отметил, что объекту уделялось недостаточное внимание со стороны главного распорядителя бюджетных средств – министерства энергетики и ЖКХ. К сожалению, низкое качество проектно-сметной документации, практика выдачи необоснованных авансов, отставание от графиков производства работ – элементы сложившейся порочной практики строительства объектов на территории Сахалинской области, которую нужно коренным образом менять.
Однако оставлять объект недостроенным нельзя, потрачены колоссальные средства, и приходится признать, что завершение строительства потребует новых финансовых вливаний. В дальнейшем нельзя допустить неэффективного и тем более неправомерного использования ни одного рубля бюджетных средств, подчеркнул А. Житков.
Но чтобы продолжить строительство, необходимо провести проектно-строительный аудит выполненных работ, на основании его данных сделать корректировку проектно-сметной документации. Решено было создать рабочую группу в составе 14 человек по выработке антикризисных мероприятий для продолжения строительства. Интересный момент: директора «Института коммунальной энергетики» В. Ромашева, которого за его критические высказывания бывшая областная власть гнобила, включили в состав рабочей группы и даже пригласили в помощь новым проектировщикам в качестве эксперта.
С тех пор рабочая группа собирается в Долинске раз в две недели. Мне удалось поприсутствовать на ее заседании 15 февраля. Из того, что услышала, сделала вывод, что работ на котельной предстоит еще немало. При мне говорили о необходимости экспертизы промышленной безопасности конструкций объекта – стало известно, что в них уже есть трещины. Потребуется дополнительная обвязка фундамента. Необходима проектная документация по третьему котлу. Да-да, сейчас пришли к выводу, что он необходим – двух однозначно не хватит. А имеющиеся два надо переделать, чтобы повысить их КПД. Кто-то из членов рабочей группы добавил, что нужен и четвертый, три город не потянут! И вообще надо произвести оценку мощности котлов… А под котлы наверняка нужны помещения… Не соответствует нормативам качество воды для котельной… Надо заменить топливо…
И главный вопрос: сколько все это будет стоить?
– Этого сегодня никто не скажет, – ответил представитель министерства энергетики и ЖКХ Д. Кан. – Конечную цифру мы поймем только потом.
Вот так. Уже ушло почти три миллиарда рублей, и не понять, сколько потребуется еще.
Ответит ли кто-нибудь за этот дорогущий долгострой? На совещании у А. Житкова вопрос об ответственности виновных поднимали представитель ОНФ А. Кобелев, депутат облдумы Г. Подойникова.
Проверка контрольно-счетной палаты была завершена еще в конце 2014 года, уже позади февраль 2016 года, а о наказании виновных ничего не слышно. Хотя выявлена масса нарушений, допущенных при строительстве. Например, практиковались скрытые авансовые платежи «Энергострою» на оплату поставок оборудования и материалов. Некоторые поставки так и не были сделаны или случились только через год-два; принимались к оплате работы, которые не были завершены. А странная история с автопогрузчиками, приобретенными для работы на угольном складе котельной? Эту технику оплатил долинский муниципалитет, но ООО СК «Энергострой» зарегистрировало ее как собственное имущество и использовало в строительных работах более полутора лет. И все это время ни в мэрии, ни в министерстве энергетики и ЖКХ об этом не знали?
На декабрьском совещании стало известно, что областная прокуратура еще в июне 2015 года изготовила по результатам проверки контрольно-счетной палаты представление «Об устранении нарушений федерального и регионального законодательства». Присутствующих ознакомили с его содержанием и подвели итог: на долинской стройке имеются грубые случаи неэффективного и неправомерного расходования средств областного и федерального бюджетов. Представитель прокуратуры изложил требования по принятию безотлагательных мер по выявленным фактам нарушения закона. Каких – в протоколе совещания не уточняется. Умиляет использование прилагательного «безотлагательных». Стройке десять лет. В областную прокуратуру неравнодушные граждане по ее поводу обращались гораздо раньше, чем контрольно-счетная палата со своими материалами. Ни с проверками, ни с мерами тогда не спешили. Контрольно-счетная палата в результате как-то отважилась на проверку, а правоохранительным органам смелости не хватило.
Заказчик – долинская администрация – претензионную работу с подрядчиком, попользовавшимся бюджетными деньгами, конечно, ведет, однако вряд ли он сможет «отбить» что-то у «Энергостроя».
Но остаются ответственные лица, с чьего попустительства или ведома эти нарушения творились. Кто-то из больших персон был изначально заинтересован в этой стройке, надавил на госэкспертизу, «протащил» негодный проект. Наверняка это известные личности.
Почему долинская котельная должна достраиваться за средства областного и муниципального бюджетов? Получается, за чьи-то «ляпы», личные интересы рассчитываться будем мы с вами. Неужели за сверхнормативные затраты на строительство долинской котельной так ни с кого и не спросят?
Н. КОТЛЯРЕВСКАЯ.