Источник: газета “Правда”, Автор: Виктор Трушков
Федеральная служба государственной статистики, более известная, как Росстат, уже давно соревнуется с мастеровитыми кудесниками-фотографами, которые умеют даже у совершенно лысого найти такой ракурс, что на фото он выглядит лишь слегка лысеющим, лицо с тремя подбородками оказывается по-молодецки подтянутым, а фотографии всех девушек, не перешагнувших за 40 годков, годны для подачи заявок на конкурс «Мисс Вселенная». Прежде мало уступавший таким фотогроссмейстерам Росстат в последнее время совсем не в форме: какую ни возьми статистическую «карточку», на ней неизменно следы тяжёлой болезни и крайнего изнеможения российского государства и общества.
Взялся Росстат «фотографировать» занятость населения — тут же появились на глазах увеличивающиеся костыли безработицы. В начале февраля прошлого года она держалась на отметке 5,3%, а нынче на старте последнего зимнего месяца уровень безработицы достиг уже 5,8%. Каждый пятый «боец» резервной армии труда пополнил её из-за сокращения штатов. Ещё четверть трудового резерва капитала не имеет ни дня стажа.
При этом общая численность безработных, определяемых в соответствии с критериями Международной организации труда, оказалась в 4,4 раза больше численности безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. А ведь именно на данные этих наследниц бирж труда любят ссылаться вельможи и клерки президентской администрации и аппарата правительства. Но и здесь в последнее время случился облом: в конце января этого года даже на «биржах труда» зарегистрировались на 10% больше безработных, чем год назад.
Но принцы и царицы из Кремля и «Белого дома» на Краснопресненской набережной жаждут, чтобы зеркальце государственной статистики им вещало, что они, а вместе с ними и подотчётные им сферы экономики и социальной жизни государства, выглядят «на свете всех прекрасней, всех милее».
Приноравливаясь к этому неизменному желанию верхов, Росстат с той поры, как стал службой минэкономразвития, начал заменять (а то и подменять) объективные показатели субъективными оценками. Например, деловая активность российских организаций теперь определяется не в тоннах, кубометрах и прочих натуральных показателях произведённой продукции и даже не в постоянно растущих цифрах рублёвого товарооборота, а с помощью… «индексов предпринимательской уверенности». В отличие от социологов Росстат не интересуется уверенностью рабочих в том, сохранятся ли за ними их рабочие места или работодатели выставят их за ворота. Он не спрашивает о жизни и выживании пролетариев, чей заработок едва превышает установленный правительством Путина — Медведева минимальный размер оплаты труда, который скоро опустится до половины утверждённого этим же правительством прожиточного минимума… Госстатистика опрашивает людей состоятельных, имеющих собственное солидное дело. И интересуется она портфелем заказов, то есть перспективами их прибыли. Однако и эти дельцы-деляги отвечают сейчас так печально, будто боятся уже завтра попасть в бомжи.
Но рабочему классу надо знать и эти оценки, чтобы лучше представлять собственные перспективы. Так вот среди владельцев и руководителей предприятий добывающей промышленности на 28% больше тех, кто убеждён, что спрос на «их» продукцию нынче упадёт, чем тех, кто надеется, что он если не повысится, то хотя бы сохранится. В обрабатывающих производствах картина ещё хуже: там только 29% собственников и топ-менеджеров предприятий и фирм верят, что портфель заказов не опустеет, а 71% предсказывают сокращение спроса на производимые товары и услуги. А рабочему классу надо ещё помнить, что, несмотря на падение производства, капиталисты попытаются сохранить не только прибыль, но и сверхприбыль — за счёт сверхэксплуатации рабочей силы. С начала года ни Росстат, ни социологи не отмечали ни в одной отрасли повышения зарплаты работникам наёмного труда. Прогноз предпринимателей говорит о том, что зарплата и впредь будет заморожена.
А вот расходы на поддержание хотя бы физиологической способности к труду постоянно растут. Росстат на днях сообщил итоги очередного обследования индекса потребительских цен в период с 1 по 9 марта 2016 года. Этот показатель продолжает неуклонно расти. Возьмём только продукты питания каждодневного спроса. 9 марта 2016 года по сравнению с декабрём прошлого года цены на молоко питьевое (видно, на такое, которое пить пока ещё не страшно) выросли на 2,2%, на сметану — на 1,7%, на сливочное масло — почти на 2%, на мороженую неразделанную рыбу — на 3,1%, на колбасу варёную, полукопчёную, варёно-копчёную, сосиски — на 1,1%, на сахар-песок — на 5,1% и т. п. К этому надо обязательно добавить, что уже на 2% поднялись тарифы на жилищно-коммунальные услуги и на 6—9% — плата за проезд на всех видах городского транспорта.
Вывод очевиден: в России обнищание наёмных, эксплуатируемых работников и физического, и умственного труда идёт полным ходом.
А ещё получается, что в РФ налицо новая «закономерность»: верхи не могут управлять так, чтобы государство и его граждане не нищали, а Росстат, как ни старается, уже не в силах скрыть несостоятельность изживших себя и отживших свой век верхов. А что же в такой ситуации намерены делать миллионы рабочего низа?