Источник: пресс-центр фракции КПРФ в областной Думе
В июле 2015 в СМИ прошла информация заместителя Председателя Правительства Сахалинской области Н.Старцевой о том, что из-за нехватки площадей отказаться от обучения во вторую смену островным школам будет возможно только в 2025 году. Депутаты-коммунисты, проанализировав использование площадей в школах, пришли к выводу, что в ряде образовательных учреждений, работающих в две смены, недостаток площадей создан искусственно за счет передачи помещений в аренду частным лицам. Об этом и о других негативных моментах в организации учебного процесса фракция КПРФ посчитала необходимым задать вопрос Губернатору в преддверии его отчета о работе Правительства в 2015 году.
23 мая Олег Кожемяко в своем выступлении-отчете перед депутатами Сахалинской областной Думы сказал следующее:
«Во многих муниципалитетах неэффективно используются площади школ. Часть помещений сдается в аренду. А ребятам приходится учиться в две смены. Необходимо решать этот вопрос. Школы в первую очередь должны заниматься образованием детей, а не зарабатывать деньги в ущерб интересам учеников».
Грамотная, тщательная проработка вопроса возымела действие. Остается надеяться, что поднятые коммунистами проблемы будут решены.
Вопрос к ежегодному отчету Губернатора Сахалинской области О.Н.Кожемяко от фракции “КПРФ”
Уважаемый Олег Николаевич!
Поводом для обращения к Вам именно по этой теме послужили недавние обращения родителей учащихся общеобразовательной школы №6 г.Южно-Сахалинска в адрес депутата Г.Подойниковой по вопросу организации учебного процесса в учреждении и жителей с.Дальнее по вопросу строительства новой школы, а также обращение в адрес депутата С.Ивановой по вопросу качества проведенного в 2014 году капитального ремонта в школе №16 г.Южно-Сахалинска и благоустройства прилегающей к школе территории.
Поскольку вопрос организации образовательного процесса в школах является очень актуальным на сегодняшний день, мы запросили в соответствующих органах и проанализировали информацию, касающуюся организации образовательного процесса не только в указанных в обращениях граждан школах, но и в Сахалинской области в целом.
Согласно предоставленной информации, основная часть школьных зданий в Сахалинской области построена в 50-е – 70-е годы прошлого столетия, износ зданий составляет от 30% до 100%, износ свыше 80% имеют 17 школьных зданий, 22 дневных школы расположены в приспособленных зданиях. Некоторые сахалинские школы (в г.Оха, в г.Северо-Курильск) по заключению специализированных организаций признаны ограничено пригодными для эксплуатации.
Остро стоит вопрос о строительстве новых школ. Особенно там, где активно ведется массовое жилищное строительство. Например, в с.Дальнее, в 11-ом и 19-ом микрорайонах (“Эдем”) г.Южно-Сахалинска и т.д.
Существующие в 11-ом и 19-ом микрорайонах г.Южно-Сахалинска школы не могут вместить всех желающих обучаться там. Строящейся жилой комплекс “Созвездие” (девять 9-16 этажных жилых дома) в 11–ом микрорайоне требует, как минимум, строительства дополнительного корпуса к зданию Гимназии №1 имени А.С.Пушкина для размещения там начальной школы. Здание школы № 4 в “Эдеме” 1953 года постройки, имеет почти 69 % износа и согласно информации Минобразования Сахалинской области не подлежит капитальному ремонту, т.е. стоит вопрос о сносе здания школы. Тем не менее, несмотря на то, что согласно Постановлению Правительства Сахалинской области от 28.06.2013 №331 (в ред. от 16.10.2014) новую школу на 400 мест в с.Дальнее должны были сдать в эксплуатацию в 2017 году, а в микрорайоне “Эдем” на 800 мест – в 2018, сроки строительства данных школ опять перенесли на более позднюю дату. Более того, по состоянию на 31 декабря 2015 года не разработана проектно-сметная документация на строительство данных объектов.
Необходимы новые школы и в муниципальных районах Сахалинской области. Например, в п.Ново-Троицкое Анивского района, в п.Смирных, в г.Оха и т.д. Школа в п.Смирных, например, 1953 года постройки, и, соответственно, ремонтировать ее смысла нет.
Постоянно, под различными предлогами, откладывается строительство школы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Практически во всех школах области требуется ремонт, причем требуется проведение работ капитального характера. По состоянию на июнь 2015 года только в г.Южно-Сахалинске на эти цели необходимо не менее 790 миллионов рублей. Кроме того, несмотря на обещания органов исполнительной власти, до сих пор не во всех школах области заменены старые оконные блоки на энергосберегающие.
Много вопросов и к качеству уже проведенного капитального ремонта образовательных учреждений и благоустройства прилегающей к школам территорий. Например, в школе №16. Обращение по этому вопросу в адрес депутата С.Ивановой только поступило и, к сожалению, у нас было недостаточно времени проработать этот вопрос, но имеющиеся у нас материалы по этой проблеме уже вызывают вопросы.
В 54 школах Сахалинской области занятия ведутся в 2 смены, а удельный вес учащихся, занимающихся во вторую смену, составляет 20,1%. В основном, во вторую смену обучаются дети в возрасте от 8 до 10 лет. По информации заместителя Председателя Правительства Сахалинской области Н.Старцевой, отказаться от обучения во вторую смену островным школам будет возможно только в 2025 году (газета “АиФ”, №7, 2016). Основная причина возникновения данной ситуации – нехватка площадей школ. Только в 65 общеобразовательных организациях есть группы продленного дня, в которых учится всего 4,0 тыс. детей, из них 3,5 тыс. учащихся – школьники 1-4 классов.
Да, мы понимаем, что перевести детей на обучение в первую смену получится не сразу, но частично решить эту проблему можно, в том числе и за счет уже имеющихся у школ помещений. Дело в том, что часть помещений в некоторых образовательных учреждениях сдается в аренду частым лицам – спортивным организациям, автошколам, учреждениям образования и культуры. Например, в Южно-Сахалинске в 19 школах размещены сторонние организации. Понятно, когда в аренду сдают спортивные залы в свободное от учебного процесса время. Однако в некоторых школах сдаются помещения, пригодные, на наш взгляд, для образовательного процесса.
Например, в общеобразовательной школе №6 администрация г.Южно-Сахалинска еще в 2008 году сдала в аренду помещения общей площадью 416,6 кв.м частной организации, занимающейся оказанием платных образовательных услуг. Причем дата окончания срока аренды – 5 июня 2023 года, т.е. аренда на 15(!) лет. С одной стороны, школе не запрещено заниматься данным видом деятельности, но с другой стороны, считаем, что имеется производственная необходимость в освобождении данных помещений от арендаторов. Во-первых, за данной школой закреплена достаточно большая территория: часть южной части города, пл.район Хомутово, военный городок, п.Листвиничное, п.Октябрьский, Христофоровка, микрорайон “Зима”, Грушевые сады и т.д., и не все дети, проживающие на закрепленной территории, могут обучаться в этой школе ввиду нехватки мест. Во-вторых, почти 24% школьников, или 12 классов начальной школы, обучается во вторую смену. В-третьих, всего 140 школьников этой школы могут посещать группы продленного дня, причем большинство из них являются детьми сотрудников компании “Сахалинская энергия”. Правда, непонятно, по каким причинам в государственной школе сформированы отдельные классы и группы продленного дня для детей сотрудников частной организации.
В общеобразовательной школе №1 на неопределенный срок сдаются в аренду помещения школы общей площадью 143,8 кв.м частной организации, занимающейся оказанием платных услуг в сфере бухгалтерского учета, компьютерных технологий, обучения иностранным языкам. При этом почти 21% школьников, или 6 классов начальной школы, обучается во вторую смену, а в наличии всего 1 группа продленного дня для 25 учащихся 1-х классов.
В школах №4 (67 кв.м), №5 (80,6 кв.м), №26 (55,5 кв.м) помещения сдаются автошколам для подготовки водителей транспортных средств.
В школе №21 (73,7 кв.м) помещение арендует учреждение дополнительного образования “Дворец детского (юношеского) творчества г. Южно-Сахалинска”. В здании гимназии №2 (32 % школьников, или 12 классов, обучается во вторую смену) размещена детская школа искусств № 2. Конечно, муниципальные учреждения культуры, занимающиеся дополнительным образованием детей, необходимы, но они должны быть размещены в отдельных зданиях, однако на протяжении длительного периода времени этот вопрос органом местного самоуправления так и не решен. Особенно остро стоит вопрос о строительстве здания для учреждения дополнительного образования детей в южной части г.Южно-Сахалинска.
Кроме того, хотим обратить Ваше внимание на организацию уроков “Технологии” в школах области. Согласно предоставленной информации, например, не во всех школах МО городской округ “Город Южно-Сахалинск” уроки технологии для школьников проходят в специально оборудованных мастерских. Например, в школе №9 ранее мастерские располагались в отдельном здании на территории школы. В настоящее время данное помещение школе не принадлежит (его продали частной организации, занимающейся, по имеющейся у нас информации, продажей воды), а в самом здании школы отсутствуют помещения для мастерских, отвечающие требованиям СанПиНа.
В школе №4 учебно-производственные мастерские также отсутствуют. В школе №3 оборудование мастерских 1962 года выпуска демонтировали в связи с износом. Практические работы обработки древесины заменены на работу с бумагой, картоном и т.д., металлообработка заменена работой с фольгой, пластмассой и поделочными материалами. В школе №5 в мастерской 5 старых списанных слесарных станков, на которых учащиеся работают после сдачи теории и техники безопасности. В школе №30 мастерские оснащены не в полном объеме. Нет необходимого оборудования для выполнения практической части: раздел “Кулинария” изучается в классе, практическая работа – на дому; раздел “Обработка металлов и пластмассы” изучается теоретически.
Конечно, технология – предмет особенный, ему требуется материально-техническая база. Дело это затратное и хлопотное, особенно с учетом нынешнего экономического кризиса. И, наверное, в такой ситуации действительно проще закрыть «проблемную» область и пойти по пути виртуального изучения предмета с использованием современных компьютерных технологий. Однако школьники должны получать опыт реальной созидательной деятельности, что будет способствовать их последующему профессиональному самоопределению, а также получать реальный опыт ведения домашнего хозяйства. Поэтому считаем, что для проведения полноценного образовательного процесса необходимо оснастить школы современным оборудованием, инструментами и материалами.
На основании вышеизложенного, просим Вас, Олег Николаевич, изложить свою позицию по решению данных проблем.