Источник: Газета “Правда”
На днях заместитель председателя “единоросского” правительства РФ О.Ю. Голодец заявила, что примерно две трети россиян не нуждаются в высшем образовании. При этом она выразила уверенность, что доля россиян без высшего образования будет расти. “У нас есть просчитанный баланс, он составляет примерно 65% на 35%. При этом 65% – это люди, которым не требуется высшего образования. Поэтому в ближайшем будущем пропорция в экономике будет меняться в сторону увеличения доли людей без высшего образования”, – цитирует вице-премьера Интерфакс.
КОГДА ЧИТАЕШЬ подобные речения правительственной вумен, то первой приходит мысль: “Какие все-таки непрофессионалы входят в нынешний кабинет министров РФ!” Однако при более вдумчивом подходе от такого скороспелого и примитивного вывода приходится отказаться. Наоборот, Ольга Юрьевна Голодец – одно из самых убедительных подтверждений, что дуэт Путин – Медведев сколотил правительство из персон, прекрасно знающих, по нынешним эталонам, свое властное дело и твердо держащих доставшийся им руль. Причем с какой стороны ни посмотри на вице-премьера, неизменно видишь в ней высококлассного профессионала.
У Голодец – прекрасное образование: окончила экономический факультет МГУ, а после этого защитила диссертацию на соискание кандидата экономических наук. И доброжелатель “Диссернет” за все минувшие с той защиты годы ее трудом не заинтересовался.
У высокопоставленной деятельницы прекрасный послужной список. В советскую пору работала в Центральной научно-исследовательской лаборатории трудовых ресурсов НИИ труда, а потом в Институте проблем занятости РАН. Неукротимая жажда приблизиться к доходным креслам мощно проявилась в 1997 году, что привело в службу социальных программ фонда “Реформуголь”. Через два года Ольга Юрьевна уже в Норильске: сначала начальник управления социальной политики и персонала, заместитель генерального директора по персоналу и социальной политике горно-металлургического комбината “Норильский никель”, а затем заместитель губернатора Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа по социальным вопросам. После ухода из “Норникеля” Голодец продолжала возглавлять совет его Негосударственного пенсионного фонда (НПФ), который был частью активов группы ОНЭКСИМ.
Для реализации приобретенных высочайших профессиональных качеств стал необходим столичный масштаб. В 2008 году она получает пост президента Общероссийского межотраслевого объединения работодателей – производителей никеля и драгоценных металлов, а затем и председателя совета директоров страховой компании “Согласие”. Через два года карьерная катапульта забрасывает Ольгу Юрьевну в кресло заместителя мэра Москвы. С 21 мая 2012 года она – деятель федерального масштаба: заместитель председателя правительства РФ. С такой скоростью может одолевать властные высоты, конечно же, только профессионал!
Ее деловая хватка, профессиональная расчетливость, дар перспективного планирования и умение точно найти надежную опору ярко проявились еще до возвращения в Москву. Интернет восхищенно сообщает: когда в 2008 году Прохоров, разделив с Потаниным активы “Норникеля”, ушел из компании, Голодец уволилась вслед за боссом. Но при этом она осталась главой спорного актива – пенсионного фонда “Норникель” и так изменила устав НПФ, что компания “Норникель” и ее новое руководство фактически потеряли контроль над фондом. За полгода хозяйственных споров по поводу фонда его менеджмент сумел обеспечить себе… неплохой личный “пенсионный фонд”: бывшие члены совета НПФ получили пожизненные ежемесячные пенсии от 125 тысяч до 200 тысяч рублей. Знающие люди считают, что заслуга главы совета Ольги Голодец в щедрой заботе о коллегах (и себе) несомненна.
Что касается выдающихся бизнес-способностей нынешнего вице-премьера, то в первый год работы в мэрии она установила рекорд, став самым богатым ее чиновником с годовым доходом 57 миллионов рублей. Среди прочего она задекларировала треть (площадь 2,5 сотки) квартиры в Италии и половину (2,2 сотки) дачи в Швейцарии.
Но как же тогда соединить всесторонние высокопрофессиональные качества заместителя председателя правительства РФ с ее низкопробным заявлением? Да почему низкопробным-то? Оно по масштабу профессионализма ничуть не уступает уже вошедшему в мировую историю речению ее непосредственного начальника: “Денег нет! Но вы держитесь!”
ВПРОЧЕМ, все зависит от того, относительно чего сравнивать. И масштаб высказывания Голодец станет вроде бы лилипутским, если ориентироваться на то, что ее начальник, являющийся по совместительству лидером идущей на выборы “Единой России”, известен как великий проповедник инновационных технологий и глашатай российской стратегии импортозамещения.
Тогда для начала надо признать, что никакого “просчитанного баланса” у вице-премьера нет. Просто в справке Росстата, представленной главе нынешней государственной социальной политики страны, значилось, что около 34% занятого сегодня населения РФ в возрасте от 25 до 50 лет имеют высшее образование. Из начальной школы Ольга Юрьевна вынесла мудрую рекомендацию, что в подобных случаях числа надо округлять если не до 0 (нуля), то хотя бы до 5, что она успешно и проделала (вот еще одно проявление профессионализма). Так появилась планка для российского образования: более 35% граждан не должны иметь вузовские дипломы. Но трагедия-то какая: у работающих соотечественников в возрасте 25 – 29 лет бумажки об окончании университетов имеют уже аж 40%! “Поэтому, – безапелляционно заявляет вице-премьер, – в ближайшем будущем пропорция в экономике будет меняться в сторону увеличения доли людей без высшего образования”.
Классовый подтекст этого заявления очевиден и прост: “Ишь какие: с пролетарским рылом да в калашный ряд! Сегодня в университеты лезут, а завтра полезут в политику… Работодателей и их ближайшей обслуги в стране не более 10%, а свыше 80% – это наемная рабочая сила… Вот была бы оптимальная пропорция, куда лучше, чем 35% и 65%…” Если мы правильно разглядели содержимое кладовой вице-премьерской мысли, то надо признать, что перед нами опять-таки высокий профессионализм выразителя интересов класса нуворишей-временщиков. У этого класса нет иллюзий насчет своего будущего: реставрация общественно-экономического строя, который уже свергался революцией, всегда исторически недолговечна. Задача правящего ныне класса как можно надольше эту недолговечность растянуть.
Г-жа Голодец предлагает скукожить высшую школу не ради сиюминутной заботы о пополнении бюджета. Бюджет куда успешнее пополнялся бы при восстановлении отечественной промышленности. Она хорошо понимает, что для этого нужно коренным образом увеличить и улучшить подготовку инженеров для разрушенных отраслей хозяйства. В представленной вице-премьеру справке Росстата наверняка было указано, что в стране нет ни одной индустриальной отрасли, где бы доля работников с высшим образованием дотягивала до дозволяемых вице-премьером 35%. Это в сфере финансовой деятельности доля работников с высшим образованием достигает практически 70%. А в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды она не ниже 30%. В обрабатывающей промышленности доля выпускников вузов составляет 26%. А ведь сюда входят требующие импортозамещения наукоемкие авиационная и станкостроительная промышленность, сельскохозяйственное и транспортное машиностроение, производство электротехнического и оптического оборудования, компьютеров и информационной техники и т.п. Без этих отраслей отечественная экономика обречена на отставание. Она уже сегодня по производству тех же станков с числовым программным управлением откатилась к середине прошлого века. А без высокопрофессиональных инженеров стране утраченные позиции не вернуть.
Считается, что в сегодняшней России успешно ведется добыча полезных ископаемых: эта отрасль приблизилась по ряду параметров к показателям 1990 года. Но ведь и здесь инженерных кадров для прорыва нет. Перспектива сползания и этих отраслей в середину прошлого века становится все реальнее. А на транспорте и в связи доля специалистов с высшим образованием не достигает и 22%.
И СОВСЕМ СМЕШНО слышать из уст информированного государственного деятеля, что специалистов с высшим образованием в состоянии заменить выпускники средней профессиональной школы. Господа министры, вы эту школу разрушили! Сегодня в экономике России выпускников техникумов-колледжей занято в 1,4 раза меньше (не больше, а меньше!), чем владельцев вузовских дипломов. Рассуждение г-жи Голодец об этой “замене” не более чем пустозвонство. Только не надо считать, что свои неделовые речи она произносит по неразумению да наивности.
Образованные, думающие люди труда нынешнему буржуазному классу решительно не нужны. Не случайно три года назад хороший знакомец О.Ю. Голодец долларовый миллиардер М. Прохоров требовал на заседании Государственного совета, проходившем под председательством президента В. Путина, изъять из системы начального профессионального образования общеобразовательную подготовку. Примечательно, что бизнесмены на том заседании Прохорова поддержали, президент осторожно поддакивал, а прочие политики стыдливо промолчали. Объяснить такое поведение, как и сегодняшние заявления Голодец, можно только страхом господствующего класса перед наемной, эксплуатируемой рабочей силой с образованием, так как она лучше знает цену и себе, и своим классовым супостатам.
Что касается импортозамещения и инновационных и наукоемких технологий, то ими будут переоснащать отечественную экономику люди-созидатели: рабочий класс и высококвалифицированные специалисты, не приемлющие эксплуатацию человека человеком. Временщики-капиталисты на подобное преобразование производства не способны и к нему не стремятся. Им Россия чужда, потому что она к ним относится с неприязнью.
Нынешние власти предержащие по своей социальной позиции – русофобы и народоненавистники. Только так можно понять их политику. Заявление вице-премьера О. Голодец – это не случайность, не какой-то частный случай. Она наверняка знает о серьезных социологических исследованиях, скажем, того же ИС РАН. Так вот в книге о “среднем классе” всякий внимательный читатель не мог не обратить внимания на данные о том, что в РФ в сфере образования занято 17% работающих, тогда как в Германии – 23%, а в Великобритании – 26%. А вы, г-жа Голодец, предлагаете этот разрыв не сокращать, а увеличивать. Такой курс могут предлагать только отпетые русофобы или… враги народа. Выбирайте, что вы считаете более соответствующим действительности в вашем случае.
ЕСТЬ ЕЩЁ один вопрос, требующий ответа в связи с заявлением высокопрофессиональной и четко знающей и защищающей интересы капитала г-жи Голодец: зачем понадобилось делать свое вызывающее заявление в пору уже начавшейся избирательной кампании? Кому оно адресовано? Конечно, не рабочему классу и не наемным, эксплуатируемым работникам умственного труда. Для господ во власти мы, живущие на зарплату, – люди второго сорта, на которых можно не обращать внимания. Как сказал однажды один из самых скоробогатых в стране господ, рабочие для них – биомасса. И г-жа Голодец тоже, строго говоря, высказывала не личное мнение, иначе премьер или президент уже отправили бы ее в отставку. Но они с ней солидарны, они – “одной крови”.
Значит, сия вумен выражала позицию власти, адресуясь к своему классу, который ее делегировал во власть. Тогда какой знак она давала своим выступлением? Во-первых, ни в ходе избирательной кампании, ни после нее нынешняя власть не будет вносить каких-либо изменений в сложившуюся унию капитала и нынешнего российского государства. Тема выбрана очень точно: настаивая на сужении образования, вице-премьер говорила по сути о классовой верности капиталу.
Во-вторых, это заявление – сигнал власти о том, что избирательная кампания не должна быть периодом заигрывания с классом наемных, эксплуатируемых работников. Это – установка власти капиталу вести избирательную кампанию жестко, бескомпромиссно, агрессивно, никаких обещаний социального партнерства не давать.
В-третьих, вице-премьер недвусмысленно заявила, что ждать заботы власти не только о людях труда, но и о возрождении России не следует. Этот сигнал одинаково адресован как эксплуататорам, так и эксплуатируемым, как угнетателям, так и угнетенным, как буржуазии, так и пролетариату.
Нам, коммунистам, подобные сигналы не замечать преступно. Так стряхнем же иллюзии, которые иногда иных из нас посещают. Г-жа Голодец нам вполне разъяснила, что нам нечего терять, кроме своих цепей. А что мы приобретем, это зависит только от нас.
Трушков Виктор