Приступая к организации учебного процесса в 2016/2017 году необходимо исходить из того, что главным общественно-политическим событием 2017 года станет эпохальная дата – 100-летие Великой Октябрьской социалистической революции. Юбилей Великого Октября – прекрасная возможность напомнить коммунистам и широким слоям трудового населения о победном наследии советской эпохи и мобилизовать силы на борьбу за торжество идеалов народовластия, равенства и справедливости. Знание и понимание исторического наследия Октября лучше подготовит партию к битвам за классовые интересы трудящихся, народную демократию и достоинство граждан.
Президиум ЦК КПРФ утвердил «Примерную тематику политзанятий, бесед, лекций, докладов, «круглых столов», дискуссий, научных и научно-практических конференций на 2016/17 учебный год». Это документ призван помочь региональным партийным комитетам выстроить тематический план партийной учебы на местах. Особое внимание в предлагаемом документе уделено теме Великой Октябрьской революции её всемирно-историческому значению.
При изучении данного круга вопросов крайне важно показать, что социалистическая революция в России не была случайной, она имела закономерный характер, определялось логикой исторического развития страны и мира. Необходимо продемонстрировать идейную преемственность между Великим Октябрем и Первой русской революцией 1905 года, Февральской буржуазной революцией 1917 года, а так же западно-европейским революционным движением XVIII-XIX столетий.
Подчеркивая закономерный характер октябрьских событий и их связь с мировым революционным движением, необходимо остановиться на критике либеральных взглядов на социалистическую революцию как на «дворцовый переворот», в результате которого власть узурпировал «злой гений» Ленин, опиравшийся на небольшую группу «профессиональных» революционеров (большевиков), оторванных от широких народных масс. Противопоставить этому ложному взгляду следует марксистко-ленинское учение о роли народных масс и личности в истории. Подлинным творцом истории всегда выступает народ – создатель материальных и духовных благ, двигатель революционных преобразований. Ленин В.И. подчеркивал, что «Политику в серьезном смысле слова могут делать только массы…».
Важно подчеркнуть, что от степени участия масс в политической борьбе в прямой зависимости находятся темпы исторического процесса в целом. Решающий ускоритель истории – революционная борьба масс. Революции – локомотивы истории, но они не могут совершаться без участия народа. Примером этого утверждения может стать история народничества или бланкизма.
На историческом опыте Великого Октября следует проиллюстрировать и постулированный Марксом закон о возрастающей роли народных масс в истории (созидательная, творческая роль масс возрастает с ходом исторического развития от формации к формации). Ленин, дополняя Маркса, вскрыл и другую сторону этого закона: «Чем глубже преобразование, которое мы хотим произвести, тем больше надо поднять интерес к нему и сознательное отношение убедить в этой необходимости новые и новые миллионы и десятки миллионов».
Следует подчеркнуть, что Великий Октябрь смог победить именно вследствие того что идеи коммунизма прочно овладели десятками миллионов людей. А гениальность Ленина определяется тем, что он сумел в своей деятельности выразить то, о чем веками мыслил и мечтал трудящийся народ. Ленин велик именно своей близостью к массам – он опирался на сотни, а затем и тысячи революционных представителей народа. Они вместе несли эти идеи нового справедливого мироустройства в массы, составили костяк борцов, организацию, именуемую партией. Обстоятельством того, что партия большевиков опиралась на поддержку большинства населения России, объясняется и триумфальное шествие Советской власти по всей стране, и крах иностранной интервенции и победа в Гражданской войне, успехи в индустриализации, коллективизации и культурной революции.
При изучении истории Великой Октябрьской социалистической революции рекомендуется в первую очередь обратиться к трудам ее классиков и непосредственных участников – В.И. Ленина и И.В. Сталина. Подробный перечень этих работ приведен в списке источников и литературы к разделу 1. Анализ произведений Ленина и Сталина поможет учащимся лучше понять историческую ситуацию, в которой разворачивалась революция, исследовать ее этапы и действующие силы, понять, как на каждом из этапов вырабатывалась соответствующая тактика борьбы, решались многочисленные идейно-теоретические и практические задачи.
Рассматривая вопрос о современном значении октябрьской революции необходимо акцентировать внимание учащихся на материалах VII (мартовского) и VIII (июньского) 2015 года Пленумов ЦК КПРФ посвященных наследию Великого Октября. В докладе председателя ЦК КПРФ Геннадия Зюганова на VII Пленуме представлен обстоятельный анализ социально-экономических предпосылок социалистической революции, ее хода и ее всемирно-исторического значения. В докладе Лидера партии на VIII Пленуме ЦК КПРФ подробно исследуется вопрос о воздействии Великого Октября на развитие молодежного коммунистического движения, о том какое влияние социалистическая революция оказала на пробуждение исторической инициативы и творческой энергии молодежи.
При изучении докладов Председателя ЦК КПРФ необходимо уделить особое внимание тем задачам, которые Центральный Комитет поставил перед партией в свете наступающего юбилея. Главными из этих задач являются необходимость широкой пропаганды социализма, как альтернативы капиталистическому обществу, политического просвещения масс в вопросах марксизма-ленинизма, классовой борьбы, активизации партийной работы среди рабочих, в трудовых коллективах и молодёжной среде.
Помимо раздела 1, посвященному Великому Октябрю, в число тем предлагаемых к рассмотрению в рамках политической учебы в 2016/2017 году включены вопросы марксистко-ленинской философии, политэкономии и политологии (раздел 2). Отдельное внимание уделено углубленной характеристике коммунистической партии как политической организации, вопросам её истории, её идейно-организационному устройству, стратегии и тактики (раздел 3). Традиционно, к вопросам, подлежащим тщательному изучению отнесены материалы Съездов, Пленумов ЦК и крупных партийных форумов (разделы 4 и 5), а также актуальные проблемы политологии и отечественной истории (разделы 6 и 7).
Организаторы партийной учебы на местах вправе выбрать для себя из этого списка наиболее подходящие темы, адаптировать их с учетом региональных партийных особенностей, наличия профессиональных кадров, научной и методической литературы специфики обучаемого контингента и других условий. При выборе форм и методов политучебы необходимо исходить из существующей образовательной инфраструктуры, накопленного опыта и пожеланий местных и первичных партийных отделений, пропагандистов и слушателей. Очень важно, чтобы политическая учеба проводилась не формально «для галочки» а носила творческий, новаторский характер.
При проведении занятий необходимо сочетать различные формы аудиторной и внеаудиторной работы с учениками. Основными формами аудиторных занятий должны быть лекция, семинар и практикум.
При проведении аудиторных занятий особые требования предъявляются к преподавателю. Он должен хорошо владеть предметом изучения и, учитывая общий образовательный уровень слушателей, уметь логично и доходчиво изложить содержание дисциплины. Необходимо помнить, что задача преподавателя не только в том, чтобы сообщить слушателям какую-то сумму знаний. В результате процесса обучения основные положения, выводы, законы марксистко-ленинского учения должны стать глубоким убеждением учащихся.
Лекции обязательно должны дополняться семинарскими занятиями. Значение семинаров в системе политического просвещения определяется особенностями и преимуществом этой формы работы. Прежде всего, следует отметить, что семинары дают возможность преподавателю направлять работу учеников в нужное русло, многократно объяснять им сложные вопросы. На семинаре преподаватель имеет возможность постоянно наблюдать за работой слушателей, своевременно оказывать им помощь. Семинарское занятие — это уже не беседа с «молчащим собеседником», а живой разговор, активная форма связи. Она позволяет не только разъяснять материал, но и выяснять мысли и настроения учащихся. В форме семинарского занятия рекомендуется делать обзор газет «Правда», «Советская Россия», журнала «Политическое просвещение», материалов сайтов www.rline.tv, www.politpros.com, www.kprf.ru.
Лекции и семинары нужно сочетать с проведением практических занятий, во время которых возможно обучение учеников навыкам ораторского мастерства, основам журналистики, производству агитационной печатной продукции, фотоделу, телепроизводству, художественному оформлению протестных акций. Особое внимание на практических занятиях следует уделить повышению уровня компьютерной и сетевой грамотности партийного актива, умению вести организационную и агитационную работу в сети «Интернет». Рекомендуется дополнять лекционные и семинарские занятия деловыми играми и тренингами, во время которых учащиеся имели бы возможность апробировать полученные знания и навыки в условиях, приближенных к реальным жизненным ситуациям.
Важную роль в процессе политической учебы следует отвести внеаудиторным занятиям воспитательного и культурно-просветительского характера. Прежде всего — просмотру и обсуждению художественных и документальных кинофильмов.
При выборе документалистики следует обратить особое внимание на кинопродукцию партийного телеканала «Красная линия». На его сайте, в разделе «документальное кино» (http://www.rline.tv/programs/dokumentalnye-filmy/) представлены фильмы, затрагивающие широкий круг вопросов истории советского государства, социально-экономических, политических и нравственных проблем современной России. При рассмотрении истории Великой Октябрьской социалистической революции, Гражданской войны, Великой Отечественной войны, строительства социализма в СССР, а также темы фальсификации исторического наследия необходим просмотр картин – «Слепые вожди слепых», «Укрощение блицкрига», «Воплощенная мечта».
В пятисерийном фильме китайского производства «Советский Союз: 20 лет со дня гибели партии и государства» анализируются причины и предпосылки разрушения первого в мире социалистического государства. При исследовании проблем истории мирового и революционного движения уместным будет просмотр 6-серийного документального сериала «На пути к возрождению», повествующем об опыте строительства социализма китайскими коммунистами. В данном контексте интересен и фильм «Завтра будет так, как решили сегодня».
Увлекательным и полезным для участников политической учебы станет просмотр серии фильмов, посвященных современной Белоруссии: «Беларусь. Механизмы успеха», «Белорусское село. Закрытая в России тема» и «Воспитание будущего». В качестве наглядного материала, для характеристики предложений КПРФ по развитию сельского хозяйства следует использовать документальный фильм «Родной земли хранители», специальные репортажи «Формула Грудинина» и «Как Иван Казанков Европу покорил».
За прошедший 2015/2016 учебный год продукция телеканала существенно расширилась. Появилась целая серия новых документальных фильмов, обладающих серьезным образовательным и пропагандистским потенциалом. Например, фильмы из цикла «Модель Сталина» (фильм 1 «Индустриализация», фильм 2 «Слагаемые успеха», фильм 3 «Испытание войной», Фильм 4 «Новые возможности») в яркой форме повествуют о сложном и героическом периоде становления и развития молодого советского государства.
Лекции и семинары по основам марксистко-ленинского учения рекомендуется дополнить просмотром научно-популярных фильмов «Пролетариат. В поисках истины», «Марксизм и теория твари», «Марксизм и диктатура пролетариата», «Марксизм и слухи о его смерти». Для понимания сути олигархического финансового капитализма полезен просмотр четырех фильмов серии: «Мировая кабала». Значительным пропагандистским и просветительским потенциалом обладает серия короткометражных фильмов «Бренды советской эпохи» (http://www.rline.tv/programs/brendy-sovetskoy-epokhi/) и многие программы ток-шоу «Точка зрения» http://www.rline.tv/programs/tochka-zreniya/.
Кроме охарактеризованных выше фильмов и программ на интернет-сайте телеканала «Красная линия» можно найти и ряд других сюжетов, посвященных актуальным проблемам социально-экономического, политического, культурного развития нашей страны. Необходимо регулярно следить за новыми программами, которые появляются в эфире еженедельно.
Важной формой проведения внеаудиторных занятий в рамках партийной учебы могут стать экскурсии по местам революционного движения, местам боевой славы, культурно-историческим памятникам отечественной истории. Интересными и познавательными для учеников будут культпоходы в музеи и театры.
Внеаудиторные занятия в процессе партийно-политической учебы имеют большое значение. Они в значительной степени «оживляют» образовательный процесс, расширяют кругозор учеников, приобщают их к идеалам социальной справедливости, патриотизма и интернационализма.
В конце учебного года руководству партийно-политической учебы в отделениях КПРФ всех уровней следует предусмотреть серию контрольных занятий по результатам которых аттестовать каждого слушателя. Также будет полезным проведение итоговых «круглых столов» с выступлениями всех участников образовательного процесса. Они помогут коллективно выстроить характеристику сильных и слабых сторон завершившегося учебного года, учесть пожелания, направленные на улучшение образовательного процесса в будущем.
Партийно-политическая учеба — крайне ответственное дело, требующее повышенного внимания всех руководящих звеньев партии. От ее эффективности во многом зависит будущее партии.
Отдел ЦК КПРФ по агитации и пропаганде,
Центр политической учебы ЦК КПРФ