Високосные высоты

0

Источник: Газета “Советская Россия”

uqcsgtzepvmdfmzhcporgyffwyjltopofrgmlgqabddgqdnttcВспомнить все. Политику часто сравнивают с гераклитовой рекой, в которой очень быстро все течет и меняется. Действительно, события в современном мире так плотно наслаиваются друг на друга, что иногда трудно вспомнить: что же было три месяца, полгода и тем более год назад? От нас уходит 2016 год. Чем же он запомнился? Что произошло в этом году в мировой политике? Что он принес нашей стране, ее гражданам? О чем говорили и спорили мы на протяжение этого года?

Как жили россияне в 2016 году? Думаю, не лишним было бы это вспомнить, чтобы войти в новый, 2017 год уже сознательно, сделав кое-какие выводы…Что было в мире и в России? В мировой политике 2016 год был годом нашествия мигрантов с Востока на страны Европы. Он и начался с сообщений о массовых изнасилованиях и грабежах в немецком Кельне, которые поразили Германию и мир во время рождественских празднований. Закончился же год терактом в Берлине, когда убийца (предположительно, мигрант) направил тяжелый грузовик на людей, пришедших на рождественскую ярмарку.
В целом российские издания, независимо от их политической ориентации, освещая «мигрантский вопрос», были настроены рассматривать происходившее в духе дихотомии «цивилизация-варварство». Лишь отдельные левые говорили об истинных причинах всего этого – неоколониалистской политике США и Евросоюза, плоды которой и пожинают самые богатые страны Старого Света. Голоса этих левых, конечно, были почти что не слышны.
2016 год был вообще годом вспышки террора в Европе. В марте террористы из ИГИЛ взорвали бомбы в брюссельском аэропорту и в метро, в июне исламисты атаковали военную часть в Актобе (Казахстан) и стамбульский аэропорт. Но самые громкие зарубежные теракты уходящего года – расстрел посетителей гей-клуба в американском городе Орландо и атака на толпу на набережной Ниццы. Оба теракта произошли летом. Кроме того, уже упоминалась атака на рождественскую ярмарку в Берлине, где террорист повторил «сценарий Ниццы». Нельзя не вспомнить и об убийстве нашего посла в Турции.
Конечно, кроме терактов происходило еще много разных событий. Когда будут вспоминать о событиях мирового масштаба 2016 года, то вспомнят и решение Великобритании выйти из Евросоюза (брексит), и неудачный военный переворот в Турции, который укрепил позиции Эрдогана и дал ему повод «зачистить» политических оппонентов, и неожиданную победу Дональда Трампа на президентских выборах в США. В целом политическая палитра Запада стала гораздо больше играть правыми тонами, а Турция всерьез рассорилась и с Евросоюзом, и с США и стала сближаться с Россией. Однако лейтмотив мировой политики в этом году – все же война в Сирии (и шире говоря, события на Ближнем Востоке). Внимание всех мировых СМИ, общественности, политиков было приковано к осаде Пальмиры и Алеппо, а также к военным действиям близ иракского Мосула. В марте сирийская армия при поддержке российских военных освободила Пальмиру, но в декабре исламисты ее взяли вновь. Также в конце года сирийская армия освободила Алеппо, но это стоило нашей стране конфликта с Западом и упорных обвинений руководства России и Сирии в совершении военных преступлений.
Наконец, в 2016 году мир потерял лидера кубинской революции Фиделя Кастро, однако предсказания о падении «кубинского режима» после смерти команданте оказались преждевременными, Куба уверенно идет прежним курсом.
В ближнем зарубежье продолжал тлеть российско-украинский конфликт, Украину cотрясали коррупционные скандалы, минские соглашения не выполнялись, и на линии разделения ВСУ и ВСН не утихали перестрелки. Наибольшей потерей непризнанных республик была гибель легендарного Моторолы в октябре. Но во всем остальном ситуация для России была скорее благоприятствующей. В Молдавии пришел к власти пророссийский президент Додон. В Грузии потерпела поражение антироссийская партия, некогда созданная Саакашвили. В марте в Казахстане были проведены внеочередные выборы, на которых ожидаемо победила с более чем 80% пропрезидентская партия «Нур Отан» (казахский аналог «Единой России»). Режим Назарбаева, в целом настроенный дружественно к России, еще раз доказал свою жизнеспособность в июле, когда казахской полиции удалось уничтожить террористов-исламистов, пытавшихся захватить воинскую часть.
Для России одним из главных внешнеполитических событий года была встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска, которая состоялась 12 февраля на острове Куба. Встречу назвали исторической не только потому, что это была фактически первая встреча патриарха Русской церкви и главы католиков, но и потому, что на ней был сделан ряд важных заявлений: о необходимости сотрудничать «в тех областях, где это возможно и необходимо», о тяжелом положении христиан в странах Ближнего Востока, где бесчинствуют террористы-исламисты. Как вызов ценностям «либерально-космополитического тоталитаризма» прозвучало утверждение, что Европе не нужна интеграция, которая забывает о христианских корнях европейской цивилизации, о кризисе семьи на Западе, о том, что брак – это союз мужчины и женщины, и что к нему нельзя приравнивать другие формы сожительства. Буквально истерику на Украине вызвал содержавшийся в совместном заявлении иерархов призыв к грекокатоликам Украины уважать права Православной церкви Московского патриархата. Как известно, после майдана на Западной Украине местные власти и радикалы стали отбирать храмы РПЦ МП и даже нападать на священников.
Другое значительное внешнеполитическое событие – Параолимпийские игры в Рио-де-Жанейро, куда не была допущена российская сборная. Международный эксперт Макларен в своем докладе, основывающемся на показаниях директора Московского антидопингового центра Григория Родченкова, сбежавшего в США, обвинил Россию в допинговых махинациях на государственном уровне. Российское общество было просто возмущено таким решением МОК: российские спортсмены-инвалиды без всякого индивидуального подхода огульно были отстранены МОК от Игр.
Что же касается внутренней политики, то начало года прошло под знаком забастовок водителей-дальнобойщиков, протестовавших против системы «Платон», а конец года – под знаком выборов в Госдуму. Забастовки дальнобойщиков начались еще в 2015 году. Система «Платон» («плата за тонну») предполагает введение платы для владельцев большегрузных автомобилей для ремонта дорог, которые страдают от таких машин. Дело хорошее и нужное, если бы не два нюанса. Первый – плата такова, что грузоперевозки стали бы убыточными для мелкого и среднего бизнеса. И второе – система была введена без конкурса, по решению Федерального дорожного агентства и, вероятно, в силу простой «случайности», заказ получила компания, которую возглавлял сын небезызвестного Аркадия Ротенберга. Протесты дальнобойщиков поддержали все оппозиционные партии – от КПРФ до «Яблока», депутаты от КПРФ подали запрос в Конституционный суд, который в конце концов частично удовлетворил требования протестующих. В итоге правительство России сохранило систему «Платон», но отказалось взымать штрафы за неуплату сбора и не стало повышать плату для большегрузов, оставив ее на уровне 1,53 рубля за километр (планировалось взымать больше 3 рублей). Зарубежные СМИ отмечали, что это первая победа российской оппозиции после эпопеи с монетизацией льгот (то есть с 2005 года).
Однако взятый высокий темп оппозиция не выдержала и в сентябре потерпела поражение на выборах в Госдуму. Либеральные оппозиционеры вообще не прошли в Думу, а Компартия потеряла около 50 мандатов. СМИ представили как победителей «Единую Россию» и ЛДПР, но на самом деле выборы свидетельствовали о глубоком кризисе российского парламентаризма и партийной системы в целом – в абсолютных величинах все партии (включая «победительницу» – «Единую Россию») получили меньшее количество голосов, чем на прошлых выборах, около половины граждан России, имеющих право голоса, вообще проигнорировали выборы. Они, вероятно, так выражали свое разочарование, но, тем не менее, оно не вылилось в протестное голосование.
Возможно, причина была в относительной экономической стабилизации, которая наступила в 2016 году…

Что было в российской экономике и как жили россияне? Для России 2016 год был третьим годом экономического кризиса. В начале 2014 года стали падать цены на нефть, которые долго держались на беспрецедентной высоте, превышавшей 100 рублей за баррель. Экономика России, в значительной степени являющаяся сырьевой, не выдержала такого удара. В 2015 году страну лихорадило, курс доллара достигал 72,9 рубля, курс евро – 79,6. Предрекали, что в 2016-м курс евро перешагнет за 100 рублей, а нефть будет стоить около 40 рублей за баррель (таков был оптимистический сценарий и примерно исходя из этого составлялся бюджет), а то и 30 рублей за баррель (таков был пессимистичный сюжет). К счастью, этого не произошло. Курс доллара 1 декабря 2016 года составлял 63,2 рубля за доллар, а курс евро – 64,6 рубля за евро. Цена на нефть марки «Брент» поднялась с 34,7 рубля за баррель, каковой она была в январе 2016-го, до 53,8 рубля в декабре. Пик кризиса, кажется, был пройден. Но пока трудно сказать, что жить стало лучше и веселее.
Средняя заработная плата россиян немного выросла: в конце первого полугодия 2016 года она была на 7,8% выше, чем в тот же период 2015 года, и составляла 37,27 тысячи рублей. Но, разумеется, это средняя величина, к примеру, средняя зарплата работников образования ровно на 10 тысяч меньше – около 27 тысяч рублей, а вот средняя зарплата чиновников в 2016 году – 104 тысячи рублей (причем за год она выросла на 4,2%). Показательна и разница по регионам: в Москве средняя зарплата была 66,88 тысячи рублей, а, например, в Ставропольском крае – 22 тысячи. Самая маленькая зарплата в Кемеровской области – 17,49 тысячи.
Несмотря на общее повышение зарплаты, реальные доходы россиян продолжали сокращаться, а число безработных россиян увеличиваться   (в тот же период на 2,1%). И это понятно, ведь продукты в 2016 году подорожали на 11%, причем больше всего капуста – на 63%, и морковь – на 49,5%. Картофель и яблоки тоже стали существенно дороже – на 21% и 17%. Летом 2016 года фонд «Общественное мнение» произвел опрос в 43 регионах, 84% опрошенных заявили, что рост цен на предметы первой необходимости очень ощутим. Но больше всего граждан возмутил рост цен на ЖКХ – на 7,5% (хотя в декабре 2015 года на ежегодной пресс-конференции В.В. Путин лично обещал, что рост тарифов ЖКХ не составит больше 4%) и рост цен на лекарства – на 0,4%. Казалось бы, лекарства подорожали не намного, но ведь это зачастую наиболее распространенные, нужные населению лекарства. Не говоря уже о том, что из-за санкций инвалиды остались без некоторых бесплатных лекарств, которые нельзя заместить отечественными. Дефицит лекарств из бесплатного списка правительства был признан в 2016 году на официальном уровне.
Растет алкоголизация населения и об этом ярко свидетельствуют декабрьские события в Иркутске, где более 50 человек погибли от лосьона «Боярышник». Такое массовое отравление привлекло внимание СМИ, но ведь гибель от суррогатного алкоголя – это, к сожалению, обычное явление в России. Не лучше ситуация с наркоманией, в Екатеринбурге в 2016 году официально объявили эпидемию СПИДа. Инфицированным оказался каждый 50-й житель Екатеринбурга, что объясняется тем, что через город проходит международный наркотрафик.
Смертность в России продолжает превышать рождаемость: 0,7 человека на 1000, хотя это несколько меньше показателя прошлого года: 1,1 на 1000.

Как относились россияне к президенту страны? На фоне этих цифр интересно рассмотреть отношение россиян к человеку, который фактически сосредоточил в своих руках всю власть в стране, – к президенту РФ В.В. Путину.
Его рейтинг достиг пика и превысил 87–88% в 2014 году, на волне Русской весны, когда к РФ были присоединены Крым и Севастополь. Затем он стал заметно падать. По данным фонда «Общественное мнение», в марте 2016 года рейтинг Путина был 70% (иначе говоря, 70% опрошенных россиян проголосовали бы за Путина как за кандидата в президенты РФ, если бы выборы состоялись 20 марта). В июне таковых было уже 65%. Ниже всего рейтинг Путина упал к 11 сентября 2016 года, за неделю до выборов в Госдуму он составлял 58%, то есть на 12% меньше, чем в марте. 25 сентября – через неделю после выборов, он был уже 62% (что весьма подозрительно и скорее говорит о накачке рейтинга при помощи пропаганды). К 4 декабря он вырос до 66% и почти вернулся к тому, что было в начале года. Примечательно, что росло число россиян, поддерживающих именно внешнюю политику Путина.
Можно предположить, что экономический кризис приводит к понижению популярности Путина, а внешнеполитические успехи, а также антироссийские действия Запада – к росту пропрезидентских настроений (и это понятно, люди действуют по принципу «наших бьют» и объединяются вокруг руководителя государства). Это свидетельствует об общем отношении значительного число россиян к политике Путина: пользуется поддержкой его внешняя политика, а экономическая часть его программы вызывает отторжение.
Таким был 2016 год, с которым мы скоро попрощаемся под звон курантов. Каким будет следующий, 2017 год, покажет время.

Рустем Вахитов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ