источник: sakhalin.info
В Сахалинской области намерены учесть множественные системные ошибки, допущенные при переселении из ветхого и аварийного жилья. Об этом вчера поговорили в областной думе. Обсуждение продлилось около двух часов и напоминало попытку собрать кубик Рубика. Вопрос переселения такой же многосторонний: тут и определение ветхости домов на глаз, и отсутствие в течение долгого времени государственного стройнадзора и как следствие — некачественные дома, и “гениальные” фразы в заключениях экспертов типа “нарушение гидроизоляции фундамента не означает, что данная строительная норма нарушена”.
На заседании, кроме депутатов, присутствовали представители министерства строительства и ЖКХ, главы некоторых районов, прокуратуры, инспекции государственного строительного надзора, а также правозащитники и общественники. Пришли к выводу — хоть область и занимает одну из лидирующих позиций по исполнению президентского указа “О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг”, но проблем выше крыши, и подходы к решению задачи нужно менять. Sakh.com предлагает ознакомиться с тем, что говорил каждый из выступающих.
Но для начала напомним, что в области будет принята своя программа переселенияиз аварийного жилья. Она позволит продолжать эту работу в период, когда одна федеральная программа закончилась, а другая не началась. Напомним, в сентябре закончится программа переселения из ветхого и аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2012 года, после чего на федеральном уровне предстоит разработать долгосрочные принципы расселения аналогичного фонда, получившего статус аварийного уже после 1 января 2012.
— К концу 2018 года эти принципы будут утверждены, а до этого момента мы будем расселять аварийное жилье за счет областного бюджета, — сообщил министр строительства Вадим Залозный.
Сначала депутат Александр Болотников познакомил участников встречи с проектом рекомендаций, которые нужно учесть при разработке новой областной программы. Во-первых, необходимо установить понятийный аппарат и критерии признания жилых помещений ветхими в связи с тем, что, “как показывает опыт, какой-то грани между аварийным и ветхим жильем не существует”. Во-вторых, ускорить решение вопроса о сроках и механизмах переселения граждан из аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2012 года. В-третьих, предоставить сахалинцам старше 70 лет приоритетное право на переселение из аварийного жилья, независимо от того, когда оно было признано таковым. Иначе переселения они так и не дождутся. В-четвертых, предоставить переселяемым право на получение свободного жилищного сертификата в пределах региона, поскольку не во всех районах есть рабочие места и нормальные условия для жизни. Это основные рекомендации.
Выступающих просили говорить не более семи минут, но мало кто придерживался регламента, слишком уж “многоэтажная” тема.
Вадим Залозный, министр строительства Сахалинской области
— В реестре жилья, которое было признано ветхим и аварийным до 1 января 2012 года, было 289 тысяч квадратных метров. Сегодня осталось расселить около 38 тысяч квадратных метров. Есть всего семь районов, которые еще ведут работы по строительству и приобретению жилья, в том числе Южно-Сахалинск. По остальным районам программа выполнена, остались только судебные дела. В некоторых районах есть сложности — Охинском, Ногликском, Томаринском. Там достаточно много жилья будут вводить в последний момент, в августе. Чтобы успеть в срок, нужно отработать строго по графикам, — начал министр.
По его словам, есть “большой пласт так называемых непредвиденных обстоятельств”.
— Не секрет, что долгие годы население уезжало на материк и зачастую бросало помещения. На сегодняшний момент у нас владельцы порядка 10 тысяч квадратных метров, которые мы в рамках программы построим, будут числиться в розыске. Цифра очень большая. Это проблема не только наша, но и других северных регионов. По правилам программы, мы для этих граждан обязаны построить жилые помещения и продолжать их розыск с силовыми структурами, паспортными столами, — сообщил Залозный.
Около 15 тысяч квадратных метров стали предметом судебных споров между собственниками и муниципалитетами. В одних случаях у граждан отсутствуют правоустанавливающие документы, в других люди не хотят переселяться туда, куда им предлагают, в третьих — пытаются через суд вернуть своим домам статус пригодных для проживания и остаться в них. До конца года, по мнению министра, все это должно решиться.
Это что касается домов, признанных ветхими и аварийными до 2012 года. Все, что после, — сложно. Минстрой столкнулся с тем, что при формировании исходных реестров до 2012-го не проводился глубокий анализ и инвентаризация, результатам которой можно было бы доверять. Реестры формировались с погрешностями. Сейчас вся информация перепроверяется, подтверждается заключениями специализированных организаций. У муниципалитетов запрошена дополнительная информация — сколько, чего, в каком состоянии “убитости”. До сентября все это нужно собрать воедино.
— У нас на сегодняшний день общая расселяемая площадь аварийного жилфонда — 236 тысяч квадратных метров. В том числе около 38 тысяч квадратов — это остатки по программе, которая заканчивается в сентябре. Также выявили объем ветхого жилфонда, который подлежит отдельной инвентаризации — это 454 тысяч квадратных метров. 38 тысяч — понятно, до 1 сентября закроем. Остальное — до 2020 года, — доложил министр.
Предполагается, что будет отдельная программа по инвентаризации ветхого жилья. Сегодня этот жилфонд скорее напоминает жилфон: он действительно является фоном, на котором проходят значимые события. Никто им толком не занимается. Из программ по капремонту ветхие дома исключают, так как ремонтировать их нецелесообразно. Им остается только “доживать” до статуса аварийных.
По результатам инвентаризации жилфонд должен рассчитаться на раз-два. Раз — все-таки подлежащий ремонту, два — аварийный. Совместно с муниципалитетами планируется создать отдельную программу по ремонту таких домов. До 2025 года само словосочетание “ветхое жилье”, должно быть “демонтировано”, подобно старому дому, и удалено из активного словарного запаса на свалку истории.
Мероприятия по расселению аварийного фонда, признанного таковым после 2012 года, уже проводятся.
— С 2013 по 2016 годы мы расселили порядка 145 тысяч квадратных метров. В том числе 118 тысяч квадратных метров, на которых проживали 6700 человек, признаны аварийными и 26 тысяч квадратных метров, на которых проживали 1400 человек, — непригодными к проживанию, — сказал Вадим Залозный.
Отдельный вопрос — инженерная инфраструктура на земельных участках, где планируется строительство домов по программе переселения. Минстрой подобрал 65 участков в разных районах, определил на модернизацию инфраструктуры 2,4 миллиарда рублей. Осенью планируется скорректировать бюджет области на ближайшие три года, чтобы запустить новую программу, “обеспечить реализацию всех поручений, пожеланий и потребностей” и в контрольные сроки завершить переселение.
Чтобы снять нагрузку с бюджета, планируется активно привлекать бизнес.
Владимир Минигораев, первый заместитель прокурора Сахалинской области
— В прошлом году к нам поступило 250 жалоб на качество построенного жилья. Мы реагировали на различные нарушения, ситуация непростая. Количество жалоб не снижается. Мы проводили проверки в Смирныховском, Корсаковском районах. Сегодня областная прокуратура по поручению Генеральной проводит проверку реализации программы переселения. Оценка будет дана в ближайшее время, — сказал зампрокурора.
Он подчеркнул важность роли муниципалитетов в сборе информации по объемам ветхого и аварийного жилья, а также необходимость своевременного сноса и уборки расселенных домов, а то в них “начнется неправильная жизнь”.
Денис Кан, заместитель министра ЖКХ Сахалинской области
Рассказал о том, как составляются списки на данном этапе. По предварительной оценке, согласно данным муниципальных образований, в области после 1 января 2012 года признаны аварийными 155 тысяч квадратных метров жилья. На них проживают почти 8 тысяч человек. Для их переселения нужно 10,7 миллиарда.
За 2014-2015 годы министерство освоило 271 миллион. Это позволило приобрести 169 квартир и отремонтировать 107 квартир, принадлежащих муниципалитетам.
— Мы восстановили это жилье и предоставили нуждающимся. 600 человек улучшили жилищные условия, — сказал Денис Кан.
Сергей Седов, уполномоченный по правам человека в Сахалинской области
Предложил сделать паспорта участников программы, чтобы знать всех пофамильно. Посетовал, что не наблюдается благоустройства вокруг построенных в Смирныховском районе домов.
Борис Сухинин, представитель общественной палаты Сахалинской области
Сообщил, что две семьи из Буюклы пожаловались на отсутствие в новых домах индивидуальных приборов учета электроэнергии, из-за чего каждой семье насчитали по 8 тысяч за свет (посчитали как за уличное освещение). Есть случаи, когда в Буюклы люди получили новое жилье, но живут в старом. Или сдают расселенные дома под дачные, с огородами. А если уж строения сносят, то их “останки” лежат неизвестно сколько. Мэрия говорит, что денег на вывоз нет.
Геннадий Осипов, директор Сахалинского ипотечного агентства
Рассказал про “план Б”. Если муниципалитетам в какой-то период не хватает земельных участков, строительных мощностей или денег, они могут взять квартиры в домах, которые строит агентство, в частичную аренду, потом выкупить их и предоставить переселенцам.
— Переселение людей из ветхого жилья в многоквартирные дома, предназначенные в коммерческий наем, — такой порядок возможен частично с учетом снижения стоимости аренды. Она у нас в принципе и так социальная и изначально составляет половину от того, что оплачивает обычный коммерческий наниматель. Главы и директора предприятий имеют право еще и до 95% субсидировать эту плату. Есть примеры в Поронайске и других городах — люди платят всего по 1 или 2 тысячи за аренду. Бесплатная передача либо приватизация этих жилых домов невозможна, так как они — собственность акционерного общества. Мы не можем вести деятельность, которая приведет к убыткам, — сказал Осипов.
Он добавил, что есть категория переселенцев из ветхого и аварийного жилья, которой выдается заем под 0%.
— У нас один такой человек уже есть, приобретает жилье в ЖСК по беспроцентному займу. Он не стал ждать, когда его переселят из ветхого жилья. Я считаю, это тоже достаточно действенный механизм, сообщил глава агентства.
Александр Зенкин, депутат Сахалинской областной думы
Ратует за то, чтобы “повернуться к каждому человеку лицом” и предоставлять ему квартиру с учетом его пожеланий, не запихивая в нежеланный район. Высказал предложение, что жилье взамен аварийному нужно предоставлять, руководствуясь не общей площадью помещения, а жилой.
Галина Подойникова, депутат Сахалинской областной думы
— Я ни от одного выступающего не услышала слово “качественное”, оно есть в названии программы — и только. У нас нет ответственных за качество строительства жилья. За пять лет работы в думе я их не нашла, — сказала коммунистка и зачитала ответы прокуратуры, которая проводила проверку качества дома в Дальнем.
В ответе подтверждается, что в 2010-2012 годах дома в Дальнем строились и принимались без всякого контроля.
Из документа:
В ходе проведения дополнительной проверки был опрошен инженер 1 категории по надзору за строительством. В своем объяснении специалист поясняет, что отсутствие монолитных чердачных перекрытий, использование металлопрофиля взамен керамзитобетона, строительство межквартирных стен из ГВЛ вместо указанных в проектной документации кирпичных не допускается, но все-таки при согласовании с проектной организацией, соблюдении требований звукоизоляции и пожарной безопасности это возможно.
Еще из отчетов, составленных по итогам осмотра домов: “наличие зазоров между потолком и межквартирными стенами не допускается, зазоры обязательно должны быть заделаны специальным раствором”, “нарушена пожарная безопасность, отсутствуют межэтажные рассечки”. Из объяснений причастных к строительству: “нарушение гидроизоляции фундамента не означает, что данная строительная норма нарушена, возможно, что подвальные помещения затапливают грунтовые воды”, “отсутствие водоотливов на кровле не является нарушением, так как, учитывая климатические условия Сахалинской области, водоотливы ежегодно нарушаются при наступлении весны”.
Отделка фасада штукатуркой вместо указанной в ПСД облицовки керамическим кирпичом, некачественно установленные окна, некачественно сделанная либо полностью отсутствующая вентиляция — удешевление стоимости строительства привело к снижению качества. В Корсакове, Долинске, на Курилах тоже были такие нарушения.
— Мы заплатили почти 150 тысяч, сделали независимую экспертизу одного дома, которая показала, что с него наэкономили 12 миллионов 263 тысячи рублей. Просили обследовать все дома, но нам ответили, что денег в бюджете не хватит. Предлагаем правительству области прописать четко, кто отвечает за качество, потому что не может каждый житель сам за себя голосить, — сказала депутат.
Валентина Галета, руководитель государственной инспекции строительного надзора Сахалинской области
Объяснила, что до 1 января 2016 года малоэтажные дома, которые строились по программе переселения, не подлежали в соответствии с градостроительным законодательством государственной экспертизе и государственному строительному надзору. Поэтому ответственность за качество несли застройщик и муниципалитет, который приобретал квартиры по договорам. Недоделки и нарушения стали головной болью глав районов, и так по всей стране.
Видя это, законодатель внес изменения в Градостроительный кодекс, и с 2016 года все дома, которые строятся по бюджетным программам, подлежат двойному контролю: проводится и государственная экспертиза ПСД, и государственный строительный надзор во время строительства.
Сегодня на контроле государственной инспекции находятся 19 домов в пяти районах области: Южно-Сахалинске, Углегорском, Охинском, Томаринском и Ногликском. Но еще продолжают вводиться в эксплуатацию дома, которые не подпадают под действие этого закона.
— Под нашим надзором введено шесть малоэтажных жилых домов в 25 микрорайоне Южно-Сахалинска: пять в декабре и один во втором квартале этого года. Ни одной жалобы от жильцов не поступало. Это доказывает эффективность государственного строительного надзора, — сказала Валентина Галета.
Что касается домов, которые были введены до 2016 года, министерство строительства создало межведомственную рабочую группу и ходит по ним с проверками. В некоторые приходит по пять раз. Статистика ведется, нарушения выявляются и “в принципе отрабатываются”.
— Согласна с вами, что единого органа контроля за устранением этих нарушений нет. Может быть, необходимо как-то конкретизировать данную работу и установить какую-то ответственность, — сказала глава инспекции.
Карина Бондарчук, аудитор контрольно-счетной палаты Сахалинской области
— КСП в октябре и ноябре будет проводить проверку как раз программы обеспечения населения области качественным жильем, — анонсировала событие Бондарчук и попросила депутатов переадресовать в палату вопросы от жителей, а заодно и прокуратуру — поделиться информацией. КСП выяснит, как муниципалитеты отрабатывают выявленные недостатки.
Иван Насыпайко, председатель собрания Невельского городского округа
Считает, что неважен возраст переселенца: старше он 70 лет или младше, переселять из аварийного жилья нужно всех на равных условиях.
— И можно еще ремарочку? Если мы заключаем договор на оказание услуг по питанию для школьников, мы же не прописываем там “пища не должна быть отравлена”. Это все должно быть как само собой разумеющееся. Зачем прописывать, что должно быть не отравлено?
— Тут прописываешь-то — и все равно не помогает, — вздохнули депутаты.
Немного поговорили об альтернативных механизмах реализации “переселенческой” программы. В некоторых районах апробируется система сертификатов. Она подтверждает свою универсальность. Сертификаты положат конец ограничению свободы выбора переселенца, который не хочет ехать жить в предлагаемый мэрией район.
Ближе к финалу мэры признались, что “раньше определяли на глаз, аварийное жилье или нет, толком не знали, чем ветхое отличается от аварийного”. Сейчас идет составление реестра. Если положиться только на специализированные организации, которые проводят обследование жилфонда, может получиться так, что в одном районе много аварийного жилья, в другом — почти совсем нет. Прозвучало — поэтому важна единая нормативная база.
Так и хотелось спросить — а ее нет? И много еще чего хотелось спросить.
В теории “строительный” кубик Рубика чиновники, контролеры, депутаты и общественники собрали. Осталось сделать это на практике.