Известие о том, что федеральный бюджет готовится забрать из региона часть налоговых поступлений от СРП взбудоражило всю прогрессивное (и не только) человечество Сахалина и Курил. Этот всплеск «гражданской» активности уже оформлен в организованные формы в виде пикетов, которые по замыслу их «организаторов», получающих значительные суммы из регионального бюджета на свои цели, должны донести до Кремля всю тревогу и боль наших сограждан, якобы теряющих те самые миллиарды, полученные от продажи нефти и газа.
Отложим в сторону законность и юридическую обоснованность действий федерального центра, пусть с этим разбираются юристы. Посмотрим на общую ситуацию в регионе через классическую призму Остапа Сулеймана «400 относительно честных способов отъема денег у населения», которые уже стали настольной книгой у некоторых деятелей.
Как по лекалу…
За прошедшие несколько дней закралось подозрение – наших сограждан используют в своих интересах некие финансово-экономические группы, которые подпитывались из региональной казны путем аналогичного вывода более 50 млрд рублей в Корпорацию развития Сахалинской области и последующего их распределения без конкурсных процедур по не совсем прозрачным критериям оценки. Как в случае с любимым проектом регионального правительства – сельскохозяйственным комплексом компании «Грин – Агро Сахалин». В нее, по плану, должно быть влито (поэтапно) более 10 млрд рублей со стороны Корпорации (т.е. из тех средств, которые «под благими намерениями» вывели из областного бюджета). В ответ на это «инвестор» вкладывает на порядок меньше своих собственных средств + «некие мозги» и идею. Хотя, губернатор Олег Кожемяко обещал, что на рубль бюджетных инвестиций в подобные проекты обязательно придет 2 рубля средств инвесторов, в данном случае этого не происходит. Кто же взял на себя смелость оценить интеллектуальную составляющую «инвестора»? Вопрос персональной ответственности за принятые решения, в данном случае, отсутствует.
Что в итоге? Мы получаем минимум рабочих мест и пожизненный оброк, который будет вынужден выплачивать этому «инвестору» худеющий бюджет Сахалинской области, ведь сельское хозяйстве в регионе без регулярных бюджетных вливаний по определению убыточно.
По сведениям депутатов Сахалинской областной Думы, часть средств АО «Корпорации развития Сахалинской области» , только за 2015 год получило из местной казны порядка 50 миллиардов рублей, пустив на инвестиции лишь 4,1 миллиарда, а остальные деньги положив на счета и депозиты коммерческих банков, за тот же 2016-й получив по процентам 5,2 миллиарда. Даже контрольно-счетная палата региона под руководством Дмитрия Жижанкова не смогла ответить на депутатский запрос – нарушение это или нет, когда огромные бюджетные деньги лежат мертвым грузом на счетах и депозитах коммерческих структур? ,
Так почему бы федеральному центру не использовать точно такую же схему вывода денег из региона, раз она уже прошла отработку и показала свою жизнеспособность? Вы о чем протестуете и не протестуете ли против своих же схем?
Нищие люди богатого региона
В оценке работы местной исполнительной и законодательных властей принято использовать информацию, которую они же с успехом подают в региональные СМИ, независимость которых уже под большим вопросом. Основополагающим критерием являются экономические показатели самочувствия самого населения на фоне стремительно падающих реальных доходов. Похоже, в этом смысле местная власть выглядит далеко не лучшим образом. Колоссальные доходы от реализации нефтегазовой продукции так и не смогли поднять на достойный уровень доходы пенсионеров, прожиточный минимум которых составляет чуть более 10 000 рублей (для работающих слоев населения, которые хотят мяса и еще имеют зубы, он едва превышает 14 000 рублей) Бедность большей части островных пенсионеров не требует доказательств. Чем она вызвана? Соотношение цен и доходов у нас в регионе хуже, чем на материке в среднем в полтора раза. А это говорит о том, что «островной» рубль имеет 60-70% покупательской способности.
Соотношение среднего размера пенсий к прожиточному минимуму в 2017 году составляет в Санкт-Петербурге 197%, в Нижнем Новгороде 204%, в Астрахани 211%, в Белгороде 194%, в Тюмени 190%, в Барнауле 203%, в Тамбове 214%. А в Сахалинской области только 148%!
Средняя пенсия по России 13 855 рублей, средняя заработная плата – 35 369 рублей. Уровень пенсий к заработной плате по стране составляет 39,17%. Зафиксируем эти цифры.
Что на островах? В регионе размер средней заработной платы составил 68 000 рублей. Составил, благодаря зарплатам специалистов нефтегазового сектора, финансового, военных и сотрудников правоохранительных органов, высшего менеджмента органов госуправления. Зарплата губернатора тому пример. В итоге, «капуста» основной массы населения и «мясо» в кошельках нескольких тысяч человек в сумме составила вкусный голубец, который с успехом преподносится в отчетах Москве. Тем не менее, и сахалинская пенсия казалось бы выше, чем на материке. По последним данным, ее уровень составляет 18 000 рублей. Соотношение средней заработной платы и средней пенсии на островах составляет 26,47%. Этот показатель ниже, чем в среднем по стране.
Вот вам и все «прелести» сахалинской пенсии. Она, фактически, является эфемерным стимулом работать и жить в островном регионе для большей части его населения. Это к слову о формировании человеческого потенциала для прорывного развития всего ДВФО и Сахалинской области в частности. Одновременно с этими процессами во Владивостоке проходит Третий Восточный Экономический Форум, девиз которого звучит так: «Поворот России на восток». Говорить же о том, что 102-я конвенция Международной организации труда требует от правительства обеспечения 40% размера пенсий от утраченного заработка, мы не станем.
Размер пенсий – уровень ответственности федералов? Конечно. Однако «средняя заработная плата» продукт региональных властей и к этим процессам, безусловно, приложило руку правительство Сахалинской области. Мы уже не берем тот факт, что в компетенцию Сахалинской областной Думы входят вопросы дополнительных выплат нашим пенсионерам. Те меры, которые предпринимают островные депутаты, не смогли поднять наших пенсионеров даже на среднероссийский уровень. Так кому служат нефтегазовые доходы? Вспомните знаменитую единовременную доплату к пенсиям россиян в размере 5 тысяч рублей. К этой доплате не применялись районные коэффициенты северян. Депутаты Сахалинской областной Думы не сочли необходимым задействовать на эти цели доходы бюджета от нефтегазовой отрасли.
Имиджевые проекты островной власти
Предлагаю погрузиться в быт даже не островного пенсионера вообще (к чему пугать обывателя?), а пенсионера, жителя областного центра, чей город обласкан вниманием властей. Итак, нищий пенсионер, реальные доходы которого не идут в сравнение с реальными доходами его коллег по России, теперь гуляет по вновь благоустроенным дворам. Не везде гуляет, эпизодически, однако асфальт проложен, депутатские селфи уже выложены в Интернет и ждут хвалебных откликов. Сможет ли пенсионер купить «лишнее» яблоко или теплый носок благодаря новым дворам областного центра. Конечно же нет, от слова «совсем».
Нищий пенсионер теперь гордо взирает на горнолыжные трассы, которые проложены на прилегающих сопках и готовятся перейти под юрисдикцию (в собственность) Сахалинской области. Пополнят ли горнолыжные трассы гардероб пенсионера? Конечно же нет, безусловно. Его реальные доходы, как показала практика, ни как не зависят от «развития туризма» и туристических потоков, бесплатного провоза лыж в самолетах и безлимитных ски-пассов.
Мультипликаторный эффект, скажете вы? Какой? Продажа лыж и костюмов, сувениров разве в состоянии увеличить реальные доходы обнищавших сограждан? Или наполнение гостиниц областного центра? Строительная отрасль имеет на порядок больший мультипликатор, при условии высокой степени локализации производства стройматериалов и комплектующих.
Да, нынешнее правительство уже реализовала часть программы “транспортная доступность” и правительственные вертолеты регулярно перевозили (или перевозят?) чиновников различного ранга по самым живописным направлениям нашего острова. Ответственность? А разве это наказуемо?
Следующее, строительство «Исторического парка «Моя история» в областном центре. Замечательный проект. В том смысле, что на фоне всеобщего обнищания основной массы населения мы теперь получаем дополнительные возможности поглощать «зрелища» в отсутствие «хлеба».
Более того, по последним данным бюджет области уже готов к дополнительным вливаниям в этот проект – расходы на государственную программу «Развитие сферы культуры в Сахалинской области» на 2014–2020 годы на 2017 год предполагается увеличить более чем на 277 млн рублей за счёт имущественного взноса в Автономную некоммерческую организацию «Исторический парк «Моя история».
Согласно финансово-экономическому обоснованию, представленному министром культуры Сахалинской области в Сахалинскую областную Думу, стоимость работ по строительству объекта «Исторический парк «Моя история» в городе Южно-Сахалинске «под ключ» составила 773 млн 106 тыс. рублей и подтверждена положительным заключением государственной экспертизы о проверке достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства.
А теперь представим, нищие островные пенсионеры выстраиваются в очередь к зданию помпезного исторического парка. В чем цинизм ситуации?
Сюда же прибавим подсветку телебашни в областном центре за 47 миллионов рублей. Возможно, ее свет прибавит тепла в квартирах островитян? Кто конкретно решил, что освещенная телебашня станет приманивать туристов из Японии и Кореи, как мотыльков на свет лампы? Мы так и не узнали фамилию этого генератора идей. Вспоминается “сухопутный маяк” ( стела Хорошавина) на улице Пуркаева, у которого так и не обнаружен уставший турист.
Тем временем, за бортом остался проект строительства в Южно-Сахалинске мега- школы на 3 000 мест. Под большим вопросом ликвидация второй смены в учебных заведениях областного центра. А администрация продолжает нагружать новым жилым фондом существующие учебные заведения и поликлиники. Откуда такое «кривое» развитие?
Майские Указы Президента России
Слышны возражения о том, что раздать и поделить далеко не лучший способ траты бюджетных средств. Отлично! Рассмотрим проекты федерального центра. Одним из основных направлений реализации экономической политики, в контексте «майских указов» является создание 25 млн высокотехнологичных рабочих мест по всей стране до 2020 года. Что в этом направлении делается у нас в области? Осталось всего два года. Во всяком случае, у нас ничего не слышно о работе в рамках соответствующей региональной программы. Можем ли мы считать «высокотехнологичными» рабочие места на ферме (например, роботы станут убирать навоз), или на горнолыжном курорте (доставка пиццы квадрокоптерами с искусственным интеллектом)? Сомнительно. Современная экономика требует развития тех отраслей, в которых используются последние достижения науки и техники, и позволяют генерировать высокий уровень прибавочной стоимости. Почему бы подобные проекты не финансировать из средств Корпорации развития Сахалинской области, пусть в данном случае вкладом «инвестора» станут те самые «мозги» и имеющиеся ноу-хау? Пока, живем с ощущением того, что «майские указы» на территории области в полной мере исполнены не будут.
Вы уже уточнили, против чего вы протестуете?
Соглашусь, вывод денег из региона – процесс болезненный и непопулярный. Вместе с тем, региональный бюджет должен работать на интересы всего населения островной области. Тем временем кошельки наших граждан все больше худеют, а счета Акционерных Обществ, накаченных за счет бюджета, пухнут день ото дня.
В рейтинге «Качество жизни регионов», по итогам 2016 года, Сахалинская область оказалась на 53 месте, спустившись на три позиции по сравнению с 2015 годом. По отдельным направлениям:
– доля ветхого и аварийного жилья – 73 место;
– число преступлений на 10 000 человек – 83 место;
– смертность населения от внешних причин на 10 000 населения – 76 место;
– оценка климата – 79 место;
– смертность населения в трудоспособном возрасте – 82 место;
– доля дорог с твердым покрытием – 83 место;
Приведенные данные показывают, насколько эффективно используются деньги бюджетов всех уровней на территории Сахалинской области, в том числе и деньги регионального бюджета.
Инициаторы сбора подписей представили нашим согражданам своеобразную формулировку «их» требований, изложенную в подписном листе:
«Я, подписавший это обращение, прошу президента России Владимира Путина пересмотреть новый порядок распределения средств по СРП и оставить в бюджете Сахалинской области деньги для существования региона».
Пересмотреть новый порядок? Извольте. Пересмотрим с большим удовольствием, тем более что «общественность» сама просит. Минфин России уже обнаружил «дно» сахалинского бюджета – 36 млрд рублей.
“Минфин Российской Федерации, формируя в жестких условиях государственный бюджет на предстоящие три года, просчитал минимальные бюджеты субъектов России. Наш минимальный бюджет составляет 36 млрд рублей.” (Вера Щербина)
Есть куда стремиться и пересматривать. Оставить для существования? Легко, расчеты уже существуют.
Хорошо, выйдем на пикеты и отстоим деньги бюджета, пусть даже их часть. Что в итоге? Есть серьезные сомнения в способности регионального правительства работать в направлении развития высокотехнологичных отраслей экономики и повышения реальных доходов граждан. Калужская область тому пример. Нефти нет – реальный сектор развивается семимильными шагами. Оба субъекта (Сахалинская область и Калужская область) находятся в едином экономическом пространстве России и используют в своей работе единую нормативную базу, казалось бы. Так может быть проблема, даже, не в наличии или отсутствии части доходов от СРП, а в самих принципах работы островной «консерватории» и уже назрел вопрос очередной смены его кадрового состава во главе с ректором?
P.S.
Мнение автора может не совпадать с официальной позицией регионального отделения КПРФ.