Кушать будем через день?
В понедельник вице-премьер правительства России Юрий Трутнев объявил о том, что центр планирует забрать у островного бюджета 25 миллиардов рублей из тех денег, которые все равно лежат в регионе мертвым грузом на счетах коммерческих банков. С подачи вице-премьера Минфин подготовит поправки в Бюджетный кодекс-2018, предположительно изменив схему распределения доходов по налогу на прибыль для регионов.
Первым регионом, который буквально поставила на дыбы эта новость, стал Сахалин. Вернее, новая схема распределения взволновала, прежде всего, региональные власти острова. По большей части с их подачи и пошла сеяться паника среди населения о чуть ли не голоде, которым Москва собирается заморить местное население.
«… Потеря такой части бюджета однозначно ущемит интересы сахалинцев и курильчан. Под угрозой будут среднесрочные и долгосрочные программы. Часть мероприятий будет остановлена. Будет отменен ряд социальных льгот», – обещает нехорошие перспективы региону председатель Сахалинской областной думы Андрей Хапочкин.
«Остатков бюджета не хватит даже на жизнь» – это уже губернатор Олег Кожемяко нагоняет страху на жителей. Вопрос только – кому на жизнь не хватит-то? Судя по последним годам, на жизнь простым сахалинцам денег и так особо не выделялось.
Конечно, губернатор и его окружение собираются вести какие-то переговоры с Москвой. Даже «ходоков» с депутатскими мандатами в столицу отправляют. Но, похоже, в положительный (для себя) итог в этом диалоге местные власти не верят.
В этом случае чиновники собираются достать другой «козырь из рукава» – поднять народные массы на акцию сопротивления такому решению центра, чтобы показать, что это не они, чиновники против – народ против.
Местная «Молодая гвардия» (молодежная околовластная структура) уже вносит сумятицу в умы сахалинцев лозунгами типа: «Сахалин готовят к нищете, Москва обнаглела, именно из-за московских чиновников в сахалинских реках исчезла рыба, а сейчас и до шельфа добрались!!!».
Среди населения местная власть пытается посеять настоящую панику – мол, нищими скоро будем, грабит нас федеральная власть и т.д., и т.п. И одновременно людей просят не сидеть сложа руки – выходить на митинги и пикеты, которые власть уже готовит. Ведь надо же все это заснять, выложить в интернет и подать под своим «соусом» – смотрите, мол, что Москва сделала с целым регионом. Без еды и воды оставила, последние штаны отобрала…
Уже существуют некие письма к президенту страны от «жителей Сахалина», умоляющих Кремль одуматься. Явно под диктовку эти граждане пишут, что теперь они недополучат 70 миллиардов рублей в ближайшие годы.
И народ волнению властей поддался. Уже прошли пикеты, очень, надо сказать, добротно организованные – где главным лозунгом стал плакат с надписью «Сахалинской области – жизнь, а не существование. Оставьте наш бюджет нам».
Трутневу напомнили его же слова: «Страна должна развиваться, Дальний Восток должен развиваться, Сахалин должен развиваться, и все, что идет вразрез с этим тезисом, – неправильно». Выходит, забыл свои обещания?
Что задумал Кремль?
Пока на Сахалине идет сбор подписей против решения Москвы затянуть Сахалину «пояса», пока члены местной Общественной палаты ждут ответа от Володина свое письмо об обеспокоенности «сложившейся ситуацией», пока местные чиновники обдумывают ход дальнейших действий – чтобы и с вышестоящей властью не поссориться, но и на «бобах» не остаться, люди хоть как-то пытаются понять, что, собственно, происходит.
Была надежда что-то осмыслить после недавнего Совета Федераций, где обсуждался проект трехлетнего бюджета страны, представленный правительством. Главную фразу на этом совещании сказала, пожалуй, председатель СФ Валентина Матвиенко.
По ее словам, проект федерального бюджета на предстоящую трехлетку не позволяет решать амбициозные задачи развития страны – потому что, особенностью нового документа является жесткая фиксация расходов. И напомнила так между строк, что главной задачей проекта должна быть не экономия, а выполнение поручения президента по выводу экономики на темпы выше мировых.
Многие парламентарии сошлись на том, что урезать регионам бюджеты чревато тем, что они не смогут профинансировать даже свои обязательные расходы, не говоря уже о какой-то дополнительной социальной и экономической поддержке бизнеса и населения.
Услышав о критике парламентариев, глава Минфина Антон Силуянов ответил в том смысле, что надо искать «золотую середину», устраивающую всех. Как может что-то устраивать, например, Сахалин, если согласно внесенным изменениям доля доходов от нефтегазовой отрасли у области сократится с 75% до 25%?
Это может серьезно ударить по региону, говорят эксперты. Тем более, на фоне выхода Сахалина на планирование трехлетнего бюджета у региона нет времени для того, чтобы адаптироваться к новым условиям бюджетной обеспеченности – считает директор Института инноваций, инфраструктуры и инвестиций Марина Удачина.
Вообще, сейчас специалисты много обсуждают новую стратегию Кремля, заточенную на жесткую экономию, который вместо того, чтобы просто усилить контроль и ответственность за нерациональное расходование бюджетных средств, решил тупо отпилить от региональных доходов по хорошему куску, чтобы в казне денег побольше лежало. А регионы, мол, выкрутятся.
Первая жертва экономии
Сахалин попал под раздачу первым. Почему? О том, как десятки миллиардов бюджетных рублей вместо того, чтобы пускать их на социальные и экономические проблемы региона, обогащают банкиров и приносят дивиденды самим бюджетным организациям, мы уже рассказывали.
Думаю, об этом знали и знают многие, если не все. И, видимо, Кремлю надоело сливать деньги не в регион под названием Сахалин, а в «кошельки» отдельных лиц, групп и организаций, долгие годы жирующих за счет госбюджета.
Вот наверху и было решено подтянуть пояса местным заправилам. Теперь у Сахалина могут отобрать почти 25 млрд рублей, которые он получает от нефтегазового проекта «Сахалин-2», основным акционером которого является «Газпром». На эти деньги претендует федеральный бюджет и Фонд развития Дальнего Востока. Компенсировать потери сахалинскому бюджету предполагается с помощью дотаций федерального центра, за которые региону нужно будет отвечать и отчитываться. Это тебе не так, что просто выдали денег – и делай, что хочешь с ними.
В другое бы время к этим деньгам Кремлю не подступиться – но в связи с новой стратегией экономии самое то – забрать у зажиревших сахалинских чиновников «излишки в кубышке».
Так что, как ни прискорбно для региона это выглядит, но с учетом огромных неосвоенных сумм урезание сахалинского госбюджета, как сказала проректор по международной и инновационной деятельности СахГТИ Софья Ким, было ожидаемо. Сколько можно держать средства на счетах, состригая с этого проценты?
По сути, сахалинские чиновники свой регион и подставили под это урезание бюджета. Систематическое неосвоение огромных государственных средств приводит, в конце концов, к тому, что государство задумается о том, что дает кому-то слишком много денег.
Казалось бы, региону есть, что противопоставить в цифрах на тему «как трудно мы живем». Доходы бюджета Сахалинской области в 2014 году составили 100 млрд рублей, расходы 62 млрд. В 2015 году в областную казну поступило 207 млрд рублей, а израсходовал регион 203 млрд. В 2016 году столь солидных поступлений уже не было – доходы составили 131 млрд, расходы – 137. Прогноз на 2017 год составил по доходам 127,8, по расходам – 138 млрд рублей. Мол, с чего отдавать, и без того живем и работаем в «минус»?
Но когда «Корпорация развития Сахалинской области» из 50 миллиардов рублей, полученных из местной казны, лишь 4,1 миллиарда использует по своему прямому предназначению, а остальное кладет на счета и депозиты коммерческих банков, чтобы по одним процентам получить больше, что потратила, собственно, на инвестиции, у любого, даже самого терпеливого «кремля» приходит конец терпению.
И многие сахалинцы, поначалу ринувшиеся поддерживать протест против Москвы, уже начинают задумываться – а у кого я иду-то на поводу? И в сети уже появляются комментарии, подобные этому:
«Надеюсь, что этот цирк с подписями, который из корыстных интересов поддерживает и направляет ПСО, приведет к обратному эффекту, а не к тому, на который рассчитывают дармоеды во власти. И вместо прикрытия своей задницы получат строго обратный результат. Эффект “красной тряпки”.
Думаю, под красной тряпкой имеется в виду местная власть, опустившая регион на самое дно. Наверное, в первую очередь на ее долголетнее бездействие должно реагировать население – ведь это у сахалинских чиновников отбирают часть «кормушки». Это они не дополучат денег из госбюджета, чтобы снова прокрутить их на счетах коммерческих банков и получить миллиардные проценты.
Однозначно – законные доходы сахалинцев от СРП забирают из-за халатности регионального управления и антиконституционного предательство народных интересов сахалинцев
В Кремле, видимо, давно приглядывались к методам финансового управления сахалинских бонз, но когда сплавив местный бюджет в коммерческие банки, Кожемяко и К раздербанила в начале сентября еще и резервный фонд, оставив регион без «заначки на черный день», кремлевским чиновникам стало ясно – эту «гулянку» надо останавливать. Или хотя бы «наливать» меньшими дозами.
И, похоже, сахалинская власть поняла, что выйти из нынешней ситуации без потерь не удастся. Председатель правительства Сахалинской области Вера Щербина, присутствовавшая на вышеупомянутом Совете Федераций 2 октября этого года как раз вовремя обсуждения поправок, сделала последнюю жалкую попытку попросить центр хотя бы пересмотреть «процент изъятия»: – «… Мы готовы делиться, но не так жёстко, как это происходит сейчас».
Министр финансов Антон Силуанов сразу дал понять, кому ждать поблажек, кому нет: – «… На самом деле, мы видим … что деньги от СРП во многом находятся на счетах Сахалина и не используются: 40 миллиардов рублей на счетах скопилось таких остатков. И считаем, что те деньги, которые мы централизуем … они пойдут на развитие регионов Дальнего Востока, в том числе и на Сахалин. Думаем, что может быть, будут использованы более эффективно…».
Говоря уж совсем простым языком, министр сказал следующее: мы у вас часть доходов отберем, чтобы вы их куда зря не дели, а потом в обратном порядке на вас же и потратим – но с большим эффектом, чем вы тут на месте.
По сути, это финансовый вотум недоверия сахалинской власти.
Видимо, не за горами и политический. Давно пришла пора менять ее на людей с трезвыми мозгами. На тех, кто знает – есть такие-то деньги, и такие-то проблемы. Будем решать. А не звать людей на баррикады защищать свои чиновничьи интересы. Народ здесь и до решения Кремля этих бюджетных денег не видел – что для простых людей изменится сейчас? Выходить на улицу и начинать бить себя в грудь, требуя вернуть «барину» его деньги – так извращаться могут лишь те, кто привык чувствовать себя «небожителем».
А этим бы самым «небожителям», вместо того, чтобы стращать народ перспективой еще большей нищеты и вымаливать у Кремля послабления, просто бы понять – изъятые из региона доходы, это «последнее китайское предупреждение» действующей на Сахалине власти. И на фоне массовых отставок губернаторов оно даже выглядит предоставлением шанса на исправление ситуации в регионе, где всегда было много денег и мало дел. Ну, а если и эту «пересдачу экзамена» власть завалит – тогда уже, судя по всему, последует приказ: «Отчислить по неуспеваемости!». Или как там у Владимира Владимировича: «… по утрате доверия»?