В Южно-Сахалинске прошла пресс-конференция депутата Государственной Думы Георгия Карлова. Основной темой встречи депутата с представителями островных СМИ стал проект федерального бюджета и грядущее перераспределения доходов полученных в рамках СРП по проекту «Сахалин-2». Тема, вызвавшая известный ажиотаж среди жителей нашего региона. Именно поэтому мы не могли оставить без внимания встречу депутата с прессой.
Предваряя диалог, депутат рассказал собравшимся об особенностях принятия бюджета и поправок к нему. В работе принимает участие Татьяна Голикова и председатели профильных комитетов Государственной Думы. О результатах дележа доходов сахалинского бюджета говорить еще пока рано, первое чтение предполагает рассмотрение самой его концепции, рассмотрения общих сумм доходов и расходов федеральной казны, их использования.
О социальной направленности федерального бюджета.
Георгий Карлов:
– Надо отдать констатацию факта того, что более 36% бюджета отдано на реализацию социальных программ.
По словам депутата, мы стоим на пороге увеличения пенсий, зарплат отдельным категориям работников бюджетной сферы. Так же будут компенсированы расходы, в связи с незначительной инфляцией, государственным служащим, и компенсированы частично. В своей вступительной речи он коснулся международной обстановки, она оказалась сложной. В этой связи предусмотрена модернизация целого ряда объектов министерства обороны, дислоцированных на территории Сахалинской области в том числе.
Ажиотаж.
Георгий Карлов признал, что в обществе существует некий ажиотаж по поводу грядущего перераспределения дохода Сахалинского бюджета в пользу федерального центра.
– Эти процессы напрямую касаются вопросов развития Сахалинской области. Не смотря на то, что большую часть времени я нахожусь в Москве, я уделяю этому вопросу пристальное внимание. Изучаю высказывания депутатов, активистов и журналистов на эту тему. Этот вопрос необходимо разделить на две части: эмоциональную и реальную. Все что касается эмоциональной части, и поисков виноватых и поисков «кто-что» делал, что будет и что должен делать, я бы не стал наверное комментировать. А что касается реальных событий, цифр и текущего момента, я бы остановился подробнее.
И тут в зале, по предложению Георгия Карлова, произошла трансформация брифинга в формат «пресс-конференции». Продолжая свое вступительной слово, Георгий Карлов напомнил о том, что изменения в сам Бюджетный Кодекс, которые определят пропорции получения доходов от СРП регионом и федеральным центром, еще не приняты. Озабоченность островитян доведена до депутатов Государственной Думы. Главная задача – побудить федеральное правительство сесть за стол переговоров с регионом. И процедура согласования позиций происходит сейчас. В чем она заключается?
Отдать или не отдать?
Георгий Карлов:
Прежде всего, это возможность или невозможность при изъятии финансовых средств из нашего бюджета в пользу федерального бюджета выполнения своих обязательств. Прежде всего социальных и выполнения обязательств, связанных с развитием и капитальными затратами на территории Сахалинской области. В области сейчас происходит формирование бюджета 2018 года. Без этих показателей региональный бюджет будет трудно рассматривать.
Как оказалось, потребность в реализации различных программ на территории области уже определена, эта сумма составит ориентировочно 15 млрд рублей субсидий из средств федерального бюджета. Эти суммы будут «колебаться», они могут быть пересмотрены либо в сторону увеличения, либо уменьшения, в зависимости от обоснованности предоставленных документов.
Георгий Карлов:
– Мы с вами сейчас находимся в промежутке между принятием окончательного решения по финансированию наших программ и формированию достаточного бюджета 2018 года Сахалинской области и теми документами, которые поступят (или не поступят) от правительства Сахалинской области, для принятия их к рассмотрению в качестве поправок Бюджетного Кодекса. Вот, это вся информация из первых уст, касающаяся принятия проекта Федерального бюджета в первом чтении, которое состоялось в пятницу.
Вопросы от журналистов не заставили себя долго ждать.
– Когда будут внесены правки, касающиеся изменений распределения доходов по СРП?
– Как только закончатся согласовательные процедуры между министерством финансов и правительством Сахалинской области.
– Шла речь о том, что будет пересмотрено распределение доходов 75/25 в пользу федерального центра на 50/50. Эти цифры будут внесены в законопроект или все останется по-старому?
– Давайте разделим. Сегодня, по факту, речь идет о пропорциях 75/25 в пользу федерального центра, как и было. До тех пор, пока не будут внесены изменения в бюджетный кодекс, только там будут озвучены реальные цифры. Если губернатор говорит о том, что есть шанс изменить их в пропорции 50/50 – значит у него есть на то свои основания.
– Вопрос о том как вы голосовали за бюджет в первом чтении. Понятно, есть партийная дисциплина. Ваш голос наверное ничего не менял, все таки вы проголосовали ЗА принятие законопроекта. Вы могли, как представитель области, показать позицию по этому вопросу и проголосовать ПРОТИВ?
– Я бы хотел обратить внимание, чтобы у нас было понимание. Принятие федерального бюджета, он не является документом в части некоего отраслевого дохода или изъять доходы бюджета одного региона. Мы принимаем бюджет страны. И не голосовать за принятие бюджета только потому что у нас какая то часть предусмотрена возможная для пополнения федерального бюджета за счет возможной экономии Сахалинской области – я считаю это просто негосударственная позиция. Вот когда вопрос будет связан о техническом вопросе, о Бюджетном Кодексе, где будет четко понятно о том, что эта линия формирования бюджета последующего страны будет исходить за счет изъятия средств областных денег – там я безусловно буду высказывать свое мнение. Об этом будете знать вы, и будет знать население Сахалинской области. И мое голосование будет понятным, понятным – против.
Наш журналист не остался в стороне и попытался понять ход глубинных процессов в большой экономике.
– Скажите, хочется понять, какова фундаментальная причина пересмотра существующего порядка перераспределения доходов от СРП? Нам оказывают некое недоверие или у федерального центра стало меньше финансов? В чем причина?
– Наверное здесь есть несколько причин. Экономика страны не позволяет формировать федеральный бюджет настолько, насколько бы нам хотелось для того чтобы полноценные программы расходной его части были удовлетворены. Это первое.
Второе – бюджетная сбалансированность и обеспеченность бюджетами субьектов федерации, их у нас 85, достаточно серьезно колеблется от глубоко дотационных до субъектов с высокой бюджетной обеспеченностью. Даже по Дальнему Востоку лишь одна Сахалинская область выглядит позитивно, с точки зрения финансов. И в этом случае, роль федерального взгляда на эти серьезные различия между субъектами состоит, в том числе и в том, чтобы сбалансировать бюджеты в целом. Везде же проживают российские граждане. Мы должны создавать равномерные условия для проживания. С точки зрения федерального центра мы должны компенсировать недостаточность средств одних регионов за счет других. Это вполне нормальный подход. Я стою за то, что любые вопросы перераспределения должны идти за столом переговоров.
Все мы россияне и патриоты своей страны, а уж потом региона и своей семьи.
Мы понимаем – в единстве наша сила. Это не в первый раз происходит, исторический процесс.
Третье – наверное у федерального центра, при проверочных мероприятиях связанных с эффективностью использования тех средств, которые получал наш бюджет, вызывали какие то вопросы. Вопросы наверняка озвучены и озвучены публично. И это тоже предмет переговоров между правительством региона и министерством финансов.
Следующий момент связан с развитием. Насколько интенсивна существующая программа? Наверняка нельзя отделять Сахалинскую область от дальневосточных программ. Если мы с вами, в очередной раз, обоснованно восторженно услышали слова президента о том, что необходимо начинать программу по строительству мостового перехода на остров Сахалин, я считаю это прекрасный проект, требующий от федерального бюджета колоссальных усилий. В данном случае, не участвовать в данном процессе от нас было бы, как минимум, не корректно.
Поэтому, я не могу назвать одну причину «почему». Это комплекс мероприятий. Есть регионы в стране, слава богу, которые являются «донорами». И они также испытывают «желание», назовем это желанием, помогать федеральному центру в целом, в непростые экономические годы.
– К вопросу об эффективности. Мы уже знакомы с материалами Сахалинской областной Думы, в которых говорится о том, что средства «Корпорации развития Сахалинской области», полученные из региональной казны, лежат на счетах и проценты по депозитам остаются в распоряжении этого Акционерного Общества. Отсутствует механизм изъятия этого дохода в пользу бюджета. Требуется ли для решения этой проблемы внимание федерального уровня? На каком уровне ее необходимо решать?
– Это не проблема. Я считаю, что это очень хорошо, что мы смогли сформировать вот такой большой уставной капитал нашей Корпорации. Я считаю, что должно быть обращено внимание, насколько эффективно работают эти средства на благо нашей экономики. Эти средства должны работать на развитие проектов. На создание новых рабочих мест, на создание новых услуг, товаров, выполненных работ. Создавать новые производства и наращивать общий инвестиционный потенциал для нашей области. Если на сегодня Корпорация находит способ зарабатывать только лишь за счет размещения средств на счетах коммерческих банков – СМИ необходимо задавать вопросы руководителю Корпорации, на сколько потенциал заявок или обсуждаемых проектов достойны быть профинансированы.
Напомню, деньги для Корпорации были изъяты из областного бюджета, из нашего кармана, для формирования экономической платформы, для финансирования проектов Сахалинской области. Считаю, эта вся деятельность должна быть максимально публичной и вам она должна быть известной.
– Как вы оцениваете уровень реальных доходов островитян, в динамике? Растут, снижаются или они стабильны?
– Статистика, сегодня, называет уровень средней заработной платы на островах в 68 тыс рублей. Насколько объективна эта картина? Наверное, одни скажут, что это не так, другие скажут, что их зарплата выше. Другие скажут, что я много работаю, вкалываю днем и ночью и получаю такие деньги. Статистика – это дело такое, средняя температура по больнице. Наверное, при том давлении на уровень потребительских цен, которое мы испытываем не рынке, это наверное даже незначительно. И считаю, ее необходимо увеличивать и всем нам , я имею ввиду власти, нужно стремиться не к умериванию аппетитов, а наоборот – к росту потребительского спроса, за счет увеличения реальных доходов населения.
– В настоящее время речь идет о перераспределении доходов по проекту «Сахалин-2». Проект «Сахалин-1» в скором времени выходит на уровень рентабельности и область готовится получать налоги в рамках уже этого СРП. Не коснется ли судьба денег «Сахалин-2» уже этих отчислений?
– Очень правильный вопрос. В чем принципиальное отличие проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2»? В «Сахалин-1» изначально было предусмотрено Федеральным законом конкретная процентовка, большая часть налоговых поступлений остается в распоряжении Сахалинской области и эти пропорции в принципе не подлежат пересмотру.
В ходе встречи мы узнали о том, что другие регионы побаиваются нашего примера с изъятием денег и примеряют его на себя. Во всяком случае, процессы внесения изменений в Бюджетный Кодекс, в проекты федерального и регионального бюджетов будут стремительными и все произойдет в течении одного-двух месяцев. У граждан Сахалинской области остаются в активе доходы от проекта «Сахалин-1». В этом случае, пропорции отчислений в пользу федерального центра прописаны в законе и не могут быть изменены в одностороннем порядке. Пропорции в рамках «Сахалин-2» могут изменяться до бесконечности и, теоретически, «раздеть» область по этой позиции не составит особого труда. Консультации уже ведутся. Наверное, у федералов есть вопросы к правительству в части эффективности использования бюджетных средств. Падают ли реальные доходы граждан или растут – мы так и не узнали от депутата. Что делать с процентами, полученных от размещения на депозитах бюджетных средств, ставших активами АО «Корпорация развития Сахалинской области»? Это самый «сложный» вопрос на сегодня.
Что думают люди? Мы решили получить комментарии у простых жителей нашей области по поводу изъятия доходов СРП.
Вячеслав, служащий:
– Категорически против. Нам необходимо строить школы, направлять средства в развитие социальной сферы. Эти планы необходимо реализовывать. Если деньги уйдут, придется что-то резать. Возможно, пострадают пособия и иные выплаты. О росте зарплат бюджетников можно забыть.
Галина Подойникова, помощник депутата Государственной Думы:
– У нас был огромный резервный фонд, с которым быстро «разобрались», народ так ничего и не понял. Потом изъяли 50 млрд и перевели в Корпорацию. А теперь замахнулись на СРП. Был революционный бюджет, его мастерски сделали дотационным.
Владимир, служащий:
– Мне кажется, об этом шаге федеральных властей наши руководители знали давно. Людей просто обманули, и это еще мягко сказано.
Максим, пенсионер:
– Думаю, если бы депутаты научились тратить народные деньги умело – их бы хватило на все.
Автор комментария себя не назвал:
– Подобными действиями они подвели толстую черту под доверием народа. А по мне, так пусть хоть все забирают. Не нужны эти деньги Сахалину. Они конечно же понастроят эти бесконечные горки и тротуары, а остальное разворуют. Если зарплаты высших чиновников отрегулируют под среднюю по региону, нам и шельфовские деньги не пригодятся. Такого разрыва в доходах история еще не знала.
P.S.
Пока версталась эта статья: жители Томаринского района получат уголь для отопления своих домов.
Пресс-центр СРОПП КПРФ