Служили два товарища: один на восточном форпосте великой страны в Сахалинской области – товарищ Леонов, другой на западном, в Смоленской области –
товарищ Клименко.
Трудились на совесть, во благо народа, опираясь на него и его же советское государство. И каждому жителю этих областей была понятна и видима социально-экономическая стратегия, осуществляемая в их городах и сёлах. Она внушала им твёрдую уверенность в благополучное будущее их семей.
По званию Павел Артёмович Леонов и Иван Ефимович Клименко были партийными руководителями, на деле – главными стратегами развития народного хозяйства ост-
ровного края и Смоленщины. Общественная собственность на средства производства позволяла им использовать научный подход к руководству регионами, основывать
хозяйственную политику на всестороннем учёте и использовании объективных экономических законов.
И это наглядно подтверждали построенные в области на островах Сахалинская ГРЭС, Южно-Сахалинские ТЭЦ, линии электропередачи, позволившие создать энергосистему острова, влившуюся затем в единую энергетическую систему страны. На Сахалине были построены железные дороги поперёк и вдоль острова, сооружены новые морские порты.
Особое внимание было уделено созданию океанского высокоэффективного рыболовецкого и рыбоперерабатывающего флота, в который вошли современные плавбазы, траулеры, рефрижераторы, суда промысловой разведки. Это позволило
организовывать экспедиции в насыщенные рыбой районы океана. Для обслуживания Сахалина, Курильских островов был создан специализированный транспортный флот Сахалинского морского пароходства. Суда-углевозы, суда-лесовозы обеспечивали бесперебойную работу угольных шахт, разрезов Сахалина, его леспромхозов. Суда-сухогрузы доставляли на Курилы, в отдалённые районы генеральные грузы.
Пассажирские сообщения в островном крае осуществлялись специальными комфортабельными судами и катерами, аэрофлотом.
Надёжным транспортным мостом между Сахалином и материком стала пущенная в эксплуатацию в 1973 году морская железнодорожная переправа Ванино-Холмск.
Гружённые ещё в центре страны мукой на Алтае, сахаром на Украине, листовой жестью для лакобанки в Казахстане, фруктовыми, овощными консервами
в Молдавии, техническим оборудованием на Урале, цементом,стройматериалами, химическим и минеральным удобрением в разных районах страны вагоны без остановки пробегали через всю страну в Ванино, закатывались на паромы, перевозились через Татарский пролив в Холмский порт. Здесь на механизированном
пункте большегрузные материковские вагоны переставлялись на тележки, предназначенные для более узкой сахалинской колеи и развозились по Сахалину.
В обратном направлении в различные регионы страны в этих же вагонах отправлялась продукция рыбной промышленности в мороженном, солёном, сушёном виде, консервы из рыбы и морских продуктов. Семь целлюлозно-бумажных заводов Сахалина загру-
жали в материковские вагоны картон, картонные ящики, бумажные изделия, целлюлозу. Предприятия лесного комплекса помимо деловой древесины отправляли пиломатериалы, детали для деревянных домиков, шпалы для железных дорог, древесноволокнистые плиты, бочкотару, мебель.
Нефтяная отрасль на специальном пароме для опасных грузов перевозила нефтепродукты. На Курильских островах были созданы рыболовецкие, рыбоперера-
батывающие и рыборазводные предриятия, построены аэродромы, вертолётодромы, электростанции.
Сайра, уложенная в баночки гибкими пальцами студенток строительных отрядов “звёздочкой”, что позволяло использовать различные заливки, стала деликатесом для всей страны. Шла она с заводов далёкого острова Шикотан.
Без всяких призывов о привлечении иностранных инвестиций, указании о создании благоприятного инвестиционного климата в Смоленской области были сооружены такие стратегические для народного хозяйства региона и страны объекты, как Смоленская АЭС, Смоленский авиационый завод, Дорогобужский завод азотных удобрений, Смоленские льнокомбинат, чулочная фабрика, завод холодильников, фабрика по производству бриллиантов “Кристалл”, завод “Аналитприбор”, Ярцевский дизельный, Сафоновский электромашиностроительный заводы. Это далеко не полный
список предприятий построенных при участии первого секретаря Смоленского обкома КПСС Ивана Ефимовича Клименко. Объекты строительства сами по себе на возникали. Они основывались на местных ресурсах сырья, наличии определённых кадров, потребности и возможности их использования. Начало их строительства было связано с обращения в различные министерства, комитеты, Госплан СССР, тщательной
подготовкой проектных документов. По каждому намечаемому к строительству
объекту необходимо было держать постоянную связь с Центральным Комитетом
КПСС, Советом Министров СССР. Безусловно, такой масштабный оборот дел
требовал от партийных руководителей умения опираться на трудовые коллек-
тивы, партийные организации.
Справка
Периоды работы партийными руководителями Сахалинской
и Смоленской областей П.А. Леонова и И.Е. Клименко.
П.А.Леонов . 1960 – 1978 годы – первый секретарь обкома КПСС
Сахалинской области.
1978- 1985 годы – первый секретарь обкома КПСС
Калининской области.
И.Е. Клименко. 1965 – 1969 годы – второй секретарь обкома КПСС
Смоленской области.
1969 – 1987 годы – первый секретарь обкома КПСС
Смоленской области.
Эдуард Мороз