Близок к завершению 2017 год, год капиталистического «развития» и либеральной экономики. Сахалинская область, в очередной раз, подтвердила свое звание «генератора» новостей». Маленький регион, с небольшим количеством населения, который не сильно влияет на электоральную поддержку правящего класса, регулярно выдает на страницы региональной и федеральной прессы поводы для обсуждения. Нам удается генерировать поводы для принятия решений со стороны исполнительной и законодательной властей. Перечень событий и их порядок, который мы здесь приводим, безусловно, не является истиной в последней инстанции, и их порядковый номер носит случайных характер. Оглядываясь назад, вспомним, что произошло в нашем островном крае за этот период.
«Миф о рыбном рае»
Итоги очередной, провальной путины-2017. Лосось вылавливается в мизерных, в сравнении с «удачными» периодами, объемах и это не могло не сказаться на ценообразовании продукции рыбодобывающей отрасли на наших прилавках. Цена на примороженный лосось выросла с начала года почти на 40% со 152 рублей за килограмм до 209 в среднем. Срок хранения этой продукции, с момента его закладки на хранение, весьма ограничен и предсказать цену замороженной горбуши в период проведения выборов Президента России не представляется возможным. Одновременно с этим Сахалинстат живет в параллельной реальности и выдает данные об инфляции в регионе, приятные глазу федерального правительства.
Программа «Доступная рыба» выглядит уже не убедительно и фактически эта идея Олега Кожемяко провалена. Становится легендой завтрак сахалинца, когда местные жители ели икру ложками, пытаясь экономить на хлебе и масле. Существенный аспект, косвенно влияющий на настрой избирателя.
Отголоском провальной путины стали ограничения на вылов сакральной для островитян рыбы – корюшки. В правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна готовятся внести изменения, в результате которых рыбак-любитель получит право (!!!) выловить не более 200 единиц этой рыбы в сутки. Сроки принятия законодательных изменений прогнозируются на начало 2018 года, и воображение уже рисует штат инспекторов, которые прямо на льду залива Мордивнова пересчитывают улов в распухших рюкзаках сахалинцев, курильчан и туристов-экстремалов. Тысячи рыбаков – сотни инспекторов?
Региональная программа «Доступная рыба» не приносит стратегических результатов, какие в дальнейшем программы «доступности» нас ожидают – покажет 2018 год. Возможно, нам продемонстрируют амурские менеджеры комплекс мероприятий по «доступному» молоку и хлебу. Страшное дело этот симбиоз – амурский менеджмент и их «доступность».
«Конец императора коррупции»
На протяжении всего 2017 года островитяне наблюдали, как судят арестованного губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина и его сослуживцев. Казалось бы, борьба с коррупцией – это именно тот процесс, который востребован нашим обществом. Не вдаваясь в тонкости юриспруденции, у нас этот процесс вызвал некоторые вопросы.
Например, где знаменитая «ручка Хорошавина», усыпанная брильянтами? Речь идет о перьевой ручке из серии Moscow Skeleton Pen, которая была выпущена компанией Montblanc несколько лет назад к открытию своего первого бутика в России. Их было выпущено всего три экземпляра. Так что, можно сказать, Хорошавин был владельцем настоящего раритета. Журналисты так и не смогли увидеть этот «раритет» в числе изъятого государством имущества и она не фигурирует в материалах дела. Ручка стоимостью в 36 млн рублей становится легендой.
Еще один вопрос, который витал в воздухе на протяжении всего судебного процесса – вопрос о высокой морали предпринимательского сообществе региона. Ключевые представители бизнеса Сахалинской области, на протяжении нескольких лет, якобы дают взятки именно Хорошавину, однако продолжают занимать первые позиции в экономике нашего края. Бизнес через взятки не приносит репутационных потерь в обществе, фигуранты-взяткодатели при деле и продолжают работать, оставаясь на свободе. С точки зрения закона это возможно. С точки зрения морали современного общества – тоже. Они покаялись, грехи отпущены, впереди новые стройки, самолеты и прочие свершения на благо страны.
Приговор «императору коррупции» вынесут после празднования Нового года и зимних каникул. Место его пока свободно а скамья подсудимых прогрета. Возможно, 2018 год принесет островитянам очередные криминальные истории.
«Информационный фильтр» региона
«Успехи» в работе исполнительной и законодательной властей требуют ежедневной поддержки в средствах массовой информации. Не все островные СМИ охотно и искренне отзывались на эти чаяния и оказывали поддержку на достойном уровне. В информационной ноосфере региона носятся подозрения о введении в практику своеобразной цензуры, которая официально ничем не подтверждалась, но население и сами сотрудники СМИ эти подозрения поддерживают. Видимо что-то знают. Определенные сложности возникают у газет, которые вызваны не только субъективными причинами, но и объективными – на дворе 21-й век, век цифровых и информационных технологий. «Бумажные» коллеги оказываются втянуты в сложные процессы изменения формата своей работы, не всегда успешно справляясь с требованием времени.
2017 год стал годом создания нового информационного поля Сахалинской области, куда не добралась рука «регуляторов». И слава богу. Этим полем стала платформа «Телеграмм», где ежедневно публикуются новостные события. Трактовка этих событий, со стороны «телеграммщиков», не всегда удобна для формирования «правильного» образа процессов «развития» Сахалинской области. Тем не менее, ростки информационных потоков уже сформированы и с ними придется считаться.
«Один за всех и все за одного»
Эта крылатая фраза мушкетеров, и неформального лидера этой группировки Д*Артаньяна, стала характеристикой политического кризиса, который развивался во второй половине 2017 года. Героем этого кризиса стал председатель Сахалинской областной Думы Андрей Хапочкин, который глубокой ночью пишет письмо в Москву на бланке регионального законодательного органа. В нем председатель употребляет слово «мы» и отзывает негативный отзыв всего островного парламента на изменения в закон Российской Федерации, подписанный ранее всеми депутатами. Об этом уже много написано, множество копий сломано на страницах прессы. Что интересно? По заверениям местных «политиков» в Думе, «Письмо Хапочкина» юридически ничтожно и не повлекло за собой существенных результатов при обсуждении поправок в стенах Государственной Думы. Сама Госдума, в лице Андрея Макарова, признает значимость этого «письма» и считает его отзывом того самого негативного отзыва на изменения в бюджет (простите). Защитники образа председателя облдумы вспоминают – подобный отзыв губернатор Олег Кожемяко подписал несколько ранее. Сложно не согласится, если бы не одно «НО». Депутат, по определению, выступает защитником интересов местного населения, и очередность писем уже не играет никакой роли.
В любом случае, мы стали свидетелями, когда один депутат счел возможным высказаться за всех народных избранников. Филологи по достоинству оценили «мы» в контексте письма. И этот прецедент, возможно, станет примером для организации подобной работы всех законодательных органов власти в регионах страны. Коллегиальный орган рискует стать формальным. Что касается самого процесса перераспределения средств доходной части регионального бюджета…
«Оракул года»
Все мы помним знаменитых спортивных оракулов. Наиболее ярким представителем этого семейства стал осминог Пауль, осминог мужского рода, получивший известность благодаря предполагаемой способности угадывать исходы матчей с участием футбольной сборной Германии.
В номинации «экономический оракул региона» единолично расположился Василий Шадрин, в прошлом депутат облдумы шестого созыва. На одном из пленарных заседаний прошлого состава Думы, когда обсуждался вопрос покупки зданий для «Росгвардии», Василий Шадрин воскликнул:
– Как можно говорить о том, что не нужно финансировать национальную гвардию? Если мы не станем на месте это делать — у нас отнимут эти деньги…
Сказал, и попал точно в «в яблочко». Одновременно федеральная власть готовит изменения в Бюджетный кодекс, в котором большая часть доходов СРП («Сахалин-2») уходят в Москву. Желание Шадрина и его коллег помогать федеральной структуре и, тем самым, сохранить доходы островной казны, не сработало. На самом деле, голос региона в этих процессах ничего не значит, перераспределить доходы – компетенция центра. Коллеги в регионах настороженно восприняли этот процесс, полагая, что они станут следующими в очереди. Под этими опасениями есть почва, в стране происходит концентрация финансовых ресурсов на уровне центра.
Продолжением истории по отъему денег СРП-2 стал результат судебной тяжбы между Правительством Российской Федерации и оператором СРП-1 Exxon Neftegas Limited, который не согласен с существующими условиями выплаты налога в бюджеты различного уровня.
Еще в сентябре, в Стокгольме, между участниками спора было достигнуто соглашение, условия которых не афишируются. Сколько «простили» денег оператору – тайна.
Формирование «общественности»
«Общественность» и ее мнение на те, или иные проекты решений исполнительной власти, становится важным фактором, придающим легитимность вносимым изменениям в нашу повседневную жизнь. Показательным примером являются Публичные общественные слушания бюджетов различного уровня, начиная с регионального. И уже не тревожит вопрос о том, что областной бюджет, на этих слушаниях, обсуждается без дефицита, общественность его одобряет, вносит свои предложения. В последствии, региональный бюджет принимает форму дефицитного, но поезд уже ушел. На уровне областного центра эти обсуждения проходят под лозунгом «это не те предложения», когда горожане пытаются направить городские власти на решение локальных вопросов благоустройства и строительства. Понятно, где его высочество «бюджет», а где потребности отдельных районов города.
В среде предпринимательского сообщества прошли существенные изменения. Осенью, в руководство Союза «Торгово-промышленная палата Сахалинской области» пытаются войти иные люди, в результате которого на свет рождаются материалы проверки правоохранительных органов. События кажутся хлопотными, но несерьезными, если бы не последующие, уже точно официальные перевыборы президента региональной ТПП, которые проходят позже на этом фоне. Новым руководителем становится заслуженный аппаратчик, в прошлом председатель облдумы Владимир Ефремов. Похоже, эта «общественность» и их президент уже готовы к плотной работе совместно с органами исполнительной власти. А общественные организации по типу «Опора России», «Деловая Россия» и пр. отодвинуты на второй план. Возможно, это вина их непосредственных лидеров в регионе.
В это время, просто где-то существует “Общественная палата Сахалинской области”. От этого рупора «общественности» мы так и не услышали концептуальных идей и заявлений.
Выборы Президента Российской Федерации
Мы не смогли обойти вниманием грядущие выборы. Сюрпризом для многих стал мощный шаг партии КПРФ, на съезде которой был выдвинут в кандидаты Павел Грудинин – директор подмосковного совхоза. В отличии от его конкурентов-политиков иных партий и общественных объединений, от которых уже устал избиратель, Грудинин выглядит достаточно привлекательно. Ему есть что показать, его совхоз в числе лучших, зарплаты персонала выше «среднего», детский сад и школа на селе – мирового уровня. Более того, кандидатура Грудинина способна объединить интересы различных слоев нашего общества. Как будут развиваться события на этом поле – покажет время. В любом случае, интрига присутствует.
События, которые ничего не значат
Список наиболее значимых событий могла бы продолжить экологическая тема. Превышение уровня ПДК в сотни раз различных бактерий и прочих загрязнений по сути ни как не возбудили общественность и контролирующие органы должным образом. Грязно? Ну и что с этого? Вырубка леса на склонах сопок вокруг областного центра зажгла сиюминутный огонь интереса, который тут же погас. Сокращение расходов на экологические статьи бюджета не трогают душу островитян. Все это происходит в «Год экологии». Именно поэтому, экологическая тема так и не вошла в наш перечень по большому счету. Общество, в своем большинстве, не связывает состояние здоровья и нарушения в сфере экологии.
Выборы в состав Сахалинской областной Думы и Городскую Думу Южно-Сахалинска оказались скучны и не вызвали интереса у избирателя. Проходят они по привычному сценарию, активная часть населения не видит рычагов влияния на их результаты, а влияние депутатского корпуса на социальные и экономические процессы в регионе сходит на нет. Ощущается растущее беспокойство в связи с явкой электората на выборы президента Российской Федерации. Руководитель страны должен получить толику своей легитимности. Случится ли явка? Вопрос интересный. Захочет ли избиратель менять курс «устойчивой стагнации» на курс, который предлагает партия КПРФ?
Подводя итоги. На первый план выходят процессы взаимодействия самого общества и органов власти, как основного регулятора всех экономических и социальных процессов в регионе. Власть в регионе, пока еще, представлена четырьмя ее ветвями. Законодательная (вторая) и СМИ (четвертая) тихо усыхают и становятся приложением к первой – исполнительной. Подобная тенденция, если она не получит должной оценки, обязательно сыграет свою роль на формировании взаимоотношений нашего общества с этими ветвями. Значимость баланса интересов, сдержек и противовесов в обществе трудно переоценить и их еще никто не смог отменить.
Взяв на себя сомнительную роль регионального оракула , мы прогнозируем следующий, 2018 год насыщенным и интересным. Поток новостей и их весомость ослабевать не будут. Мы еще на это способны. А пока, предлагаем вплотную подготовится к встрече Нового года, это событие еще ни кто не отменил.
С Новым Годом, друзья!