Пятилетками не научены

0

Самая обсуждаемая тема в российских СМИ сегодня – это выборы Президента РФ 18 марта 2018 года.

Что касается Сахалина и области в целом, отношения у региональных властей с московским руководством по поводу выборов – это история особая.

В прошлом году «Единая Россия», чтобы провести в Областную Думу как можно больше своих сторонников, пригласила приехать в регион премьера Дмитрия Медведева. И что получилось?

Вскоре после его отъезда и завершения выборов выяснилось, что областной бюджет лишается львиной доли средств, поступавших ранее в качестве доходов по СРП.

Чего следует ждать от выборов Президента – покажет время, а пока самое время сделать выводы и разобраться с тем, что произошло и что необходимо для того, чтобы в течение ближайших лет иметь возможность вернуть хотя бы часть утраченных денег.

Первый традиционный русский вопрос «Кто виноват?» в случае с перераспределением данных доходов имеет достаточно простой ответ: виноват тот, кто не использовал бюджетные деньги по назначению. То есть вертикаль областной власти и конкретные ее руководители во главе с губернатором.

Что касается второго традиционного вопроса «Что делать?», то в соответствии с действующим законодательством, из средств, поступающих в бюджет от СРП, Сахалинской области достаются лишь 25%.

Еще 25% регион может получить в случае, если выступит с инициативой о запуске и реализации на своей территории масштабных проектов по строительству дорог, развитию транспорта, развитию производств, строительству школ, больниц и детских садов и др.

Как и любое серьезное дело, работа по отбору таких проектов, а также их подготовке к защите и запуску не ограничиваются декларациями о намерениях и пропагандистской работой.

Чтобы подготовить чиновников регионального уровня к работе в таком режиме, в Москве на базе ведущего столичного вуза по инициативе советника президента А.Белоусова и Агентства стратегических инициатив собирали представителей региональных проектных офисов и проводили с ними занятия. Объясняли чиновникам как составлять и оформлять подобные заявки, на что следует обратить внимание и какие направления работы следует считать приоритетными. Эти знания призваны были помочь региональным властям продвинуть свои инициативы в Совете при Президенте РФ.

Ответ сахалинских властей на этот призыв федералов выразился в том, что проектный офис при правительстве региона был создан в стране одним из последних – в самом конце декабря 2016 года. А очередным и пока единственным знаковым событием в его истории стало инвестиционное послание губернатора Кожемяко, озвученное в апреле 2017 года.

Тогда, выступая перед собравшимися, Кожемяко заявил, что регион переходит на проектный принцип взаимодействия с инвесторами.

Что из этого получилось – стало ясно уже после того, как с Сахалина уехал Медведев, а федеральный законодатель приступил к работе над законопроектом о перераспределении средств.

Казалось бы, располагая средствами от СРП, и зная, что точкой входа для согласования в Москве значимых и финансово емких проектов является Совет при Президенте РФ, региональные власти имели в своем распоряжении все необходимое. Но!

В течение 2017-го фамилии сахалинских чиновников чаще появлялись в СМИ не в связи с результатами их работы по привлечению в регион инвесторов и запуску важных инфраструктурных проектов, а в связи с деятельностью правоохранительных органов, у которых появлялись вопросы то к одному, то к другому из них.

Более того, в эпицентре публичного скандала, связанного с возможным конфликтом интересов, в 2017 году нередко в прессе упоминался и действующий глава региона Олег Кожемяко. Напомним, что по данным СМИ его ближайшие родственники являются собственниками Преображенской базы тралового флота. Выходит, что представитель владельцев одного из крупных отраслевых предприятий Дальнего Востока по совместительству является и губернатором одного из главных рыбодобывающих регионов страны, а в 2015 году даже возглавлял рабочую группу по подготовке заседания Госсовета по данному вопросу под председательством В.В.Путина. Не по этой ли причине в канун нового года стоимость красной икры, так любимой россиянами, выросла в 1,5-2 раза?

Чем не повод для прокуратуры разобраться в том, все ли здесь правильно с точки зрения закона и не мешает ли эта ситуация господину Кожемяко работать на развитие региона? Или в ожидании этих проверок губернатор решил не делать вообще ничего? По принципу – не ругают лишь тех, кто ничего не делает.

Как бы то ни было, если весной наступившего года правительство Сахалинской области не начнет работу по подготовке проектных заявок на получение средств из федерального бюджета, эти деньги будут направлены тем, кто готов гарантировать их освоение. Например, в Якутию, на Камчатку, в Приморье или Хабаровский край.

В этой ситуации получится, что полпред Президента Ю.Трутнев и Минвостокразвития со своей задачей справились, а вот жители Сахалинской области будут продолжать терять свои деньги из-за бездействия Олега Кожемяко, причем масштаб этих потерь будет расти в арифметической прогрессии, а пейзаж сахалинских городов будет напоминать о жизни страны в лихие девяностые.

Если по итогам прошлогодних выборов и визита Медведева жители острова потеряли по 37 тысяч рублей на душу населения, то после нынешних выборов из-за продолжения бездействия губернатора потери увеличатся вдвое. Обещанные 18 миллиардов на приоритетные проекты не вернутся из федерального бюджета на остров. Итого, потери по итогам двух выборов составят по 75 тысяч рублей на каждого сахалинца, включая грудных детей – или в среднем по 200 тысяч на каждую семью.

Возможно, бездействие Кожемяко вызвано какими-то договоренностями с Медведевым. Может быть, он и сам хочет по старой памяти, чтобы больше сахалинских денег досталось Амурской области, Камчатке или Приморью. Но непонятно, почему сами сахалинцы и областные депутаты не борются за возвращение денег и не требуют от администрации ускорения работы над необходимыми для этого проектами.

Семен Ласкин, журналист.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ