Предисловие:
Часть депутатского корпуса Сахалинской областной Думы взбудоражена известием об изменении порядка предоставления квот на вылов краба. Депутат Дмитрий Пашов становится инициатором различных внеочередных обсуждений в стенах Думы, проявляя завидную настойчивость в деле сохранения интересов рыбодобывающей отрасли островного региона. Он убедительно заявляет своим коллегам – передел квот в пользу сторонних компаний отрицательно скажется на экономике региона, вызовет сокращение налоговых поступлений и рабочих мест.
Ссылка по теме: “А кто видел сахалинского краба”?
Что на самом деле происходит с этими отчислениями и так ли они прозрачны в действительности?
Предлагаем вашему вниманию доклад, который прозвучал в Москве.
Основной тезис доклада: “Коррупция в рыбной отрасли зашкаливает”.
На состоявшейся 1-2 февраля 2018 года Международной конференции «РЫБА-2018: технологии рыбопереработки и аквакультуры», организованной журналом СФЕРА, генеральный директор Волоколамского перерабатывающего предприятия «Статус» Виталий Стативка представил доклад «Налоговая политика рыбодобывающих компаний России. Влияние рыбного бизнеса на экономику России и пути решения возникших вызовов».
Автор утверждает, что налоговые поступления от добычи рыбы должны быть в 20 раз выше, рыбаки хищнически уничтожают ресурсы, а руководители рыболовных компаний находятся под контролем иностранцев. Более того, реальный объем российского вылова составляет от 6,7 млн. тонн в 2014 году до 7,7 млн. в 2016 году.
Fisnet.ru публикует презентацию в полном объеме…
Таблица№1 потребление ВБР населением страны по годам в кг. (на одного человека)
Наименование параметра | 2014 | 2015 | 2016 | Вывод из анализа цифр |
Вылов ВБР в тысячах тонн | 4 235 | 4492,5 | 4811,9 | Рост объема вылова на 6,5% |
Потребление ВБР населением России | 22 | 17 | 12 | Снижение потребления ВБР за два года на 46% |
Таблица №2 Сравнение налоговых поступлений от рыбодобывающих компаний в бюджет страны с затратами государства на развитие рыбной отрасли.
Наименование параметра | 2014 | 2015 |
Поступившие налоги от рыбодобытчиков в миллиардах рублей | 11 | 18 |
Запланированные затраты государства на обслуживание рыбодобывающей отрасли в миллиардах рублей | 10,23 | 13,5 |
Фактические затраты государства составили миллиардов. рублей. | 14,2 | 18,96 |
Таблица № 3 Официальные данные и их расхождения при сравнении.
2014 | 2015 | 2016 | |
Рыбодобыча в тысячах тонн | 4235 тыс. тонн | 4492,5 тыс тонн | 4811,9 тыс тонн |
Рыбодобыча переведенная в кг | 4 235 000 000 кг | 4 492 500 000 кг | 4 811 900 000 кг |
Средняя цена ВБР указанная в материалах рабочей группы Президиума Государственного Совета в 2015г. | 2,1 $ США | ||
Оборот рыбодобывающей отрасли в $ США | 8 893 500 000 | 9 434 250 000 | 10 104 990 000 |
Средний курс доллара США | 38,6 р | 60 р | 65р |
Оборот рыбодобывающей отрасли в миллиардах рублей | 343,289 | 566,055 | 656,824 |
Данные по обороту рыбодобывающей отрасли озвученные на госсовете | 142 миллиарда | 259 миллиарда | 291 миллиарда |
Занижение оборота по данным экспертов | 2,4 раза | 2,18 раза | 2,25 раза |
Таблица №4 Официальные расхождения по данным Форма №8 ВЭД рыба
Года | 2014 | 2015 | 2016 |
Данные по форме №8 Росрыболовства по всей Российской Федерации | 358 тыс. тонн | 419,54 тыс тонн | 394,1 тыс тонн |
Данные по Форме №8 ВЭД рыба межгосударственной комиcсии NEAFC по северному бассейну | 452 тыс. тонн | 484 тыс. тонн | 526,83 тыс. тонн |
Превышение данных Формы №8 по северному бассейну над общероссийскими | 94 тыс. тонн | 64,46 тыс. тонн | 132,73 тыс. тонн |
Таблица № 5 Сравнительный анализ фактического и заявленного оборота рыбодобывающей отрасли.
Оцениваемые параметры | 2014 | 2015 | 2016 |
Общероссийский вылов по форме №8 ВЭД рыба тысяч тонн | 2825 | 3025 | 3292 |
Не законный вылов по форме №8 | 2467 тыс. тонн | 2605 тыс. тонн | 2898 тыс. тонн |
Реальный объем вылова ВБР тыс. тонн | 6702 | 7098 | 7710 |
Реальный оборот рыбодобывающей отрасли в миллиардах рублей | 544,26 | 900 | 1053 |
Оборот рыбодобывающей отрасли озвученный Президенту и Правительству в миллиардах. руб | 142 | 259 | 291 |
Признаки иностранного контроля рыбодобывающей отрасли:
1. Наличие единого внешнего координационного центра
А) Создание дефицита внутри страны. Введение для каждого рыбака объема максимальной поставки ВБР на внутренний рынок.
Б) контроль рыбного промысла через его сертификацию в частных иностранных компаниях
В) установка для всех рыбодобытчиков России единой цены реализации ВБР
Г) привязка внутренних цен к курсу доллара США
Д) Замена государства в объеме вылова. (введение понятие экономических ОДУ)
2. Сырьевая направленность экспорта.
3. Наличие и сохранение квотных рантье как инструмента контроля самостоятельно не осваиваемых квот.
4. Игнорирование интересов коренного населения прибрежных зон России.
5. Введение перевернутого исторического принципа, с целью недопущения независимого от иностранцев российского капитала и представителей общин малых народов в рыбодобывающую отрасль.
6. Занижение официального оборота рыбодобывающих компаний.
7. Покупка административного ресурса (создание коррупционного лобби).
8. Сокрытие налогов и вывод бюджетных средств в иностранные банки.
9. Отрицание всех предложений государства, направленных на развитие экономики.
10. Попытка принятия законов, рассматривающих квоты как предмет залога. Полное уничтожение влияние государства на отрасль.
11. Подтасовка фактов и цифр при подготовке документов для первых лиц государства
Дорожная карта по выходу из кризиса в рыбной отрасли
1. Необходимо изменить само понятие исторического принципа. А именно. Квоты законодательно, на основании суточных донесений капитанов судов, закрепить не за фирмами, а за судами.
2. На всех судах применить передовой опыт США и стран ЕС, который заключается в установке на судах системы постоянного инструментального и визуального контроля поднятого на борт улова. Что сделает невозможным выбросы ВБР в море и создаст экономический стимул строить новые высокотехнологичные суда с целью уменьшения затрат.
3. Внутренний рынок судов России с 40 судов как сейчас вырастит до 2000 и составит в денежном эквиваленте 100 миллиардов долларов США.
4. раз квоты закреплены за судами то необходимо законом определить порядок перехода квот от старого судна на новое при его готовности. Чтобы судовладельцы могли объединять свои денежные ресурсы при совместном строительстве нового судна и в уведомительном порядке в Росрыболовсте перенести квоты со старых судов на новое судно, при условии самостоятельной утилизации последних. Коррупция в части игры с квотами исчезнет.
5. При уничтожении коррупционной вертикали в Росрыболовстве и в различных комиссиях и комитетах рыбодобывающие компании самостоятельно захотят вернуть в казну 30 миллиардов долларов США.
20% от этой суммы хватит на финансирования разработки отечественных двигателей для рыболовецких судов, создания своих образцов холодильных компрессоров разной мощности, разработки и налаживания производства оборудования по переработке рыбы, а также проведения и рекламирования в СМИ международного конкурса среди инженеров по данным направлениям.
10% на создание всей инфраструктуры Российской рыбной биржи со складами во всех городах миллионниках.
6. Перечисленные меры создадут условия для развития передового судостроения и исключат коррупцию. Россия сразу получит предложения от иностранных компаний на строительство у нас своих судоверфей со 100% производством из российских комплектующих. А стимулом для такой активности будет риск восстановление мировых позиций России на рынке рыболовного судостроения и переработки.
7. Для того что бы вернуть население страны в ранее покинутые ими прибрежные территории необходимо законодательно за общинами коренных народов закрепить 20% квот от квот их региона проживания. Но не в ущерб квотам прибрежного лова. 20% квот региона выделяются с обязательным обременением поэтапного финансирования восстановления утраченных береговых и материковых поселков. Причем проектную документацию и ее согласование разрабатывают региональные власти и утверждают предлагаемые проекты с общинами малых народов. Должен работать принцип кто оплачивает тот и музыку заказывает. А эти 20% квот мы жители камчатки предлагаем разделить между общинами, но по числу членов общины на 1-е января 2018г и коренным населением региона.
1.Решится вопрос занятости населения.
2. Уничтожена будет коррупция в виде регистрации чиновниками края так называемым общин малых народов, которые на деле таковыми не являются.
3.Представители коренных народов заработают деньги и для развития туризма, звероводства, охоты, повышения образования.
4. У местного населения укрепится патриотизм.
5. Достаточно тяжелы труд и появившееся перспектива собственного дела потребует от людей вырастить себе помощников, пока есть силы. Уверен, это приведет к демографическому буму.
Предлагаю обсуждение законодательных инициатив коренных малых народов провести в правительственной комиссии под руководством вице-премьера Дворковича Аркадия Владимировича с участием самого Дмитрия Анатольевича Медведева не позднее 10-го марта. Прошу это предложение 150 000 жителей Камчатки внести в резолюцию.
Если мы не хотим, чтобы наши граждане искали защиту в ООН от беспредела, созданного нашими чиновниками.
8. Государство законодательно базовую ставку квот обязано привязать к мировой цене на данный ВБР в прошлом году и сделать равной 70% от этой цены.
9. Тем, кто везет рыбу на экспорт, отменить их льготу в виде 85% скидки от базовой стоимости квоты по ВБР а оставить льготу только тем, кто поставляет ВБР на российские предприятия переработки и розничной торговли.
Спасибо США что мы внедрили у нас систему Меркурий. Сейчас нет проблемы отследить кому продана рыба. А значит и стоимость квот легко контролировать. Если посредники захотят отправить ВБР с внутреннего рынка на экспорт, то они сначала должны внести в казну 70% неоплаченных экспортером квот. Отмена льгот экспортерам по квотам будет стимулировать развитие своей переработки. У государства появятся средства для стимулирования своих переработчиков рыбы как это сделано в Норвегии или для поддержания спроса у населения, как это сделано в США.
10. необходимо отменить в 166 ФЗ понятия бербоут и тайм чартера. Тогда квотные рантье умрут как вид. Цены на ВБР на внутреннем рынке резко пойдут вниз, что так же даст рост экономике.
11. В раздел порядка отъема квот необходимо внести критерий, связанный с неуплатой налогов и реализации ВБР минуя Российскую рыбную биржу. Собираемость налогов с рыбодобытчиков вырастит в 20-ть раз.
12. необходимо принять закон по рыбной бирже, который определит финансовую ответственности биржи перед покупателем при покупке последним товара, не соответствующего параметрам качества по классификации самой биржи. Равно как и покупателя перед биржей если покупатель не произвел своевременную оплату выигранного им на торгах лота. Причем размер одного лота должен быть не более 5ти тонн с тем что бы в торгах участвовал мелкий и средний бизнес. Считаю, что контрольный пакет рыбной биржи должен быть у государства как к примеру, в Норвегии.
Рыбная биржа – это заранее прибыльное предприятие и население страны охотно вложит свои накопления в этот проект, что поможет решить проблему софинансирования, а также проблемы выплаты и роста пенсий.
Приведенные в начале доклада официальные цифры доказали насколько коррумпирована наша с Вами рыбодобывающая отрасль. Такая ситуация с ценами, с флотом, с причалами с наличием рантье и игнорирование законных прав коренных народов на допуск к ВБР подтверждает вывод о внешнем тотальном контроле нашей рыбодобычи, а значит всей отрасли. Предложенные в докладе меры позволяют кардинально решить все проблемы и вывести Россию в тройку лидеров по экономике. Так же я хочу еще раз заострить внимание на нашем заявлении об необходимости проведения совещания в правительстве по проблемам коренных малых народов камчатки в частности до 10го марта 2018 г. Общины камчатки готовы дать развернутые законодательные инициативы и при допуске к 20% квотам от общего объема квот в конкретном регионе сделать Камчатку настоящим цветущим туристическим и экономическим раем. Мы предлагаем Камчатку сделать пилотным проектом на 3 года.