Социальная ситуация на Сахалине и раньше была странной, мягко говоря. Регион был лидером по бюджетной обеспеченности на душу населения, и при этом аутсайдером по доходам на ту же самую душу. Даже давно обещанные повышения зарплат бюджетников до прожиточного минимума не были реализованы при наличии денег в областном бюджете. Вместо этого миллиарды рублей прокручивались в коммерческих банках.
По итогам визита Медведева и областных выборов областной бюджет секвестрировали – отняли 30 с лишним миллиардов рублей в год. Уже первые два месяца нового 2018 года даже в официальной статистике показали снижение экономики и, соответственно, доходов. И это уже после того, как глава государства поставил задачу ту самую задачу повышения минимальных зарплат до прожиточного минимума. То есть на самом деле Сахалинская область от решения этой задачи стала еще дальше, чем это было еще год назад.
Аналогичная ситуация складывается и с реализацией самых разных проектов по социальному строительству, благоустройству. Проектов на бумаге всегда было много, только никто их не реализовывал даже при наличии денег в областном бюджете. Сегодня, когда этих денег в бюджете уже нет и не будет, вдруг почему-то начали обещать реализацию проектов, зазывать под этим предлогом на избирательные участки. Называются многомиллиардные суммы, но при этом не говорится – а через сколько лет эти суммы вдруг появятся, и из чьего кармана?
Еще вчера правительство твердо обещало, что половину изъятых денег, то есть 54 миллиарда вернет на остров – при условии наличия подготовленных проектов. Только откуда эти проекты возьмутся? Особенно если потенциальные инвесторы уже знают, что денег на острове больше нет, доходы населения падают. И даже сам вице-премьер Трутнев на совещании губернаторов в Хабаровске назвал ту самую сумму 54 миллиарда, уже обещанную Сахалину – но только уже для всех регионов Дальнего Востока. А для Сахалина обещал только приоритет в рассмотрении – то есть ждем от вас писем, готовы ответить.
В то же время благосостояние и самочувствие областных властей растет. Губернатор области уже даже и не скрывает, что живет на доходы жены, владеющей крупной базой рыбопромыслового флота в Приморье. Так что у него все в порядке, чтобы не происходило с областью. Вернее, тут ничего не происходит. Даже вице-премьер Трутнев это открыто говорит.
Спикер Хапочкин тоже теперь по умолчанию, но официально признается единоличным правителем в стенах областной думы. Непонятно, зачем вообще депутатам собираться, если спикер самолично может написать и подписать любой документ, как тот «позитивный отзыв» в ГосДуму на законопроект, уполовинивший областной бюджет.
Кстати, ответ на запрос депутата ГосДумы Корниенко генпрокурору Чайке о нарушении законности Хапочкиным областная прокуратура якобы направила, но он потерялся. Если бы ответ был отрицательным, то нашелся бы быстро. Отсюда вывод –
прокуратура про областную власть и ее художества все знает, но реагировать не спешит.
И что в таком случае делать сахалинскому избирателю? Особенно, если он хочет поддержать президента Путина во внешней политике, но не хочет поддерживать внутреннюю политику правительства Медведева и его ставленников, как губернатор Кожемяко.
Между тем сам Владимир Владимирович перед выборами аккуратно дистанцировался от партии «Единая Россия», возглавляемой премьером. Даже подписи собирал, как самовыдвиженец. А кроме того, непублично администрация президента поставила задачу повышения явки на честных выборах. То есть голос за любого кандидата, кроме откровенно прозападных, будет считаться отданным в поддержку суверенной внешней политики.
В такой сложной ситуации, в которую поставили сахалинских избирателей власти острова, даже сторонникам Путина будет легче остаться дома, а не помогать областным властям сделать вид, что у них есть поддержка. Но если все же идти на выборы, чтобы показать сплоченность граждан России перед лицом западных угроз, то будет правильно голосовать в данном случае за патриотическую оппозицию. Путин точно не обидится и зачтет это как поддержку внешнеполитического курса.
И в то же самое время администрация Кожемяко делает все наоборот, чтобы протестный электорат на выборы не пришел. Иначе зачем было, например, объявлять заведомо незаконное общественное голосование по проектам благоустройства. После запроса Геннадия Зюганова генпрокурору Чайке и начала проверки областные власти тут же объявили, что их не так поняли, что на самих избирательных участках ничего не будет, а где-то рядом. Цирк да и только.
Кроме того, в области от имени неведомых «сахалинских коммунистов» начались грубые нападки, причем одновременно – на кандидата от КПРФ Грудинина и на администрацию президента, которая его поддерживает. Можно подумать, что в этом есть какой-то криминал, что государственная власть обязана поддерживать всех законно выдвинутых кандидатов – именно для того, чтобы протестные настроения избирателей получили политический выход.
И чтобы по итогам выборов были сделаны организационные выводы в отношении областных властей, а может – и федерального правительства.
Так что идти на выборы обязательно нужно, но голосовать с умом, помочь Путину не только во внешней, но и во внутренней политике.
Семен Ласкин, журналист.
(Мнение автора может не совпадать с позицией КПРФ)