Удивительная избирательность зрения у многих моих коллег, как охранителей, так и обличителей. Могут годами «выводить на чистую воду» лично Путина, подсчитывать его миллиарды, да чего уж там – триллионы. Или наоборот разоблачать обличителей Путина. Главное, что и то, и другое – сугубо безопасно и весьма востребовано.
Совсем другое дело – писать о губернаторах и политических кланах сытных регионов. Здесь унылого безмолвие перемежается лишь отдельными дивертисментами. Можно, например, смело написать о мелком бизнесе жен только что назначенных губернаторов из молодой смены. И это тоже безопасно, в отличие от внимания к старой ельцинской гвардии. Например, так и не стала общероссийским скандалом дикая история о том, как демократический депутат горсовета расплатился с демократическим мэром уральского мегаполиса, пришив старушку.
Тем не менее, почему-то вполне ожидаемая раскачка ситуации по итогам выборов 18 марта происходит именно в тех регионах, писать о которых стремно или просто не выгодно даже завзятым критикам российской власти. Хотя с помощью блогеров и соцсетей такие регионы были на слуху, и их можно было легко вычислить задолго до выборов. То же Кемерово, Подмосковье, Екатеринбург, Сахалин или Дагестан, где самая горячая ситуация была превентивно зачищена.
Сегодня, уже после попыток поствыборной майданной раскачки, эти ранее неприкасаемые регионы и ситуация в них не просто на слуху, но тонет в сером шуме домыслов и неразберихи. Однако явные попытки раскачки ситуации были не только в Екатеринбурге и Кемерове. Например, на Сахалине все было подготовлено, но сорвалось – то ли из-за кондовых исполнителей, то ли из-за бедности населения и малых размеров столицы не бедного региона.
Судите сами – всего лишь за 5 (пять) дней до выборов 18 марта, губернатор области О.Кожемяко решил созвать совещание по социальной политике. В какой-то момент губернатор неожиданно уходит, а его правая рука – председатель правительства В.Щербина вдруг вносит радикальное предложение – нужно бы лишить сахалинской «северной» надбавки к пенсии тех прописанных на острове ветеранов, кто живет у родственников на материке. Сказать, что это заявление вызвало шок и возмущение у всех сахалинских пенсионеров, настоящих и будущих – ничего не сказать.
Губернатор выждал сутки, посмотрел на реакцию и все же решил выступить с опровержением скандальной инициативы. Не знаю, возможно, в ситуацию вмешались местные силовики, намекнули.
Все бы ничего, и можно списать ситуацию на случайность. Однако, как теперь выясняется, под этой и без того откровенной провокацией майданной активности притаился еще более скандальный слой. Если бы решение о снятии пенсионных надбавок не дезавуировали, то вместе с уже состоявшимися решениями о скандальных надбавках к пенсии самого губернатора и его команды – это было бы сродни бинарному оружию массового поражения.
Дело в том, что еще при предыдущем губернаторе Хорошавине, хорошо известном всей стране под прозвищем «Санька – Бриллиантовая ручка» был принят закон (№55-ЗО от 28.06.10) о пенсионном обеспечении лиц, замещающих государственные должности Сахалинской области. При новом губернаторе Кожемяко закон лишь слегка подправили, но суть осталась прежней – пробыв на государственном посту всего лишь год, руководящий деятель островной власти имеет право на пенсию в размере 50 процентов своего оклада по должности. А если проработать всего лишь три года – то пенсия за счет сахалинского бюджета составит все 75 процентов.
К этому следует добавить, что таких счастливцев праздных на острове немного – всего лишь три десятка руководителей правительства, ведомств, областной думы и пара омбудсменов. Но зато зарплаты у сахалинских чиновников в два раза, а пенсии – соответственно будут в полтора раза выше, чем нынешние зарплаты федеральных министров. Например, у той самой Веры Щербины, зиц-председателя правительства доходы за 2016 год составили более 10 миллионов рублей, по 848 тысяч рублей в месяц. То есть громоотводу при губернаторе грозит пенсия более 600 тысяч рублей.
Понятно, что у самого губернатора доходы еще выше. И самое главное – право на миллионную пенсию нынешний сахалинский губернатор приобрел 25 марта этого года, когда исполнилось три года его правления. Похоже, это главное и единственное достижение руководителя региона.
Разумеется – чистая случайность, что этот момент пика карьеры губернатора совпал с подведением итогов выборов и началом раскачки ситуации в ряде регионов. Но назвать случайностью провокационное заявление об одновременной с этим отмене надбавок рядовым пенсионерам – просто невозможно!
Хотя подумаешь, какие там деньги. Средняя основная пенсия на Сахалине – 14 тысяч рублей, надбавка к ней – всего лишь 4 тысяч. И чтобы сохранить эту надбавку при переезде в другой регион, нужно работать на острове не три года, как губернатору, а все 20 лет. А вот очередной варяг, прибывший на госдолжность с материка, получит кроме надбавки еще и право выхода на пенсию на пять лет раньше.
Что характерно, в прошлом году федеральное правительство изъяло из областного бюджета лишние 34 миллиарда рублей в год. Обоснованием для этого секвестра стало фактическое бездействие губернатора и его команды, прокручивавшей бюджетные средства на счетах банков и не ударившей палец о палец ради проектов развития. А зачем, спрашивается, стараться, если можно просто тупо высидеть в своем кресле три года, а потом ни о чем уже не беспокоиться.
Беспокойство, похоже, вызвало лишь наличие денег для выплаты миллионных надбавок к губернаторской пенсии. Но если отменить надбавки для десятков тысяч сахалинских пенсионеров, то на три десятка сахалинских руководителей можно наскрести.
Хотя, может быть, мы наговариваем на команду Кожемяко, и они очень старались, особенно в период президентских выборов? Однако и тут есть стопроцентное доказательство недобросовестности сахалинских властей. Дело в том, что фактическим руководителем области все эти три года был первый заместитель губернатора Александр Дерновой, присланный на остров лично Дмитрием Медведевым. До этого выходец из Минобороны Дерновой был личным помощником премьера, его адъютантом, и на этой паркетной работе даже дослужился до генеральского звания.
Так вот, после выполнения основного задания – ничего не делать в области и создать условия для изъятия доходов бюджета, Дерновой даже одного дня не стал задерживаться на посту, когда достиг своей личной цели – сахалинской надбавки к пенсии. За три года накопилось 132 календарных дня отпуска – и когда до вожделенной даты трех лет на посту оставались эти самые 132 дня, Кожемяко своим указом отправляет «серого кардинала» в отпуск перед отставкой. Вот насколько руководство области любит свой остров и его население, что даже ни минуты не останется здесь сверх необходимого для пенсионной сверхнадбавки.
И еще следует заметить, что самый опытный и хоть что-то знающий о политике руководитель администрации уходит в трехмесячный отпуск именно в самый ответственный период президентских выборов. И вместо себя оставляет самого неопытного и молодого, но преданного лично себе бывшего пресс-секретаря А.Волошко. Похоже, что и в отпуске «серый кардинал» Дерновой продолжал рулить областью и выборами по телефону из Москвы, но при этом полностью избавился от любой ответственности, в том числе за раскачивание ситуации в регионе.
Мало того, еще не успев формально уйти с государственной должности, Дерновой тут же с 4 декабря устроился работать «по совместительству» заместителем генерального директора в АО «НПО Высокоточные комплексы». Насколько я понимаю, такое отпускное совместительство и получение еще одной руководящей зарплаты грубо противоречит закону о госслужбе. То есть субъект настолько жаден и при этом уверен в своей политической крыше, что рискует потерять тот самый стаж в три года в случае прокурорской проверки. Кстати, прошу считать эту публикацию официальным обращением в прокуратуру о нарушении г-ном Дерновым закона о госслужбе.