Озвучен отчет губернатора Кожемяко О.Н. в облдуме, заданы соответствующие вопросы. Губернатор областной бюджет сравнил с соседскими (Приморский и Хабаровские края) под намеком – нам этого достаточно.
Возможно, с точки зрения залетных управленцев это и так. Они не в теме истории освоения шельфа Сахалина. У соседних регионов нет международных долгосрочных проектов и не заявлена миссия иностранных инвесторов: создать показательный социально-экономический эффект на территории Сахалинской области при реализации СРП.
Вывод просматривается отчетливо: в Сахалинской области сложилась недобросовестная и ненадлежащая система государственного управления. Из выступления губернатора понятно, что проектов создания высокопроизводительных рабочих мест и роста налогооблагаемой имущественной базы под углеводородные доходы нет.
Не буду писать про то, что надо было делать вчера и кто виноват. Гораздо актуальнее реальность, то есть то, что надо бы делать сегодня – исходя из сложившейся ситуации, плановых доходов СРП в виде денег и углеводородов.
Как управленец-организатор по образованию и опыту работы я бы предложил следующий план действий (понятие «дорожная карта» или «план мероприятий» к терминам управления я не отношу – это так, бессодержательные фразы из разряда чиновьей «щебеталки»):
1.ПСО проводит переговоры с инвесторами проектов СРП по созданию совместных инвестиционно-инфраструктурных предприятий с выделением конкретных секторов освоения: региональная социальная инфраструктура, нефтегазохимический комплекс, портовые сооружения (в СО около 40 разрушенных порт-пунктов еще японского периода), экопоселения, муниципальная газоэлектротеплогенерация, транспортные схемы;
2.ПСО обеспечивает взнос в уставный фонд создаваемых совместных предприятий за счет излишков бюджетных средств – через созданный по нормам СРП фонд развития инфраструктуры СО;
3.Инфраструктурные СП в установленный срок (до двух лет) создают свои управленческо-промышленные базы в СО;
4.Фонд развития инфраструктуры за счет своего уставного взноса (а областной бюджет задолжал этому фонду порядка 110 млн.долл., израсходованных в нулевых годах через Фонд развития СО на текущие бюджетные нужды) в тот же срок выдает готовые проекты обустройства, а далее ПСО в установленном порядке проводит конкурс на исполнение проектов.
Что требуется от ПСО для запуска плана действий? Совсем не много. Создать Фонд развития инфраструктуры СО, совместно с Минэнерго РФ оценить среднесрочные доходы СО от СРП и определить порядок использования доли прибыльной продукции по проекту «Сахалин-1», распределяемой в пользу РФ по неизменным условиям СРП в натуральной форме.
Почему от ПСО требуется экстренный режим управленческой организации? Да просто из того обстоятельства, что
проект «Сахалин-1» выходит на раздел продукции с доходами СО, которые кратно превысят поступления от «Сахалин-2».
Условия СРП-1 существенно отличаются от условий СРП-2 в пользу нашей области.
При надлежащей инициативности губернатора не крупная отечественная нефтяная компания, а юридическое лицо Сахалинской области могло бы получить по распоряжению правительства РФ статус цессионария (распорядителя) углеводородной доли СРП «Сахалин-1». Это обеспечило бы мощный толчок к развитию областного нефтегазохимического комплекса.
У Сахалина есть замечательная возможность для перехода от ближнесрочной рыночной экономики к стратегической проектной экономике.