Сахалинский бюджет работает в интересах олигархов?

0

Экономику Сахалинской области в последние годы неразрывно связывают с “Корпорацией Развития Сахалинской области” (далее – КРСО). Именно в нее сахалинский бюджет перечислил более 50 млрд рублей бюджетных денег и использование этих средств стало поводом для обсуждения эффективности работы упомянутой структуры. Достаточно вспомнить публикацию Сахалинские госпредприятия становятся рантье, в которой депутаты-коммунисты поднимают острые вопросы.

Заслушав ежегодный отчет губернатора Сахалинской области мы с удивлением узнали – за 2017 год КРСО не профинансировало ни одного проекта и лишь “заработала” более 2 млрд рублей от размещения бюджетных денег на счетах в коммерческих банках. Похоже, синдром “рантье” в этой конторе не излечим, а деньги, выведенные из экономики области, попросту не работают на благо наших жителей.

Одновременно с этим, мы наблюдаем занимательные процессы по выводу денег КРСО в родственную структуру – Фонд Развития Дальнего Востока (ФРДВ) .

На схеме выше прописаны денежные потоки сахалинского бюджета, которые поэтапно перетекают на федеральный уровень, финансируя (пока) проекты РусГидро и  Государственной Транспортной Лизинговой Компании. Особенно это интересно в том смысле, что буквально в прошлом году депутаты Государственной Думы принимают изменения в Бюджетный кодекс РФ и собственно в сам федеральный Бюджет, в результате чего область потеряла в 2018 году более 30 млрд налоговых отчислений полученных от реализации проектов по СРП.

Очередные дополнительные “потери” несет региональный бюджет, выделяя кредит ФРДВ. Теперь, в 2018 году, у нас из оборота уже выведено более 45 млрд рублей.  Почему мы расцениваем эти процессы как “потери”? Только потому, что эти денежные средства, вкупе с долей Сахалинской области в натуральном выражении (бочки с нефтью) от СРП могли бы стать существенным фактором в развитии региональной экономики и ее реального сектора. Однако, не стали.

Сейчас Фонд Развития Дальнего Востока финансирует, на условиях льготного кредитования, строительство паромов (ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО “ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ЛИЗИНГОВАЯ КОМПАНИЯ”), которые будут курсировать на межрегиональных линиях и строительство ГРЭС-2 на Сахалине (ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО “ФЕДЕРАЛЬНАЯ ГИДРОГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ – РУСГИДРО”). Деньги придется возвращатьна Сахалин с процентами.

За счет чего произойдет возврат основной суммы долга и процентов за ее использование? За счет коммерческой деятельности этих объектов и полученной прибыли. В случае с ГРЭС-2 это будут средства от продажи э/энергии, основанные на принятых тарифах. Кто купит заветные киловатты и поможет отбить кредит? Население Сахалина и предприятия области.

В случае с паромами, возврат заемных средств произойдет в процессе эксплуатации судов, которые (по определению) должны работать на регион, создавая условия развития бизнеса, снабжая население промышленными и продовольственными товарами. Вновь, в кассу судовладельца (???) поступят деньги сахалинцев и курильчан. Хотя, первоначально, была избрана схема строительства судов в областную собственность, через “Сахалинлизингфлот”.

Вот что пишет пресса:

— Планировалось строить по конкурсу, затем вышло постановление правительства, где было решено, минуя конкурс, строить на “Амурском судостроительном заводе”. И когда я разговаривал с руководством ГТЛК, оно четко дало понять — мы будем строить сами, вы нам не нужны, нужны деньги, — рассказывает представитель “Сахалинлизингфлота” — Они собирались привлекать под 5% годовых эти деньги в Фонде, предлагали нам дать им под эти же 5% кредит. Но мы не можем так с бюджетными деньгами поступать.

(А Фонд Развития Дальнего Востока может? – прим. ред.)

Тем не менее, схему финансирования, которая устраивает ГТЛК продавили уровнем выше.

“Паромная переправа Ванино (Хабаровский край) – Холмск (Сахалинская область) обеспечивает более 75% всех грузовых перевозок между островом и материком и около 25% пассажирских перевозок. По прогнозам экспертов, в ближайшие три года грузооборот может возрасти на 25%. Суда планируется спустить на воду в 2019 году. Новые паромы позволят сахалинским производителям своевременно отгружать на материк производимую продукцию, обеспечат продовольственную безопасность и расширят возможности перевозки отдельных видов грузов.”сообщается на официальном сайте полномочного представителя Президента Российской Федерации в ДВФО.

По итогам обсуждения данного проекта Юрий Трутнев дал поручение губернатору Хабаровского края Вячеславу Шпорту взять ход его реализации под личный контроль.

“Внезапная новость про неожиданный возврат в бюджет денег вызвала у депутатов смешанную реакцию — с одной стороны, радость от того, что благо для области создадут за федеральный счет, с другой — опасения, что условия “аренды” паромов на линии Ванино — Холмск будут невыгодными и бесконтрольными. А то паромы и вовсе “уплывут” на Балтику (там ходят однотипные суда) — мало ли что изменится за время стройки, на которую островной регион теперь фактически не влияет? Сейчас суда будут передаваться в собственность ГТЛК, условия их лизинга и тарифной политики будут определяться после завершения стройки.” (источник)

Обозначилась странная цепочка – регион выделяет кредитные деньги и в ожидании их возврата расплачивается за них самостоятельно, через кошелек сахалинцев, обеспечивая активами коммерческие структуры. Обеспечивает, не имея особых гарантий. Почему был избран такой сложный путь круговорота бюджетных денег в регионе, на каких условиях мы их предоставили федеральным структурам (процент и срок возврата) – мы не смогли уточнить, информация не в публичном поле.

За исключением…

Средства на приобретение паромов будут изыскивать как минимум из двух источников — 5,54 миллиарда рублей из федерального бюджета (путем приобретения акций “ГТЛК”) распорядился выделить премьер-министр Дмитрий Медведев, еще 4 миллиарда рублей планировала дать на строительство Сахалинская область. В недавнем интервью ИА Sakh.com губернатор области Олег Кожемяко заметил, что строить паромы предполагается за счет средств Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона. (источник 2017 год)

А уже в 2018 году губернатор рассказал, отвечая в рамках своего ежегодного доклада в Думе на вопрос председателя фракции КПРФ Юрия Выголова, что: “…это и перечисление средств в корпорацию развития Дальнего Востока. Те самые 15 миллиардов, которые ушли на строительство паромов (более 4 миллиардов).”

Тем самым подтвердил – паромы строят новым хозяевам за деньги сахалинцев и курильчан.

В сухом остатке:

1.Паромы будут не понятно чьи и мы оказались лишены права владения судами;

2.Деньги Сахалинская область все же выделяет;

3.Деньги перетекают в перекрашенном виде через Фонд Развития Дальнего Востока;

4.В этом проекте замечен “след” Дмитрия Медведева и, возможно, компаний  группы “Сумма” братьев Магомедовых.

5. Владелец группы «Сумма» Зиявудин Магомедов возглавил совет директоров FESCO в 2016 году и избран председателем совета директоров ПАО «ДВМП» (Дальневосточное Морское Пароходство).

Справка:

Зиявудин Магомедов занимает 63-ю строчку в рейтинге Forbes «200 богатейших бизнесменов России – 2017». Его состояние оценивается в 1,4 млрд долларов. Он является председателем совета директоров группы «Сумма», которой принадлежат Новороссийский морской торговый порт (25%), Группа FESCO (50%), «Якутская топливно-энергетическая компания» (более 90%), «Объединенная зерновая компания» (50% минус одна акция).

FESCOодна из крупнейших частных транспортно-логистических компаний в России с активами в сфере портового, железнодорожного и интегрированного логистического бизнеса. Группе FESCO принадлежит ПАО «Владивостокский морской торговый порт» c ежегодной пропускной способностью 3,08 млн тонн генеральных грузов и нефтепродуктов, 150 тыс. единиц автомобилей и колесной техники и свыше 450 тыс. TEU контейнерных грузов.

FESCO входит в топ-10 крупнейших российских частных железнодорожных операторов, осуществляя перевозки под брендами «Трансгарант» (100% дочерняя компания FESCO) и «Русская Тройка» (50% совместное предприятие с ОАО «РЖД»). «Трансгарант» эксплуатирует 14,4 тыс. единиц подвижного состава. Парк в управлении «Русской Тройки» составляет 1,6 тыс. фитинговых платформ.

Флот Группы FESCO включает 20 транспортных судов, которые преимущественно осуществляют перевозки на собственных морских линиях.

Таким образом мы можем полагать что новые паромы предназначались братьям Магомедовым, которые (возможно) испытывают трудности с кредитными ресурсами на западе, но имеют желание взять под контроль переправу Ванино-Холмск в части осуществления поставок на Сахалин и получить в свое распоряжение новые суда.

Ведь уже в марте 2018 года «Дальневосточное морское пароходство» (ДВМП, головная компания группы Fesco) допустило технический дефолт в связи с неисполнением обязательств по облигациям БО-01 на 6,3 млрд руб., говорится в сообщении компании.

На фоне разворачивающегося уголовного дела по делу группы “Сумма” это тревожит, тем более тревожит ситуация с назначением нового состава Правительства Российской Федерации и согласования кандидатуры на должность Премьера.

Изложенная схема финансирования отдельных частных проектов может понравится и в дальнейшем, тем более что региональная власть не особенно противится этому.

Обозреватели видят в задержании Магомедовых удар по премьер-министру Дмитрию Медведеву, а также зампреду правительства Аркадию Дворковичу.

P.S

Юрий Выголов, председатель фракции КПРФ:

Алексей Лукашевич, пресс-центр СРОПП КПРФ.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ