«Экономическая безопасность Российского государства» – тема, которая уже долгие постперестроечные годы остается на острие внимания ведущих экономистов, политиков и специальных служб различных стран. Похоже, эта тематика затронула и экономику островного региона – Сахалинской области, где депутаты-коммунисты фиксируют засилье офшорных компаний и тех компаний, которые имеют в качестве учредителей иностранные предприятия. Их следы замечены в нашумевших ТОРах, в сырьевом секторе экономики и в проектах Свободного порта Владивосток. Более того, указанные «российские» участники рынка получают поддержку бюджета Сахалинской области, имея под собой основу в виде решений регионального правительства и поддержки губернатора.
Стратегия «зарубежных партнеров».
Какие последствия возникают в результате вхождения в отечественную экономику подобных «иностранцев»? Иностранные учредители получают возможность ведения торговых операций, закупку оборудования и технологий, не афишируя свою принадлежность к США (например), одновременно получая контроль над ключевыми отраслями. Таким образом, дочерние структуры компаний стран запада, которые ведут свою деятельность на территории России, могут стать своеобразной «закладкой» на будущее, формируя некий легальный канал взаимодействия со своими хозяевами.
Подобный превентивный шаг «зарубежных партнеров» работает на опережение и может стать залогом успешной перекачки, капитала, технологий и умов в актив иностранного собственника в случае, когда отечественная экономика все же выйдет на путь суверенного развития и перестанет быть сырьевым придатком западной цивилизации. И это еще не все «сюрпризы», которые нас поджидают.
Под колпаком…
Вот что пишет на эту тему известный экономист Валентин Катасонов:
«Однако, должен разочаровать тех наших патриотов, которые думают, что экономика постепенно освобождается (или уже освободилась) от гнета иностранного капитала. То, что мы называем чистым оттоком капитала, демонстрирует движение спекулятивного капитала, который в России занимается лишь мародерством, но глубоко и надолго в экономику не внедряется. Но есть другой иностранный капитал, который не очень-то подвержен как экономической и политической конъюнктуре и который Россию не только не покидал, но и намеревается ее дальше «осваивать». Можно даже предположить, что наши геополитические противники заинтересованы в том, что иностранный капитал «глубокой закладки» в России оставался. Это примерно также, как присутствие своих партизан в глубоком тылу противника. В любой момент времени такие «партизаны» могут всадить нож в спину России.
Статистика по присутствию иностранного капитала в российской экономике не очень богата. Но даже то, что дает Росстат, позволяет составить приближенную картину и определить динамику. Ниже привожу таблицу, составленную на основе данных Росстата по двум годам — 2011 и 2015. Показатели по 2011 году отражают положение дел накануне экономических санкций, а показатели по 2015 году — во время действия таких санкций (данные за 2015 год — последние из опубликованных Росстатом).
Позиции компаний и организаций с участием иностранного капитала в российской экономике:
Как видно из приведенных данных, позиции иностранного капитала в российской экономике после начала экономических санкций против нашей страны не только не ослабли, но даже укрепились. Особенно по такому показателю, как обороты (объемы продаж). Если экстраполировать тенденцию периода 2011−2015 гг., то следует предположить, что на сегодняшний день (середина 2017 года) предприятия с участием иностранного капитала по показателю объема продаж превзошли предприятия российского происхождения. Разве это не засилье иностранного капитала? О последствиях (экономических и политических) такого засилья я уже неоднократно писал, поэтому повторяться не буду. Единственное, что хочу отметить: только что принятая «Стратегия экономической безопасности России на период до 2030 года» (указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года № 208) вообще умалчивает о такой угрозе нашей безопасности, как присутствие иностранного капитала в российской экономике. Тем самым, значимость указанного документа полностью девальвируется.
Даже если под «иностранным капиталом», «иностранными инвестициями» скрываются физические и юридические лица РФ, пользующиеся офшорными юрисдикциями, угроза для нас ничуть не меньше, чем в случае с «настоящими иностранцами». Российские клиенты офшорных юрисдикций — под «колпаком» у спецслужб США, а также Великобритании (последняя контролирует многие офшорных юрисдикции)».
Вопросы без ответов…
Присутствие иностранного капитала в островной экономике, в ее ключевых отраслях, вызывает неподдельное беспокойство у депутатов-коммунистов.
Островные СМИ несколько смазано осветили эту проблему на своих страницах, посвятив ей всего одну строчку, и мы восполним этот пробел выступлением депутата Юрия Выголова, которое так и не получило публичного освещения в прессе. Вот о чем заявил руководитель фракции КПРФ в зале пленарных заседаний Сахалинской областной Думы:
«Раз мой вопрос о мусорном бизнесе вышел в публичное обсуждение, хотелось бы пояснить свою позицию по данной ситуации. Я говорил о компании “Экошельф”, руководителю “Эко-Сити” можно было и не комментировать мое выступление. Все и так знают, чьи уши торчат за учредителями этой компании. “Горводоканал” в прошлом созыве уже забирали.
Так вот. Экономика и региональный бюджет всегда были лакомым куском для иностранных компаний.
Но одно дело, когда иностранные юридические лица выступают в качестве инвестора, вкладывая свои собственные средства в проекты, другое – когда руки запускаются в государственную казну. А в случае с мусором речь идёт о миллиардах бюджетных рублей.
К сожалению, у Сахалина уже есть печальный опыт в освоении государственных средств компаниями с иностранным участием. И самая показательная история связана с шахтой «Ударновская».
Совсем недавно в этом зале угольный магнат рисовал депутатам радужные картины – значительное увеличение добычи угля, рентабельность через 3 года, а после вхождения в уставной капитал сахалинского правительства из числа учредителей будут исключены все “иностранцы”.
Получил Мисевра почти миллиард. Вошло в состав учредителей областное правительство. Что изменилось? Государственные средства потрачены, предприятие – банкрот. Вместо кипрской компании, один из соучредителей шахты – компания, зарегистрированная на Виргинских островах.
Что имеет область? Пакет акций. Но, от АО “Зелёное озеро – минеральный источник и курорт” у нас тоже какой-то там пакет… бумаг. Настолько “ценных”, что купить желающих так и не нашлось.
Кто ответит за нашу с вами удивительную щедрость и потраченный без малого миллиард впустую? Все только разводят руками. Видимо никто.
Мы спросили об этом прокурора и хотели услышать ответ на отчёте в Думе. Но, увы, спустя полгода отчёта прокурора так и не было.
Теперь эта шахта никому не интересна, ну, кроме кредиторов, конечно.
Зато у Мисевры бизнес пошел в гору, появился новый проект, который был презентован аж самому Президенту ещё в 2010 году на хабаровском форуме «Единой России». Речь шла о создании системы конвейерной подачи угля. Почти миллиард был получен ООО “Восточная горнорудной компанией” в АО “Корпорация развития Сахалинской области”. Кстати, собственник горнорудной компании – опять же кипрская офшорная компания.
Но… Ничего здесь так и не было сделано, кроме покупки техники. Деньги ВГК вернула Корпорации обратно, а реализация самого проекта под вопросом. Мы, конечно, предполагаем, для каких целей понадобились горнорудной компании эти деньги…
Схожую ситуацию мы наблюдаем и в рамках развития ТОР “Горный Воздух”. Учредитель подрядной организации “Доппельмайр Раша” прочно обосновался в Австрии. И именно наш “СТК “Горный воздух” является крупнейшим ее контрагентом, заключив с компанией контрактов на общую сумму более 2 миллиардов бюджетных рублей, освоение которых проходит со значительными нарушениями.
Компания “Дальэнергоинвест”. О ней и выданном ей льготном кредите из областного бюджета я говорил на прошлом заседании Думы. Учредителем Общества является американская компания. Строят в рамках федеральной целевой программы геотермальную станцию и эксплуатируют объекты энергетики на Южных Курилах.
Ссылка по теме:
Кого финансирует сахалинский бюджет? (часть 2)
Параллельно с “Дальэнергоинвестом”, свою деятельность разворачивает “Трансэнергосервис”, учредителем которого является эта же американская компания. Общество на основании госконтракта поставляет резервные генераторы на Курилы.
Под обременением у офшорной компании, зарегистрированной на Сейшелах, находится и крупнейший поставщик продовольственных товаров на Сахалин, который буквально недавно просил компенсировать часть транспортных расходов из областного бюджета.
И этот перечень можно продолжить.
Поэтому в нынешней непростой политической и экономической ситуации в стране нам с вами особенно необходимо анализировать и минимизировать все риски, связанные с экономической безопасностью приграничного региона.»
Примечание:
В 2015 году получателями субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентных платежей по результатам конкурсного отбора определены организации, реализующие инвестиционные проекты в социально-значимых отраслях экономики Сахалинской области, в том числе:
– ООО «Сахалинуголь-2» (с 30.03.2015 изменено наименование на ООО «Солнцевский Угольный Разрез»), проект «Увеличение объемов добычи бурого угля на Солнцевском месторождении на участке недр «Южный», I очередь до 5 млн тонн в год» (частично возмещены проценты по договору кредитной линии в сумме 56 млн 800 тыс рублей);
– ООО «Обогатительная фабрика», проект «Проект технического перевооружения углепогрузочного комплекса в порту Шахтерск» (частично возмещены проценты по договору кредитной линии в сумме 29 млн 000 тыс рублей).
В 2016 году получатели субсидий:
– ООО «Солнцевский Угольный Разрез», реализующее инвестиционный проект «Увеличение объемов добычи бурого угля на Солнцевском месторождении на участке недр «Южный», I очередь до 5 млн. тонн в год» (частично возмещены лизинговые платежи за экскаватор КОМАТSU РС-200-8 в сумме 1 млн 100 тыс рублей).
Все компании имеют отношение к ООО “Восточная горнорудная компания”, собственник которой кипрская оффшорная компания.
Вместо эпилога…
Вопрос экономической безопасности островного региона, который прозвучал в Сахалинской областной думе, так и не получил должной оценки со стороны присутствующих в зале министров сахалинского правительства и, фактически, застал их врасплох. Похоже, государственные служащие не рассматривают в этом контексте оказание бюджетной поддержки тем компаниям, которые имеют собственников не только в офшорных зонах, но и не посредственно в самих США.
Мы надеемся, существующая практика правительства Веры Щербины, в перспективе, должна получить оценку специалистов заинтересованных служб и ведомств. А пока коммунисты фиксируют полный вакуум в этом вопросе, когда направо и налево раздаются бюджетные деньги.
Экономическая безопасность? Нет, не слышали…