Надвигающаяся «мусорная реформа» уже вызывает беспокойство жителей Сахалинской области. По квартирам пошли ходоки, которые предлагают расписываться в непонятных документах, следствием чего может стать увеличение тарифа на обслуживание жилого фонда со стороны управляющих компаний. А сахалинские семьи замерли в ожидании новой графы в платежных документах, в ожидании новых расходов и сокращения их скудного бюджета. До сих пор мало кому понятно, что хочет власть и ради чего затеяна очередная реформа. Ведь «реформа» в России уже стала пугалом для обывателя. Собственно, а сама власть понимает, чего она хочет и как эту реформу необходимо реализовывать, не вызывая осложнений социальной обстановки в обществе?
Избирателей в связи с введением новой системы обращения с ТБО волнует целый ряд вопросов:
– Жителей многоквартирных домов в городах волнует почему оплата этой коммунальной услуги рассчитывается от квадратного метра жилья, а не от количества проживающих. В самом деле, трудно доказать необходимость взимания повышенной оплаты этой услуги с человека, который проживает один, но в трехкомнатной квартире.
– Жителей частного сектора – кроме тарифа от квадратного волнует еще и то, кто приобретет общие контейнера для мусора, оборудует для них постоянное место сбора и складирования мусора, организует регулярную вывозку. Вместе с тем, те кто понимает особенности проживания в частном доме должен знать – отходы в данном случае могут использоваться в подсобном хозяйстве (огород или сад) и их количество не всегда поддается оценке исходя из сложившихся формул.
– Жителей сельской местности – помимо двух перечисленных вопросов волнует еще их цена, поскольку раньше за такую услугу они вообще не платили. На селе люди, в основной свое массе, живут не богато. Дополнительные расходы семейного бюджета обязательно ударят по карману.
Ответить на эти вопросы обязаны областные и муниципальные органы власти. Но, к сожалению, они не готовы. Областным властям легче рассчитывать цену услуги от квадратного метра, потому что они не знают (и никогда не прикладывали к этому усилий), сколько мусора реально производится населением области, конкретного города или села. Таким образом, все упирается в отсутствие информации о количестве ТБО производимого в единицу времени (например, ежесуточно), регулярном сборе и пополнении такой информации, создании отдельной базы данных.
Отправной точкой здесь мог бы послужить сбор информации о количестве ТБО, производимого в муниципалитетах области. Задача муниципалитетов – собрать необходимые данные в управляющих компаниях, бюджетных организациях (школы, детсады и другие, производящие отходы), с действующих у них на территории полигонов ТБО, а также предпринимателей, которые сегодня лишь частично сдают отходы официально, а по большей части вывозят их на стихийные свалки.
Поставить такую задачу перед муниципалитетами может и должна областная власть, целью которой является создание единой системы о ТБО, которая включала бы в себя не только общие данные о сборе, перевозках и переработке, но и о происходящей перевалке во временных местах хранения и сортировки, о количестве стихийных свалок и их ликвидации, о структуре ТБО в разрезе – жилого сектора, в бюджетных и других организациях и учреждениях, в экономике (например сельского хозяйства, рыбной отрасли, пищевой промышленности, общепита и т.д.)
Единый оператор властных полномочий не имеет, в силу чего всей ситуацией не управляет, поскольку, например, добиться заключения договоров на вывоз и переработку ТБО с учреждениями Минобороны, ФСИН и рядом других федеральных структур он вряд ли сможет, хотя мусор там производится ежедневно и вывозится в неизвестном направлении.
Опыт других регионов.
Установление у нас единого тарифа в 4 рубля с квадратного метра для населения, а также нормативов накопления ТБО на услуги регионального оператора на самом деле требует повторной тщательной проверки и анализа имеющегося экономического обоснования. Первая тому причина – в целом ряде регионов России тариф рассчитывали иначе, причем зачастую по схеме, которую уже предлагали депутаты Сахалинской областной Думы. Вторая причина – у нас нормативы накопления ТБО, например, как для многоквартирных домов, так и для индивидуальных жилых домов абсолютно одинаковы – с одного проживающего 2,1 куб.м/год!!!
В Нижегородской области считают, что жилищный фонд в год генерирует 1,8 куб.м (360 кг) мусора на одного жителя и 0,4 куб.м КГМ (крупно-габаритного мусора) или 68 кг в год.
В Тульской области норматив рассчитывался, исходя из количества граждан, постоянно или временно проживающих в жилом помещении. При этом областными властями были утверждены накопления отходов:
– для индивидуальных жилых домов 2,65 куб.м/год (553 кг/год) с одного проживающего;
– для многоквартирных домов 2,3 куб.м/год (414 кг/год) с одного проживающего;
– для иных объектов, на которых образуются ТБО, установлены дифференцированные нормативы накопления мусора в зависимости от категории объекта.
В Башкирии применяется та же схема, но нормативы иные: 3,7 в индивидуальном доме, в многоквартирных домах 2,6.
Для обеспечения выполнения этих задач в регионах уже выделяются средства в адрес муниципалитетов. Так в Чувашской республике рассматривается вопрос о выделении правительством денег на обустройство мест накопления мусора, приобретение спецконтейнеров через инициативное бюджетирование. Показательно также, что региональный оператор здесь явно не справляется со сбором платежей. Средний показатель сбора за коммунальную услугу по ТБО, например, за один месяц, составил всего 40%. При этом, если напрямую через регионального оператора сбор платежей составил 27%, то через управляющие компании почти в два раза больше – 58%.
Здесь выявлена другая проблема, которая может возникнуть в Сахалинской области. В частности, наблюдается массовое недовольство граждан, вызванное комиссионными сборами при оплате коммунальной услуги по обращению с ТБО. При минимальной плате за услугу в размере 74,44 рубля местными подразделениями Сбербанка взимается комиссия: при наличном расчете в размере 20 рублей ( практически 27% от суммы), отделениями Почты России 10 рублей (13% от суммы).
Однако, есть и положительный опыт. В той же Чувашии на 27,9% уже увеличили в своем годовом бюджете финансирование субсидий семьям на оплату услуг ЖКХ. К данной категории отнесены те, чьи расходы по оплате превышают 22% от общего дохода семьи.
Все что временно – то постоянно.
Законодательством об отходах введено новое понятие – площадки временного накопления ТБО, на которой размещается мусор на срок до 11 месяцев. Опыт Кировской области показывает, что многим муниципалитетам их придется создавать практически заново, и по факту вносить их в региональную схему обращения с ТБО. При этом возникнет очередная проблема, поскольку в настоящее время отсутствуют нормативы по обустройству площадок временного накопления.
С учетом консультаций территориального управления Роспотребнадзора, минимальное их обустройство потребует твердого покрытия, защиты от дождя и снега, что обеспечивается строительством ангаров легкого типа. По оценкам экспертов стоимость создания таких площадок потребует около 2 млн рублей на каждую, размером 20*100 метров. Средства на их создание в местных бюджетах отсутствуют.
Таким образом, временные площадки рискуют стать постоянными, со всеми сопутствующими издержками в части экологии. Кто будет принимать решения о выделении мест для их размещения? Цена возведения подобной площадки у нас несоизмеримо выше чем в других регионах России. Миллионы рублей затрат и временный их статус явно не согласуются между собой. На лицо лишь формальный подход и обозначенный срок (якобы) в 11 месяцев эксплуатации лишь способ обойти целый ряд регламентирующих требований законодательства.
Финансы поют романсы…
Еще один, ключевой момент «мусорной реформы» для нашего региона. По сложившейся практике, зачастую крупные хозяйствующие субъекты Сахалинской области размещают свои средства в соседних областях. Такую практику использовало Сахалинское ипотечное агентство. А «Мусорные деньги» планируют держать на счетах во Владивостоке. Какова целесообразность подобной практики? Еще один повод для изучения со стороны депутатского корпуса сахалинской Думы.
Кто виноват и что делать?
Эти события совершенно случайно совпали с грядущими выборами губернатора Сахалинской области и так или иначе способны повлиять на их результаты. От органов исполнительной и законодательной власти требуется организовать контроль за ходом реализации отдельных мероприятий «мусорной реформы» и общим ее продвижении.
Уже в феврале 2019 года мы видим необходимость проведения правительственного часа, в рамках которого уже можно будет получить и оценить первые и совместные результаты работы единого оператора, муниципалитетов и областных органов власти.
В марте 2019 года вынести этот вопрос на рассмотрение постоянного комитета по экономическому развитию с привлечением в качестве докладчиков руководства регионального оператора, заместителя председателя Правительства, курирующего данного направление, а также представителей муниципалитетов. В ходе этой встречи рассмотреть не только экологическую составляющую проблемы, но и экономику вопроса: сложившуюся практику заключения договоров с юридическими лицами, ситуацию со сбором платежей оператором, необходимостью дополнительных бюджетных вливаний в муниципалитеты.
В апреле депутатскому корпусу может быть предложено поработать на выезде, оценив работу регионального оператора, процесса перевозки мусора на полигон в районе карьера Известковый, работы пункта сортировки отходов.
В мае организовать повторное рассмотрение на Правительственном часе результатов внедрения новой системы, по итогам первого квартала.
А в завершение весенней сессии регионального парламента включить в план проведение Парламентских слушаний по вопросам обращения ТБО на территории субъекта.
Итогом этой работы, которая ставит своей целью регулярный контроль за реализацией целого комплекса мероприятий, должно стать создание рабочей группы по разработке регионального законопроекта и его внесения на рассмотрение региональным парламентом до проведения единого дня голосования.
«Мусорная реформа» как часть всеобщего кризиса экономики страны.
Почему «мусорная реформа» вызывает раздражение у населения? Граждане полагают – предложенные изменения несут за собой дополнительные расходы семейного бюджета. И они правы в своих опасениях. Селяне получат совершенно новый для них тариф, жители городов удивлены странным расчетом по квадратному метру, а владельцы домов подозревают, что их объемы мусора никто реально не считал, и они заплатят «лишние» деньги. Наряду с этим обыватель не желает кормить посредника в этом вопросе – Сбербанк или Почту России, которые взимают чудовищные комиссионные.
В последнее время мы становимся свидетелями, когда чиновники внушают: «Государство вам ничего не должно». Не станем оценивать интеллектуальный и профессиональный уровень этих заявителей. Тем не менее, перед органами государственной власти стоит серьезная задача – вспомнить, что государство кое-что должно своим гражданам, вспомнить что есть такое понятие как «регулятор». «Мусорная реформа» станет индикатором состоятельности институтов власти, покажет их способность отрегулировать назревшие проблемы. Не стоит забывать, повышение благосостояния отдельной сахалинской семьи (не нарисованное в отчетах, а реальное) сможет сгладить намечающиеся конфликты в обществе. А они, похоже, уже существуют.
В распоряжении НЕЗЫГАРЯ оказался проект указа Президента о создании публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с ТКО «Российские экологические инвестиции», подготовленный вице-премьером Гордеевым и заместителем министра природных ресурсов Логиновым.
Компания фактически получит статус монополии- получателя бюджетных средств и госзаказчика программ, контрактов и услуг в сфере ТБО.