И в каком виде быть? Именно так сегодня стоит вопрос на повестке, как во времена Уильяма, не побоимся напомнить, того самого Шекспира. Вокруг территории сахалинского филиала Ботанического сада института ДВО РАН разгорается конфликт. С одной стороны власти областного центра и Сахалинской области говорят о том, чтобы сделать его максимально доступным и приятным для посещения жителями и гостями региона. С другой стороны, директор филиала напоминает – территория сада находится в статусе особо охраняемой природной территории (ООПТ) и целый перечень работ просто невозможно выполнить. Необходимо искать компромисс.
Депутат Южно-Сахалинской городской Думы Евгений Плотников организовал нам встречу с руководителем филиала непосредственно на территории.
Нам хотелось увидеть это южносахалинское «чудо природы» воочию, тем более, что до настоящего времени деятельность учреждения носила фактически закрытый характер.
Алексей Салохин на практике готов распахнуть двери для посетителей, организовать экскурсии, оборудовать экологические тропы и навести элементарный порядок на территории. Руководитель, назначенный на эту должность несколько месяцев назад, показал нам все сорок гектаров, которые занимает учреждение, ничего не скрывая.
Наша экскурсия пришлась на тот период времени, когда сахалинская природа еще только пробуждается и взгляду открылась вся не ухоженность филиала Ботанического сада целой Академии наук. Звучит? Безусловно.
Вокруг простиралась бедность, разруха и следы бесхозяйственности. На сайте учреждения имеется упоминание о тяжелом финансовом положении. Однако, зарплата руководителя филиала достигала в 2017 году суммы более 160 000 рублей на фоне зарослей ивняка, разбитой техники, непонятного погреба и строящейся личной бани.
Среди дорожек нами обнаружены следы выкопанных деревьев, ямы на месте посадок. Говорят – шли на продажу. Похоже, Академия попросту не смогла организовать и проконтролировать хозяйственную деятельность подведомственного учреждения, превратив его в частное поместье и рассадник бесхозяйственности. В строчку назойливо просилось определение «коррупция», которую мы упорно отгоняли прочь.
Во время «прогулки» мы обнаружили ворота, которые ведут на территорию соседнего коттеджного поселка.
Сегодня они не функционируют. Хотя, как рассказали нам по секрету, ранее его жители имели доступ на территорию сада, жарили там шашлык и выгуливали домашних животных. Удобно, чего уж скрывать, под боком практически свое и личное.
Алексей Салохин вынашивает планы заложить на территории розарий, японский сад.
Последнее нас несколько озадачило, мы не понимаем желание обустроить именно очаг японской культуры, тем более, что таковые уже существуют в городе. Но, возражать не имеем права – хоть что-то, хоть как-то, лишь бы не заросли. Легко критиковать тех, кто что-то делает.
Нам показали яблоневую аллею, которую забросили много лет назад, за деревьями не ухаживали, а вход в аллею теперь перегораживают два дерева и маленький пруд.
Зачем, каков был стратегический план сотрудников «академии»? Очередная потеря была на лицо.
Покидали территорию мы с легким чувством досады. Долгие годы сад был попросту потерян для людей и действительно пришел в запустение под прикрытием «научной деятельности». Использовать его в качестве места проведения досуга и отдыха горожан необходимо. В связи с чем возникает целый пласт проблем и вопросов.
Во-первых – мы так и не поняли, каким образом к этой площадке относится статус ООПТ? В реестре указан лишь один подобный земельный участок, который расположен в Приморском крае. А земли филиала в Южно-Сахалинске попросту относятся к категории «земли населенного пункта».
Во-вторых – есть опасение в том, что открываемую территорию вульгарно застроят многочисленными «ларьками с шаурмой». Не навредить бы.
В-третьих – не сходит с повестки вопросы культуры и воспитания самого населения, которое любит выгуливать членов своей семьи на поводке – собак.
В любом случае работать необходимо, необходимо искать точки соприкосновения и весомые источники финансирования. Тем более, что российские коллеги сотрудников филиала весьма дружелюбно относятся к туристам и местным жителям. А в судьбе Ботанического сада должны принимать участие жители областного центра в форме общественных слушаний. Причем не формально.
Время пошло…