Сахалинстат обнародовал основные показатели дифференциации доходов населения Сахалинской области. В отчет вошли: численность населения островного региона, сведения о распределении доходов на душу населения, на что тратит население предложенный властями “прожиточный минимум”, какое количество людей находится за гранью выживания.
Количество жителей Сахалинской области вновь снизилось на 543 человека. В динамике эти цифры выглядят так:
2015 год | 488 391 человек |
2016 год | 487 293 человек |
2017 год | 487 344 человек |
2018 год | 490 181 человек |
2019 год | 489 638 человек |
Таким образом, мы можем наблюдать несостоятельность используемых правительством региона мер социальной поддержки населения, которых более 200, и которые призваны, по замыслу министерства социальной политики, облегчить жизнь жителям островного региона. Возможно, причина неэффективности трат статей расходов “открытого” бюджета данной категории лежит на поверхности – избранный метод таргетирования бедности и точечной (персональной) поддержки каждого бедного и нищего жителя носит ущербный характер. Спасти положение может лишь кратное увеличение реальных доходов основной массы населения, путем развития реального сектора экономики, наращивание количества высокотехнологичных и высокопроизводительных рабочих мест. Задача комплексная, отягощенная существующей налоговой, тарифной политикой федерального правительства, чье влияние преодолеть на уровне региона достаточно сложно – Сахалинская область является полноправным членом единого экономического пространства Российской Федерации.
Исходя из изложенных выше тезисов мы можем перейти к более подробному рассмотрению сложившейся ситуации с доходами отдельных групп жителей региона.
Получены сведения, каким образом распределены среднедушевые доходы среди всего населения. Здесь можно порадоваться или огорчиться, в зависимости от того с какой стороны посмотреть на наполнение стакана (наполовину полон или наполовину пуст), а также с точки зрения личной трагедии каждого жителя, который стоит перед сложным для себя выбором – посетить цирюльника, починить ботинки или купить “лишний” десяток яиц не первой свежести, посетивший нас из Амурской области.
Рассмотрим приведенные цифры с точки зрения обывателя, который вынужден жить в окружении “растущего ВВП и ВРП” Сахалинской области и цен на прилавках магазинов.
По итогам 2018 года, среднедушевой доход от семи до четырнадцати тысяч рублей в месяц (!!!) имеют 10% населения нефтегазового региона или почти 49 тысяч человек, которые находятся за гранью выживания. В этой связи выглядит казусом одно из предложений правительства региона сегодня – помогать бедным в приобретении приставки для приема цифрового телевидения, тем самым поднимать их среднедушевой доход на сумму установленного оборудования. Власть откровенно заявляет, что вопросы пропаганды ее деятельности, в результате чего и появились на свет эти десятки тысяч бедняков, стоят в приоритете. Попутно можно говорить о том, что пропаганда и борьба с бедностью, по версии чиновников, похоже неразрывно связаны.
Ситуация с бедностью в соседних регионах зачастую хуже. Например, в Еврейской автономной области процент самых неимущих (от 7 до 14 тысяч дохода) от общего числа составляет 29,2%, в Амурской области – 23,2%, в Республике Бурятия – 31,6%.
Вместе с тем, на Камчатке этот показатель равен 6,8%, а в Магаданской области всего 5,6%. Таким образом, мы видим, что фантастический бюджет Сахалинской области, политика таргетирования бедности, более 200 мер социальной помощи бедным не решают проблемы нищеты на островах, где добываются миллиарды кубометров газа и нефти.
С этой позицией плотно связан очередной показатель распределения доходов – коэффициент Джини. Что это такое? Можно внимать радужным отчетам островного правительства о росте ВВП/ВРП и одновременно иметь неравномерное распределение доходов среди населения, что ставит под сомнение сам термин – “социальное государство” в отношении России вообще и Сахалинской области в частности.
Коэффициент Джини варьируется между нулем и единицей. 0 — полное равенство, 1 — полное неравенство. Т. е. если все доходы внутри страны распределены равномерно, то коэффициент равен нулю, если один человек имеет все, а остальные — ничего, показатель — 1.
Среди субъектов дальневосточного макрорегиона Сахалинская область лидирует в вопросе неравномерности доходов населения.
Приведем сухие цифры:
0,411 | Россия |
Дальневосточный федеральный округ | |
0,378 | Республика Бурятия |
0,405 | Республика Саха (Якутия) |
0,369 | Забайкальский край |
0,354 | Камчатский край |
0,386 | Приморский край |
0,388 | Хабаровский край |
0,403 | Амурская область |
0,375 | Магаданская область |
0,410 | Сахалинская область |
0,341 | Еврейская автономная область |
0,394 | Чукотский автономный округ |
За годы активной стадии реализации нефтегазовых проектов (СРП) в регион поступило порядка 900 млн бюджетных доходов различного типа. На фоне более “бедных” соседей вырисовывается странная, финансовая закономерность – чем больше денег, тем глубже расслоение людей по доходам. В вопросах становления “социального государства” область откатывается назад.
Связанная с темой неравномерного распределения доходов – существование категории островных жителей “работающий бедный”, которая не фигурирует в отчетах министерств и ведомств. А это казус. Казус, что не фигурирует, казус что такая категория есть. Хотя, для решения экономических задач необходимо обладать полной сложившейся картиной.
ВЕЛИЧИНА ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА ПО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
IV квартал 2018 года |
14 072 рублей в среднем для всех |
14 790 рублей для тех кто трудится
(на питание – 6 тысяч 360 рублей или 211 рублей в день |
11 136 рублей для пенсионеров
(на питание – 5 тысяч 389 рублей, или 180 рублей в день) |
14 933 для детей
(на питание – 7 тысяч 227 рублей 50 копеек или 241 рубль в день) |
Более 40% от этого минимума, который можно расценивать как отсроченную смерть по приобретенным болезням, указанные категории вынуждены тратить на питание (от 44,8% до 48,4%). Понятно почему акцент сделан именно таким образом. Наиболее качественное молоко на прилавках островных магазинов стоит порядка 120 рублей за литр. Ребенку старше 3-х лет, по разным оценкам, норма потребления цельного молока в сутки составляет 0,5 литра, в месяц – 15 литров, в денежном выражении с учетом цен на качественное (не “пальмовое”) молоко сумма составит 1 800 рублей в месяц. Для ребенка на все остальные продукты остается ничтожная сумма в размере 121 рубль в день.
Основным аргументом чиновников, которые критично смотрят на подобные подсчеты, становится тезис – величина прожиточного минимума служит лишь для расчета величины социальной помощи, так бедно практически ни кто не живет. Да, если забыть о тех 49 тысячах человек нищих, которые живут в регионе и имеют среднемесячный доход не более 14 тысяч рублей в месяц.
49 тысяч личных трагедий ежедневно, 49 тысяч решений задач по выбору – “носки или булка хлеба”. Будем бороться с бедностью, будем помогать людям приобретать приставки к цифровому телевидению.
P.S.
Кстати, акулы капиталистического мира включают в минимальный набор товаров и услуг даже определенный объем моторного топлива, тем самым решая конституционную задачу свободы передвижения своих граждан. В России это не так.