Горнозаводск – год спустя после трагедии или “Почему не Мьюленберг”?

0

Более года назад, в мае 2018 года, в Горнозаводстке случилась трагедия. На территорию фермерского хозяйства местного пенсионера сошел сель из отработанной породы, которая образуется в результате деятельности предприятия “Горняк-1”, добывающего в Невельском районе уголь открытым способом. Что изменилось в селении за это время, как градообразующее предприятие (а мы искренне считаем его таковым) улучшило жизнь местных жителей? Тем более, что на его территории проживает “новый” председатель Невельского городского Собрания, переизбранный в результате нешуточных политических баталий на новый срок. А доходы угольных магнатов растут с каждым днем, несмотря на падение цен на уголь на биржевых площадках. И будут расти, учитывая фьючерсы на сырьевых биржах. 

Сель сошел на пике доходности предприятия?
Цены на уголь в год трагедии на Сахалине. Сверхприбыль владельцев компаний.

Наша поездка в это село начиналась с Ловецкого перевала. Первая забавная вещь, которую мы увидели – это плакат на дверях местного туалета. Плакат уверял страждущих, что “Наше будущее в наших руках”.


Ссылка по теме: В Невельске сомнительно избрали председателя собрания под присмотром облдумы


Чьи это руки мы так и не узнали, однако, доверившись надписи, проехав райцентр, выдвинулись к месту трагедии, откуда судьба согнала с насиженного места простого пенсионера, пытавшегося накормить себя и своих земляков фермерской продукцией.

“Они по сопкам с горы Лопатино пробили дорогу к брошенному карьеру, после чего сделали там отвал породы. Свалили всё на ручей. Они столько ссыпали, что масса обвалилась и пошла в распадок на наши дома”.

Местность там обезлюдела, дачи оказались заброшенными, фермерские домики уже покосились, потоки глины зарастают травой, ручей своими водами несет грязь к морю, а на самом верху резво снует карьерная техника.

Даже побеседовать не с кем, люди сбежали от туда. Лишь гипертрофированные пни мертвых деревьев высотой в три-четыре метра бережно хранили память о прошлом.

Тем временем сам Горнозаводск жил обыденной жизнью…

Простите, на фото ниже отнюдь не Горнозаводск, это один из центров угледобычи США – Иллинойский угольный бассейн и городок на его территории Мьюленберг.


Справка: Мьюленберг

город на востоке штата Пенсильвания. Крупный промышленный центр: производство

цемента, электрооборудования, медицинской техники, продуктов питания, мебели, металлообработка, полиграфическая промышленность и др. Два аэропорта – Куин-Сити [Allentown Queen City Airport] и Лихай-Вэлли [Lehigh Valley International Airport].

В городе несколько колледжей, в том числе Сидер-Крэст [Cedar Crest College] (1867)
и колледж Маленберга [MuhlenbergCollege] (1848).

Среди достопримечательностей – Исторический музей Траут-холл,
Заповедник в парке Трекслер , велодром, Художественный музей .
В городе есть симфонический  и камерный  оркестры.


Мьюленберг, здание суда. Фото – www.rbsdesigngroup.com
Студенты университета Мьюленберга спешат в свой кампус. Фото www.insidehighered.com
Магазины Мьюленберга. Фото www.tripadvisor.com

А вот и улица Советская одного из центров добычи угля Сахалинской области – Горнозаводска. Там то же есть учебное заведение, где готовят работников для угледобывающих предприятий – Сахалинский политехнический центр №5.

Фото Елены Пак из социальных сетей

Приятные фасады, жесткая дисциплина – курить только за пределами политехнического центра, на проезжей части и организованными группами.

Не кампус, но вполне прилично. Правда мероприятия, организованные там во “Всемирный день без табака”, похоже пошли пеплом.

Вдоль этой улицы соседствуют стройка новых домов и пожилые здания старых, еще советских времен, жители которых ждут счастливого часа долгожданного расселения.

Не совсем “мусорная реформа”, но довольно чисто, в сравнении…
Первый этаж дома, его оконные проемы, тщательно утеплены.
Расселение никто не отменял, а за тепло платить необходимо.
“Да мы тут временно”.

“Старички” наполовину заколочены, однако они не выпадают из поля зрения управляющей компании, которая строго напоминает о ценах на тепло и регулярно информирует жителей о своей деятельности. Приятно. Полезно.

В городке работает местная клиника. Мы застали ее посетителей как раз в тот момент, когда они пережидали на улице “пожарную тревогу”. Безопасность превыше всего.

По дороге в райцентр увидели велосипедиста.

А на рейде Невельского порта привычно стояли сухогрузы, которые поглощали уголь в свои трюмы.

Мы покидали один из центров добычи угля на Сахалине со странным ощущением. Казалось бы, богатейший район, из недр которого вычерпывают миллионы тонн полезного ископаемого и центнеры денег в купюрах “любимых” всеми США. Однако, мы с удивлением прочли в социальных сетях и на форуме объявление о скором закрытии местного отделения “Скорой помощи”. Одновременно с этим не нашли на официальном сайте администрации сведений о росте или падении численности населения. Тем временем Сахалинстат свидетельствует о снижении количества граждан, проживающих в районе.

Не нашли сведений о заботе горнодобывающей компании, которая могла бы построить хотя бы один детский сад за свой счет или выделить путевки в санаторий пациентам клиники села. За то нашли упоминание о загрязнении акватории углем. Хотя, эту экологическую проблему контролирующие органы не признают. Людей беспокоит состояние рек, которые несут мутные воды к побережью Татарского пролива.

За кадром оставался главный вопрос: “Почему Горнозаводск не Мьюленберг?”, ведь и там и здесь черпают уголь.

Буквально накануне схожие проблемы, когда сырьевые олигархи выкачивают с территорий полезные ископаемые, а население остается с ворохом нерешенных проблем, были подняты в Красноярске, где местные жители и депутаты обсуждали последствия работы “Русала” – Красноярского алюминиевого завода.

Так почему Горнозаводск не Мьюленберг? Что имеет Горнозаводск от деятельности предприятия “Горняк-1”? Якобы рабочие места и налоги? Покажите в цифрах.

И наконец, почему сель сходит на пике доходности предприятия, которое вычерпывает ценнейший ресурс? Совпадение? Множество риторических вопросов, на которые сегодня нет ответов.

Мы благодарим депутата Галину Подойникову, которая приняла участие в поездке, за помощь в ее организации.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ