Правительство Сахалинской области отложило решение вопроса о расширении числа школьников, получающих бесплатное питание, на неопределенный срок. Чиновникам не хватает помещений, оборудования и персонала. Таким образом, предложение руководителя фракции КПРФ в Сахалинской областной Думе не смогла реализовать исполнительная власть региона.
4 октября 2019 года Государственная Дума РФ в первом чтении приняла законопроект об обязательном бесплатном горячем питании для школьников младших классов. Для реализации данного законопроекта предлагается предоставлять российским регионам субсидии из федерального бюджета. Таким образом, по мнению депутата Выголова, высвободившиеся средства регионального бюджета область могла бы направить на обеспечение бесплатным питанием всех школьников с 5 по 9 класс.
Это социальная мера поддержки могла бы позволить повысить качество жизни подрастающего поколения, и, частично, компенсировать падение реальных доходов сахалинских семей. Что трудно переоценить в условиях развивающегося экономического кризиса в стране. Свое предложение Юрий Выголов представил непосредственно председателю Правительства Сахалинской области Алексею Белику, в рамках заседания законодательного органа.
Вместе с тем, региональное правительство оказалось не готово реализовать это предложение.
Заместитель председателя Правительства Сергей Наумов, в своем ответе депутату, отметил следующее:
– в 44 общеобразовательных организациях Сахалинской области отсутствует возможность организации горячего питания для всех обучающихся в связи с недостаточностью посадочных мест в обеденных залах не более чем в три перемены в соответствии с требованием санитарных правил;
– для обеспечения питанием всех учащихся потребуется увеличение сроков производственных мощностей столовых, а также реконструкция пищеблоков и дополнительное технологическое оборудование, в том числе приобретение посуды, мебели и увеличение штата работников;
Для выполнения предложенной социальной нормы поддержки, считает зампред Сергей Наумов, необходимо масштабное строительство новых зданий и пристроек к существующим школам после ликвидации второй смены. Однако конкретные сроки и этапы работ названы не были.
Исходя из приведенных примеров, правительство считает организацию бесплатного питания всех школьников островного региона мерой преждевременной и предлагает таргетированный метод разрешения проблемы – кормить за счет бюджета тех детей, кто по расчетам их специалистов нуждается в этом.
Вот как, на условиях анонимности, прокомментировал ответ зампреда наш эксперт:
Ответ чиновника вполне предсказуем. Область совершенно не готова к реализации этой социально важной меры. Во-первых, под большим вопросом способность профильных министерств реализовать федеральную задачу ликвидации второй смены. Тем более что сам премьер-министр Дмитрий Медведев усомнился в необходимости полной отмены обучения в две смены в школе. К тому же, полная ликвидация второй смены ставит под сомнение доступность дополнительного образования детей. Представьте себе нагрузку музыкальных школ, куда устремятся все дети во второй половине дня!
Во-вторых, в малых городах и сельской местности ничего не стоит поменять кастрюлю с пяти литров до десяти и дополнительно накормить 10-15 человек. В данном случае бюджету стоит лишь «разориться» на посуду и дополнительные продукты. Да и в Южно-Сахалинске есть школы, где уже организованно кормят учащихся среднего звена, но только за счет родителей. И там проблем с местами и кастрюлями нет.
В-третьих, даже не рассматривался вопрос о поэтапной реализации данной инициативы, например, для учащихся 5-6 классов. Почему?
Теперь о таргетировании бедности. Пора прекратить делить детей на какие-либо категории. Мы не знаем, каково реальное финансовое положение жителей области, и, возможно, семейный бюджет большинства сахалинских семей, не имеющих льгот, давно имеет большие дыры. Кто и когда занимался подсчетами реальных подушевых доходов сахалинских семей, имеющих 1-2 детей, и не получающих большинства льгот поддержки?
Кроме того, инициатива депутата по обеспечению бесплатным питанием учащихся среднего звена, выявила недостатки в организации школьного питания начальной школы в Южно-Сахалинске, что говорит о низкой эффективности использования средств областного бюджета. Но мы так и не смогли увидеть результаты проверки школ областного центра по данному вопросу. Скорее всего, мэр Сергей Надсадин этим не занимался. А ведь основные препятствия в организации бесплатного питания всех школьников, похоже, находятся именно в областном центре. Именно здесь «бизнесмены» совершенно не готовы к таким «масштабным» инвестициям и новым объёмам работы. Они даже не готовы сегодня обеспечить вкусным и горячим питанием тех школьников, которые уже попадают под программу поддержки. Жалоб в наш адрес поступает много. Это направление работы фактически заброшено муниципальной властью. А в самом городе до сих пор находятся ветхие школы и отсутствуют земельные участки для строительства новых.
Резюмируя. Ответ Сергея Наумова не понравился тем, что он обобщил его и не высказал намерение ввести своевременную норму именно в тех школах, где это сегодня технически возможно. У высокопоставленного чиновника отсутствуют даже предпосылки поэтапной реализации имеющихся предложений. Фактически, указав причины и не назвав сроки, он отказал всем детям, которых в правительстве не считают бедными. И этот подход настораживает. В селах и малых населенных пунктах Сахалинской области проживает самое бедное и нищие население нефтегазового региона.
Напомним, снижение реальных доходов населения коснулось всех жителей области. Литр молока от местного производителя, в районах областного центра подорожал сразу на 92%, и превысил психологически важную отметку в сто рублей. А в структуре выявленных заболеваний среди детей первое место занимают болезни органов пищеварения (19,8%).