Рядом с городом Южно-Сахалинск уже пятый год продолжается «стройка века» – модернизация и расширение курорта «Горный воздух». По замыслу инициаторов амбициозного проекта, после его завершения комплекс должен стать одним из основных источников пополнения областного бюджета, заменив или, по крайней мере, дополнив добываемые в регионе нефть и газ.
Однако, спустя пять лет после начала работ, они, как кажется, еще дальше от завершения, а многое из того, что уже сдано, возможно, придется сносить: например, около трети горнолыжных объектов построены с неустранимыми нарушениями.
Масштабы
Город Южно-Сахалинск бесформенной кляксой вытянулся с севера на юг. Практически со всех сторон его окружают сопки, поросшие лесом. На склоне одной из таких сопок располагается спортивно-туристический комплекс (СТК) «Горный воздух» – его основные трассы «смотрят» прямо на город, а нижняя станция канатной дороги находится почти в самом центре областной столицы.
Горнолыжный курорт действовал здесь еще в советское время и был достаточно значимым в спортивном смысле объектом, рассчитанным как на туристов, так и на спортсменов. Турбаза с горнолыжными трассами (в том числе с 1200-метровой слаломной), оборудованными кресельными подъемниками, располагала несколькими трамплинами разной высоты, а также гостиницей. Это позволяло проводить на Сахалине розыгрыши кубка СССР и другие всесоюзные соревнования по прыжкам с трамплина. Тут тренировалась олимпийская сборная страны по горным лыжам.
В 90-е годы и трассы, и трамплины, и гостиница обветшали и пришли в негодность. Идея модернизации казалась очевидной. А где модернизация, там и расширение. Причем в масштабах, увеличивающих площадь курорта в несколько раз.
| К 2024 году площадь СТК «Горный воздух» должна составить около 1,4 тыс. Га (без учета пика Чехова). Протяженность всех трасс к этому времени, по замыслу авторов проекта, будет составлять около 65 километров
По мнению местных властей, после выполнения всех запланированных работ, которые должны закончиться к 2024 году, «Горный воздух» станет настоящей горнолыжной меккой Дальнего Востока (и даже всей Азии) и сможет принимать (по последней версии) до 300 тыс. туристов в год.
Кое-что уже модернизировали – на горе Большевик (там сосредоточена основная инфраструктура курорта) прорубили новые трассы, запустили канатные дороги, построили кафе и рестораны. Сейчас тут на площади 800 га действуют 14 трасс разных категорий сложности общей протяженностью 25 километров. Некоторые – с пушками искусственного оснежения склонов, подсвечиваются в вечернее время.
На соседней горе Красной предполагается запустить до 22 километров трасс и две канатные дороги. Половину трасс и одну канатную дорогу построили, но пока ничего не работает.
На горе Острой, которая также должна войти в «ожерелье вершин», планируется запуск канатной дороги длиной 2,1 км и горнолыжных трасс.
Однако тремя возвышенностями курорт не ограничится – еще одну вершину, пик Чехова, также, возможно, застроят горнолыжными объектами, однако пока эти планы только прорабатываются. Известно лишь, что на склоне этой горы могут построить одну канатную дорогу и три трассы.
К 2024 году площадь СТК «Горный воздух» должна достичь 1,4 тыс. Га (без учета пика Чехова). Общая протяженность всех трасс, по замыслу авторов проекта, приблизится к 65 километрам. (Для сравнения: на крупнейшем в России горнолыжном курорте «Роза Хутор» в Сочи – 102 км трасс.) Если же реализуют проект на пике Чехова, то «Горный воздух» станет вполне сопоставим с сочинским курортом.
(Пик Чехова при данном масштабе снимка не виден)
Турпоток настоящего и будущего
В 2015-м на этапе планирования модернизации «Горного воздуха» администрация области прогнозировала к 2024 ежегодный турпоток в 1,5 млн человек.
Откуда взялись эти цифры – неизвестно, но для любого спортивного объекта, в том числе и для горнолыжного курорта, именно количественные показатели – определяющие: количество трасс и их протяженность, масштаб всей инфраструктуры зависят о того, сколько людей надо обслуживать.
В сезоне 2013-2014 года курорт посетили около 90 тысяч человек (и этот результат считался чрезвычайно удачным). В 2016-2017-м – 65 тыс. человек, в 2017-2018 – 95 тыс., и в руководстве региона поняли, что 1,5 млн туристов – это практически неосуществимо.
| Целевой показатель турпотока за пять лет официально снизился в пять раз. Но на модернизационной активности сахалинских властей это, кажется, никак не сказалось – строительство продолжается запланированными темпами
Поэтому целевой показатель официально уменьшили на треть – до миллиона человек. Но и это вызывало у жителей острова усмешку – в то, что на склоны «Горного воздуха» приедет столько туристов, не верил уже никто.
Показатель опять скорректировали. «Мы снизили цифру до более реалистичной – 600 тыс. человек. Но это турпоток, который мы ожидаем в рамках всей Сахалинской области, а не только на «Горный воздух», – рассказал областной министр спорта Сергей Буренков «Апокрифу» в конце декабря 2019 года. – И из этого количества 300 тыс. человек посетят непосредственно сам горнолыжный комплекс. Я почти уверен, что мы сможем обеспечить такой рост к 2024 году».
Таким образом, целевой показатель за пять лет официально снизился в пять раз. Но на модернизационной активности сахалинских властей это, кажется, никак не сказалось – строительство продолжается запланированными темпами.
В сезоне 2019-2020 (с декабря по март), по официальным оценкам, инфраструктурой СТК воспользовались 165 тыс. человек. Количество проходов через турникет – 1 145 648.
Это в среднем 9390 в день. Правда, пока заполняемость очень далека от максимальной. Если человек проводит на курорте приблизительно три часа (оценка «Апокрифа»), за это время он проходит через турникет порядка шести раз, делая по два подъема в час. Таким образом услугами курорта ежедневно (предположительно) пользовались около 1565 человек*. Это в 191 раз меньше, чем максимальная на сегодняшний день единовременная пропускная способность «Горного воздуха», которую министр спорта Сахалинской области Сергей Буренков в разговоре с «Апокрифом» оценил в 300 тыс. человек.
Откуда возьмутся сотни тысяч туристов
В первую очередь сахалинские власти рассчитывают на «внутренний спрос» (дальневосточные регионы) и Москву.
Тут ключевой аспект – цена на авиабилеты. «Сейчас рейсы Москва – Южно-Сахалинск и обратно и все рейсы из Хабаровска, Владивостока, Благовещенска субсидируют, то есть к ним применяют плоские тарифы в очень приемлемых суммах», – сообщил министр спорта. (При «плоском» тарифе стоимость билета остается одинаковой в течение всего года.)
Из Москвы в Южно-Сахалинск летают авиакомпании «Аэрофлот» и «Россия». С ноября 2019-го действует «плоский» тариф. В «Аэрофлоте» билет Москва – Южно-Сахалинск – Москва зимой стоил 26 100* рублей, в «России» – 22 950* рублей. Время в полете – около восьми часов.
Для сравнения – билеты «Аэрофлота» Москва – Сочи – Москва при покупке за месяц до вылета в это же время продавали за 10 500* рублей (время в полете – около двух часов), до Минеральных Вод (откуда горнолыжники добираются до курортов Приэльбрусья) –10 000* рублей (время в полете – около двух часов).
Что касается перелета Владивосток – Южно-Сахалинск (время в полете – от полутора до двух часов), его стоимость не сильно отличалась в зимний период от цены билета туда же, но из Москвы. При покупке за месяц до вылета в авиакомпании «Аврора» («дочке» «Аэрофлота») билет обошелся бы в 18 880* рублей, в S7 – в 15 800* рублей.
| Иностранные туристы не будут чувствовать себя комфортно на склонах «Горного воздуха» — местные жители сообщают, что из сезона в сезон из всех трасс работают лишь несколько, а их техническая подготовка оставляет желать лучшего
Правительство области также рассчитывает на иностранных туристов, прежде всего из Южной Кореи, Китая и Японии.
«К нам на Сахалин приезжала «вкатываться» и «выкатываться» из сезона команда по горным лыжам Южной Кореи до и после Олимпиады 2018 года. Многие отмечают комфортные климатические условия, качественную подготовку склонов, близость к главным азиатским хабам», – подчеркивает Сергей Буренков.
При этом в самой Южной Корее не менее 12 горнолыжных курортов с большим количеством трасс и подъемников, чему немало поспособствовала зимняя Олимпиада-2018 в Пхёнчхане, оставившая после себя обширную горнолыжную инфраструктуру.
Северный склон горы Красной после начала строительства. Фото: Виктор Шейко
В Китае горнолыжный спорт не очень развит, хотя в последние годы он набирает популярность. Горнолыжных комплексов в Китае уже немало, а на самом крупном – «Ябули» –17 трасс.
Япония располагает отличной горнолыжной инфраструктурой – здесь около 500 курортов и это самое популярное горнолыжное направление Азии.
Тем не менее сахалинские власти уверены, что смогут убедить горнолыжников посещать островной курорт. «Мы ориентируемся на два типа туристов из Японии – «начинающих» и «исследователей». Японские курорты довольно затратны, и неопытным горнолыжникам всегда хочется наиболее эффективно потратить деньги и получить максимальный эффект. Поэтому здесь действует два фактора: демократичная, по сравнению с домашними курортами, стоимость катания и туристические впечатления от новой страны, – рассуждает Буренков. – А «исследователи», соответственно, давно катаются и приезжают к нам за новыми трассами и склонами. Что касается китайцев, то из-за климата горнолыжный сезон у них короткий, а сами склоны за счет небольшой высоты и крутизны не позволяют продвинутым горнолыжникам чувствовать себя комфортно».
Однако, скорее всего, пока иностранные туристы не смогут чувствовать себя комфортно и на склонах «Горного воздуха»– местные жители сообщают, что из сезона в сезон из всех трасс работают лишь несколько, а их техническая подготовка оставляет желать лучшего. Вот что пишут** пользователи крупнейшего на Сахалине форума Sakh.com:
«Очень разочаровали вчера, службы вообще не работают. Как можно открывать трассы, если они вообще не готовы. Это мы местные жители мягко говоря возмущены, а кто приехал семьями с материка, вообще в ужасе от такого полученного “удовольствия”».
«Я тоже не понимаю о каком туризме идет речь, если на ГВ [«Горном воздухе»] три трассы работают весь год, одна из которых в комнях».
«Вот именно. Вчера было слышно много зарубежной речи(европейцы, японцы) и что они увидели?позор страшный. Очереди по 20 минут, и неподготовленные трассы. Да хоть тысячи км по протяженности сделайте, толку то! Вы 500 м подготовить не можете».
«Всем кто в теме, прекрасно видит бездарное управление нынешнего руководства ГВ [«Горного воздуха»], не способное ни на организацию работы персонала, ни техники, ни общего управления горнолыжным комплексом. Коряво и неподготовленные трассы тому ежегодное подтверждение, с увеличением которых кратно падает качество».
* Цены, актуальные в сезоне 2019-2020
** Приведены некоторые из комментариев пользователей, опубликованные в 2019 году. Авторские орфография и пунктуация сохранены
Автор: Мария Лисицына
Источник – https://apokrif.media/spproj/1555/ АПОКРИФ.media