В администрациях районов Сахалинской области вводят должности вице-мэров, ответственных за внутреннюю политику. Эта работа продолжается с весны, но публичной стала только сейчас. В Южно-Курильском районе депутаты, очевидно, первыми в области отказались сходу одобрить это решение. Причина в том, что в “жертву” новому чиновнику пришлось бы принести целый юридический отдел и руководителя ГО и ЧС: чтобы соблюсти требования к общей численности муниципальных служащих их придется вывести в состав отдельных казенных предприятий. Решение это не уникально — примерно так же с распуханием штата борются, например, в мэрии Южно-Сахалинска. Не нова и сама должность — в крупных городах региона подобные чиновники работают давно.
ИА Sakh.com попытался разобраться, что для области означает появление новых должностей в местных администрациях.
Приблизительно с февраля 2020 года в районах Сахалинской области последовательно и однонаправленно меняют структуры местных мэрий. Смысл изменений в разных местах общий — в органе местного самоуправления должен появиться профильный вице-мэр, курирующий внутреннюю политику района. Происходят реформы по рекомендации из правительства области: их объясняют поручением губернатора и неформальным распоряжением из курирующего внутреннюю политику блока ПСО.
То, что мэриям настоятельно рекомендовали вводить такие специализированные ставки, в разговоре с ИА Sakh.com подтвердили несколько мэров и депутатов представительных органов власти.
— Мы еще весной эту должность ввели. У нас все прошло без каких-то проблем, администрация работает нормально, никаких глобальных изменений не пришлось производить, кого-то исключать и так далее. Была должность управляющего делами, ее убрали и сделали вице-мэрской должностью. Статус повысили. Я думаю, это решение было оправдано — денег добавилось чуть, а это направление, достаточно непростое в сегодняшних реалиях, нужно грамотно вести, — рассказал корреспонденту агентства председатель собрания Невельска Иван Насыпайко. Должность, по его словам, представлял мэр района, о каких-то распоряжениях сверху председатель не сообщил.
В феврале-мае 2020 года изменения в структуру органов местного самоуправления, которые предполагали появление новых вице-мэров или изменение должности управделами на вице-мэрскую, кроме Невельска, приняли собрания Александровска-Сахалинского, Углегорска, Томари, Макарова и Анивы. Единого рецепта и наименования нового специалиста нет — ему напрямую подчиняются разные подразделения, где-то указывается “внутренняя политика”, где-то нет. Но общее направление полномочий угадывается.
До сих пор перекройка структур проходила спокойно — резонанс вызвала ситуация в Южно-Курильске, где параллельно с новым вице-мэром по вопросам внутренней политики менялся статус юридического отдела и руководителя муниципального ГО и ЧС. Под первых создадут муниципальную “Юридическую службу”, второго предлагают включить в структуру единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС). Объясняется это необходимостью повышения эффективности работы специалистов.
В других районах, судя по их сайтам и базам данных решений собраний, кураторы внутренней политики, подчиненные мэру существуют в статусе управляющих делами. Значимое исключение — Южно-Сахалинск. В областном центре есть и вице-мэр, руководитель аппарата, и включенный в его зону ответственности департамент внутренней политики, курирующий все — от митингов до ТОСов.
Зачем областным властям вдруг понадобилось введение должностей профильных вице-мэров? Сотрудники администраций, с которыми на условиях анонимности поговорил Sakh.com, предположили, что речь идет о создании системы контроля за происходящим в районах и оперативного реагирования на какие-либо предпосылки для нестабильности.
— По закону муниципалитет не подчиняется правительству — исполнительная власть и местное самоуправление в России разделены. Но все понимают, что единая система есть — в конце концов, область дает львиную долю денег. А кто платит — тот и заказывает музыку. И эти новые люди должны будут, условно, раз в неделю докладывать в область, что в районе происходит, какую-то аналитику делать, болевые точки выявлять, чтобы как-то согласованно на это реагировать и не допускать критичных обострений. Митингов там, писем президенту и так далее, — рассказал один из руководителей администрации в районе области.
В задачу новых вице-мэров, будет также входить работа с конфликтами внутри самой власти. Не секрет, что с этим направлением в области кое-какие проблемы. И то, во что превратился процесс отстранения Сергея Гусева от должности мэра в Охе, достаточно длительные противостояния вокруг новоизбранных собраний в Ногликах и Невельске, проблемы с назначениями мэров в Корсаков и Холмск наглядно это показывает.
— У нас в Южно-Сахалинске уже давно существовала должность вице-мэра, руководителя аппарата. Он курировал и руководил работой по нескольким направлениям, в том числе административно-хозяйственным вопросам и материально-техническому обеспечению, взаимодействию с силовыми ведомствами, какой-то координации разных подразделений администрации, а также вел то, что принято называть внутренней политикой. Это организация и проведение избирательных кампаний, взаимодействие с политическими партиями общественными организациями, представительным органом местного самоуправления, работа с депутатами, митинги и так далее. Это очень большая и сложная работа, на самом деле. И что важно, вопросы обеспечения работы администрации занимали много времени. Поэтому и в Южно-Сахалинске в свое время думали развести эти должности — сделать отдельного специалиста по хозяйственным вопросам, управляющего делами и дать больше времени руководителю аппарата на внутриполитические вопросы, — рассказал ИА Sakh.com бывший вице-мэр областного центра Алексей Лескин. Он работал в должности руководителя аппарата мэрии с 2012 по 2015 годы.
Несмотря на формальную независимость мэрий от области, признал Лескин, в его время существовала и, скорее всего, сейчас работает система принятия решений, которую можно назвать “вертикалью власти”. Какие-то задачи транслировались из администрации президента в область, оттуда через профильных вице-губернаторов (Лескин, например, застал трех: Дмитрия Братыненко, Сергея Караганова и Александра Дернового) шли в районы. Из муниципалитетов предоставлялась информация по вопросам внутренней политики, таблицы, отчеты с показателями по различным направлениям. Все это, вкупе со статистикой по линии силовиков, давало Кремлю понимание того, что творится “на земле”.
— Нельзя сказать, что это жесткая структура подчинения. Все-таки начальником у меня был мэр, и он назначал и назначает людей на должность вице-мэров, руководителя аппарата. Но некая такая параллельная структура кураторства все-таки существовала, — отметил он.
Означает ли массированное введение вице-мэров по внутренней политике попытку установления контроля над мэриями напрямую из дома правительства? Скорее всего, считает Лескин, такая трактовка неверна. Это больше способ понять, что происходит, обнаружить глобальные проблемы в начальной стадии и скоординированно на них среагировать.
— С учетом того, что политическая ситуация в стране в целом непростая, протестные настроения в Хабаровске, Приморье, события в Белоруссии, коронавирус и усталость людей от всех ограничений, необходимость углубления работы с политическими партиями… Я думаю, это направление на самом деле требует усиления. Решили доверить все это отдельному специалисту? Если ресурсы для этого есть — то это может быть оправданным решением, — подвел итог экс-чиновник.
Еще один вероятный повод пристальней обратиться к внутренней политике — грядущие выборы в Государственную Думу. По плану они пройдут уже в сентябре 2021-го, то есть меньше, чем через год. Вероятно, именно парламентская кампания и была первопричиной начала работы с вице-мэрами на местах — в конце концов, весной о коронавирусе и протестах из-за Фургала было догадаться непросто. Сейчас актуальность этого решения еще больше возросла. Есть шанс досрочного старта думской кампании — обсуждается перенос выборов в федеральный парламент на весну. Это означает, что области придется мобилизовать внутренние ресурсы — чтобы, как минимум, не провалиться в официальных показателях явки. А как максимум — обеспечить победу кандидату от партии власти. Официально, конечно же, эта задача не стоит, но как показывает практика, за успехами регионов в этом вопросе из Москвы наблюдают внимательно.
Даже более важной для области, чем федеральная, уже в 2022 году станет местная повестка. Через два года истекают сроки полномочий областной думы и четырех муниципальных собраний, депутаты которых были избраны в 2017 году. Затем последуют еще две волны обновления местных органов власти, а завершат нынешний политический цикл кампании по выборам президента и губернатора региона в 2024-м.
Источник – ИА Sakh.com https://sakhalin.info/news/196569/