Начало – Транспортная недоступность Сахалинской области (авиация)
Продолжая анализ сложившейся ситуации в Сахалинской области. Значение морского транспорта для островного региона, который считается наиболее дешевым по стоимости перевозок, позволяющий доставлять грузы больших габаритов и объемов, переоценить трудно, как и перевозку пассажиров на нем.
Паром – “дорога жизни”.
Морская линия Ванино-Холмск обслуживается дизель-электроходами типа «Сахалин», которые обеспечивают грузовые и пассажирские перевозки на остров Сахалин и с острова на материк.
Паромная переправа была запущена еще в 1973 году. С начала запуска паромной переправы на линии были задействованы 10 паромов, однако, в настоящее время всего лишь три:
– “Сахалин-8” (1985 года постройки);
– “Сахалин-9” (1986 года постройки);
– “Сахалин-10” (1992 года постройки).
Рейсы выполняются ежедневно, круглогодично. Время отхода и прихода судов варьируется в зависимости от погодных условий и наличия грузов в портах. На период штормовой погоды движение судов приостанавливается.
Основным грузом для линии Ванино – Холмск являются железнодорожные вагоны, перевозимые SASCO на основании соглашений, заключаемых с российскими железными дорогами. Двумя паромами (“Сахалин-8” и “Сахалин-9”) также перевозится более 60 тыс. пассажиров в год. Паром “Сахалин-10” является специализированным, перевозит опасные грузы, поэтому не имеет пассажирских помещений и не осуществляет пассажирские перевозки.
Основной проблемой на данный момент является старение паромных судов (самому молодому парому «Сахалин-10» уже 27 лет, остальные ещё старше) и приближение сроков их списания. Из-за ремонтов устаревших судов объем перевозок в последние годы снижается. Инфраструктура, не справляющаяся с грузо- и пассажиропотоком на линии Ванино-Холмск, приводит к конфликтам между перевозчиками. В пик перевозок для транспортировки пассажиров на этом направлении даже приходится привлекать военно-морской флот (БДК “Адмирал Невельской”).
Суда проекта “Сахалин” могут перевозить до 100 пассажиров за рейс, однако, по информации ОАО «Сахалинское морское пароходство», в данное время в связи с изменением категорийности транспортной безопасности пассажировместимость судов типа «Сахалин» после прохождения освидетельствования снижена до 52 пассажиров.
С июня 2017 года для работы на морской линии Ванино-Холмск на ПАО “Амурский судостроительный завод” (АСЗ, Хабаровский край) строятся два парома серии CNF11CPD. Контракты на суда разместило ПАО “Государственная транспортная лизинговая компания”, стоимость каждого, по данным zakupki.gov.ru – 4,936 млрд руб.
Для АСЗ контракт по паромам – первый заказ такого рода. На заводе не скрывают, что многие вопросы приходится решать, что называется, “с колес”. Строительство и проектирование паромов идут практически параллельно. Особенность еще и в том, что АСЗ – исполнитель контракта – согласно документации должен сам искать поставщиков судового оборудования и насыщения, а разработчик-проектант по подтвержденным заводом характеристикам выпускает чертежи и прочую рабочую документацию для оснащения судна. Выбор поставщиков идет по конкурсу, что также не ускоряет процедуру строительства.
По первоначальным планам, закрепленным в Постановлении Правительства РФ и контракте, новые паромы должны быть сданы в конце 2019 года. Однако в сентябре 2018 года Министерство по развитию Дальнего Востока признало, что появились проблемы со строительством паромов для линии Ванино – Холмск, связанные с удорожанием работ, а также с тем, что некоторые производственные компоненты попадают под иностранные санкции.
Если сроки сдачи паромов для линии Ванино-Холмск будут перенесены (а они будут перенесены), это станет действительно серьезной проблемой для Сахалинской области. Мощностей паромов “Сахалин”, которые сейчас работают на переправе, не хватает для современных потребностей региона.
Трутнев: государство должно брать на себя риски при строительстве новых судов на Дальнем Востоке.
“Для бешеной собаки три версты не крюк”.
Есть еще одна проблема, на которую хотелось бы обратить внимание. Доставка грузов на острова, стоимость их транспортировки становятся решающими факторами в развитии территории, особенно в отсутствие на Сахалине и Курилах высокотехнологичных производств. К сожалению, значительная часть контейнерных перевозок на острова в последнее время перенаправлена с порта Ванино Хабаровского края во город Владивосток. В мае 2018 года этот вопрос в рамках заседания Общественного совета регионального Минпромтранса уже обсуждался в Хабаровске. По мнению хабаровчан, в порт Ванино пришли угольщики, и другие грузы их перестали интересовать. Таким образом, происходит удорожание поставок грузов на острова (дешевле доставлять из Ванино), что, в первую очередь, бьет по кошельку сахалинцев и курильчан, и приводит к снижению эффективности островной экономики.
“Шикотан почти не виден”
Курильские острова, несмотря на повышенное внимание федеральных властей и наличие нескольких профильных программ развития, регулярно испытывают проблемы с транспортной доступностью.
Напрямую с Сахалином связаны только центральная и южная часть гряды, куда летают самолеты авиакомпании “Аврора”, и совершает рейсы теплоход “Игорь Фархутдинов”.
Но если до Кунашира и Итурупа все-таки можно добраться (хоть и не без проблем), то сообщение с Парамуширом осуществляется исключительно через Камчатку. Прямых рейсов на Сахалин с Парамушира не существует. На линии Камчатка-Северные Курилы перевозки морским транспортом осуществляются ООО “Сахморфлот” единственным пассажирским судном “Гипанис” (1992 года постройки, судну уже 27 лет).
При этом осенью 2018 года жители острова попали в настоящую транспортную блокаду. Транспортное сообщение между Камчаткой и Парамуширом было приостановлено на неопределенный срок по двум причинам. Первая – теплоход “Гипанис”, получивший 23 сентября повреждение носовой части при швартовке. Вторая причина – временное прекращение перевозок вертолетом. Частная авиакомпания “Витязь-Аэро” отказывалась совершать перелеты между Камчаткой и Парамуширом, пока не будет утвержден новый тариф на пассажирские перевозки (прежний был утвержден в 2015 году). В результате этого, Правительству Сахалинской области в экстренном порядке пришлось решать вопрос с “Витязь-Аэро”, и 27 сентября они договорились о новых тарифах на перевозку пассажиров. Находящейся в ремонте теплоход “Гипанис” вышел на линию Камчатка – Северные Курилы только с 16 октября.
Единственным морским перевозчиком, обеспечивающим пассажирское сообщение между Сахалином и Южными Курилами, является ЗАО “Морская Компания “Сахалин – Курилы”, имеющее в собственности одно пассажирское судно “Игорь Фархутдинов” пассажировместимостью 140 человек.
Возможности пассажирского судна “Игорь Фархутдинов” (1991 года постройки, т.е. судну уже 28 лет) уже практически исчерпаны и в ближайшие годы судно подлежит списанию (информация из Распоряжения Правительства Сахалинской области от 06.11.2013 N 808-р “Об утверждении прогноза социально-экономического развития Сахалинской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов”).
Таким образом, основной проблемой морского сообщения Сахалина с Южными Курилами является наличие только одного пассажирского судна и его физический износ. До недавнего времени на данном направлении морские перевозки осуществляло ещё одно пассажирского судно – “Поларис” (1967 года постройки), приобретенное в 2013 году Правительством Сахалинской области в Мурманске за 140 миллионов рублей (118 млн – стоимость судна , 22 млн – транспортировка на Сахалин) и переданное в аренду перевозчику – ЗАО «Морская компания «Сахалин – Курилы».
Однако в виду плачевного состояния судна совершать рейсы на Курилы ему пришлось не долго. В 2017 году у “Полариса” окончательно вышел из строя главный двигатель. Транспорт был отбуксирован в Пусан, где и находился до последнего времени на хранении. В конце 2018 года “Дирекция по реализации Федеральной программы социально-экономического развития Курильских островов Сахалинской области” в ходе открытого аукциона продала неисправный теплоход за 10,7 миллиона рублей сахалинской компании “Петросах”.
Из-за отсутствия стабильного транспортного сообщения между южными Курилами и Сахалином встает вопрос не только с перевозкой пассажиров, но и с доставкой на острова грузов, в том числе почтовых отправлений. Жители островов уже привыкли к тому, что посылки или письма с материка порой приходится ждать больше месяца, а иногда и три. Почту на острова доставляют и самолетом – почтовые отправления 1 класса и EMS, все остальное – морским транспортом, преимущественно – теплоходом “Игорь Фархутдинов”.
Каждый ремонт “Игоря Фархутдинова” становится для жителей островов испытанием. 7 ноября 2018 года теплоход отправился в Китай на плановый ремонт, и в период его отсутствия морские перевозки с южных Курил стал осуществлять паром “Сахалин-8”. Однако он успел совершить лишь несколько рейсов, был вынужден покинуть линию и вернуться к перевозкам по направлению Ванино – Холмск, где также начались проблемы и скопление вагонов.
Решения проблемы с транспортным сообщением между южными Курилами и Сахалином придется ждать как минимум до конца 2020 года, когда завершится строительство двух новых грузопассажирских судов, которые сегодня строятся в Ленинградской области. Однако нет никаких гарантий, что строительство новых судов завершится в срок.
Таким образом говорить сегодня об устойчивом и безопасном морском сообщении с островами не представляется возможным. Проблемы с перевозками, которые периодически возникают в виду нехватки имеющихся судов и степени их изношенности, решаются по мере поступления. Инициатива потеряна. Сроки строительства паромов переносятся, а стоимость работ дорожает, что вполне предсказуемо на фоне существующей модели российской экономики и качества государственного управления.