Транспортная недоступность Сахалинской области (авиация)
Транспортная недоступность Сахалинской области (морское сообщение)
“Дураки и дороги” – две извечные проблемы нашей страны, которые пытаются разрешить уже несколько веков. Качественных дорог не хватает, новые грозят сделать платными без альтернативы, а рынок пассажирских перевозок остается полудиким.
По информации правительства Сахалинской области, автомобильный транспорт является базовым элементом транспортной системы Сахалинской области. Данный вид транспорта занимает первое место по объемам перевозок пассажиров по области. Ежегодно в области данным видом транспорта перевозится свыше 29 млн. человек, из которых большая часть пассажиров перевозится по городским маршрутам (96 % от числа перевезённых пассажиров ежегодно).
На территории Сахалинской области пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования осуществляются во всех муниципальных образованиях, за исключением муниципального образования “Северо-Курильский городской округ”. В области функционируют городские, пригородные и междугородные маршруты, в том числе 14 межмуниципальных пригородных и междугородных маршрутов.
Автомобильным транспортом в Сахалинской области перевозится около 38 процентов грузов от общего на транспорте, что составляет около 2 млн тонн груза.
В поисках асфальта.
Сахалин занимает одно из последних мест в России по количеству дорог с твердым покрытием. Удельный вес автомобильных дорог с твёрдым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования в регионе составляет (информация из Распоряжения Правительства Сахалинской области от 31.10.2017 N 615-р “Об утверждении прогноза социально-экономического развития Сахалинской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов”) :
– 2015 год – 44,6% (отчётные данные);
– 2016 год – 43,3 % (отчётные данные);
– 2017 год – 44,2% (оценочные данные).
Пока федеральная власть размышляет о строительстве мостового перехода на материк, на Сахалине до сих пор нет асфальтированной дороги с севера на юг, связывающей областной центр с северными нефтегазовыми районами, которые и приносят миллиардные доходы в бюджеты различных уровней.
Почти 74 года прошло с момента окончания Второй Мировой войны и освобождения южного Сахалина от японских милитаристов, а транссахалинская магистраль, протяженностью всего чуть более 800 километров, до сих пор не заасфальтирована. До 2016 года финансирование строительных работ велось “50 на 50”, то есть за счет федерального и областного бюджетов. Начиная с 2018 года деньги на автодорогу выделяет исключительно региональная казна.
По состоянию на начало октября 2018 года, осталось заасфальтировать 276 километров автодороги Южно-Сахалинск-Оха, т.е. около 30% от общей протяженности. В 2018 году уложено более 33 километров нового полотна. При таких темпах строительства понадобится еще около семи лет, чтобы завершить начатое. Как раз к празднованию 80-летия со дня окончания Второй Мировой войны.
До сих пор отсутствует прямое сообщение между городами Корсаков и Анива (далее – Холмск), потоки автотранспорта вынужденно проходят через Южно-Сахалинск. Еще один показательный пример – низкое качество содержания автодороги между населенными пунктами Чехов – Томари, благодаря чему сообщение между населенными пунктами не всегда регулярное.
“Гвоздем программы” работы законодательных органов в Москве стал законопроект, который позволит строить безальтернативные платные дороги на севере страны и может вызвать серьезное осложнение обстановки на местах. Под этот законопроект попадают, в том числе, “острова Охотского моря”, которые мы привыкли называть Курильскими островами и островом Сахалин. Эксперты уже высказывают мнение о том, что идея строительства подобных дорог пролоббирована сырьевыми компаниями.
Косвенное тому подтверждение – выступление министра транспорта Евгения Дитриха в Государственной Думе, где он весьма невнятно проговорил идею строительства автодорог на территории Сахалинской области с участием неких “компаний”.
Пассажирские перевозки.
На рынке пассажирских перевозок до сих пор фиксируется присутствие нелегальных перевозчиков, которые иногда маскируют свою деятельность под “заказные рейсы”, якобы, выполняющиеся не регулярно. Маршруты нелегалов в основном охватывают юг острова Сахалин по направлениям:
- Южно-Сахалинск – Корсаков;
- Южно-Сахалинск – Холмск;
- Южно-Сахалинск – Долинск;
Устойчиво функционирует маршрут “нелегалов” по направлению Ноглики – Оха. Его наличие вызвано отсутствием железнодорожного сообщения с самым северным районом Сахалинской области, отсутствием твердого покрытия на отдельных участках дороги и недостаточным уровнем качества предоставляемых услуг официальным перевозчиком.
Рейды, проводимые совместно правоохранительными и контролирующими органами и спецслужбами, (ГИБДД, УГАДН и пр.) принципиально не влияют на сложившуюся обстановку. Проблема застарелая, тянется десятилетиями, имеет экономические корни, и носит системный характер. Деятельность нелегалов на рынке пассажирских перевозок автотранспортом наносит экономический ущерб экономике региона. От их деятельности страдают автотранспортные предприятия соблюдающие технические требования к состоянию транспорта, налоговое и трудовое законодательство.
Южно-Сахалинск.
В городе проживает более 200 тысяч населения.
В областном центре до сих пор отсутствует отдельное здание “Автовокзала”, где междугородние пассажиры могли бы получать целый спектр услуг (питание, хранение багажа, медицинская помощь, “комната матери и ребенка” и пр.), однако не имеют этой возможности и вынуждены ожидать свой автобус либо на улице, либо на железнодорожном вокзале.
Что касается перевозок муниципальным транспортом. В Южно-Сахалинске автобусы малой вместимости (до 20 пассажиров) целого ряда маршрутов заполнены стоящими пассажирами. Водители автобусов регулярно нарушают ПДД ( ч.1.1 ст.12.14 КоАП “поворот с другого ряда”) которые совершают поворот налево на перекрестке с полосы, предназначенной для движения прямо. Подобные нарушения ПДД практикуют водители вне зависимости от их вместимости. Причин, способствующих этому правонарушению несколько:
- Низкая дисциплина водителей;
- Отсутствие средств контроля за нарушение ПДД на перекрестках;
- Требования к соблюдению графика передвижения на маршруте, который отягощен наличием регулярных заторов в Южно-Сахалинске.
- Недостаточное внимание местной власти к вопросу регулировки дорожного движения с помощью светофорных объектов.
- Не решенные вопросы по строительству новых участков автодорожной сети областного центра, которые могли бы позволить снять напряженность на соседних участках;
- Недостаточное количество мест для парковки личного автотранспорта, который фактически блокирует движение отдельных полос на центральных улицах Южно-Сахалинска.
Подводя итоги можно говорить о том, что строительство новых дорог и укладка твердого покрытия (реконструкция) на уже имеющиеся ведется в крайне недостаточных объемах. На рынке пассажирских перевозок присутствуют нелегалы, тем самым наносится ущерб экономике и безопасности. Отмечаются факты перебоев с поставками моторного топлива в районы. Дорожная инфраструктура, в своем “развитии”, существенно отстает от требований современной экономики – автовокзалов нет, имеются глухие зоны покрытия мобильной связи.
На дорогах отсутствуют безопасные, с точки зрения гигиены, туалеты и душевые комнаты.
Серией публикаций о состоянии транспорта Сахалинской области мы лишь рассмотрели его воздушную, морскую и автомобильную составляющие. В каждой мы увидели комплекс проблем, которые не решаются годами. И вызваны они, скорее всего, общим состоянием экономики страны и качеством государственного управления как на уровне региона, так и на федеральном уровне. Наш прогноз дальнейшего развития ситуации неутешителен.
Пресс-центр сахалинского отделения КПРФ