Депутаты областной Думы рассматривают изменения в бюджет региона, в том числе снижение размера активов АО «Корпорации развития Сахалинской области» (КРСО) и АО «Сахалинского ипотечного агентства». В чем возможная причина таких действий, предложенных региональным Правительством? Рассмотрим на примере КРСО. Предлагаем оперировать сведениями, полученными в ходе работы Комитета по региональной политике Государственной Думы Российской Федерации, в составе которого работает депутат от КПРФ Алексей Корниенко.
Мы уже публиковали отчёт Корпорации за 2016 и обратили внимание на то, что в его тексте отсутствуют некоторые принципиальные моменты жизни КРСО, а руководитель, предоставивший эти сведения депутатам, фактически ввел в заблуждение законодательный орган, «забыв» упомянуть неприятные моменты своей деятельности. В отчете рассказывается лишь о «достижениях» и нет ни одного слова о недостатках и недоработках.
Ссылка по теме: Официальный отчет о деятельности АО «Корпорация развития Сахалинской области»
АО «Корпорация развития Сахалинской области» создана в сентябре 2015 года по распоряжению Правительства. Тогда была четко обозначена цель ее организации – «стимулирование инвестиционной деятельности и обеспечение роста экономики региона по приоритетным направлениям». Похоже, решили строить на островах «Дубай». И слава всевышнему! На эти цели было предусмотрено 25% расходов бюджета региона, а именно 50 млрд 200 млн рублей.
В совете директоров сегодня значатся на сайте АО:
Алексей БЕЛИК, исполняющий обязанности председателя Правительства Сахалинской области – Председатель Совета директоров;
Анатолий МАКОЕДОВ, заместитель председателя Правительства Сахалинской области;
Антон ЗАЙЦЕВ, заместитель председателя Правительства Сахалинской области;
Ольга ЛОПАТИНА, заместитель министра финансов Сахалинской области;
Михаил КУЗЬМЕНКО, министр сельского хозяйства Сахалинской области;
Инна ПАВЛЕНКО, министр торговли и продовольствия Сахалинской области.
Ссылка по теме: Сахалинский бюджет – правительство не дает публичных комментариев
С момента создания Корпорации ее преследовали недочеты и недоработки. Тогда в документах стратегического планирования Сахалинской области отсутствовали качественные показатели, которые должны были характеризовать достижения той самой цели «развития». Как и отсутствовали сроки их реализации. Полагаем, не были прописаны и фамилии ответственных лиц.
Да, в своей Стратегии развития Правительство определило перечень приоритетных направлений:
– содействие модернизации производства и его структурной перестройке;
– повышение конкурентноспособности промышленности;
– ускоренное инновационное развитие важнейших секторов экономики;
– становление инновационных отраслей и производств. Но, в этой Стратегии не определены результаты, которые острова могли бы достичь за счет Корпорации. Инструмент развития остался в стороне.
Деньги Корпорации поделили следующим образом:
– Развитие сельского хозяйства – более 11 млрд;
– Экономическое развитие и инновационная политика Сахалинской области – более 38 млрд рублей.
Играли по своим правилам?
С момента создания Корпорации (более шести месяцев), единственным акционером которой выступает Министерство имущественных и земельных отношений (МИЗО), отсутствовали нормативные акты, которые определяют порядок отбора инвестиционных проектов, и которые могла бы финансировать Корпорация. В отсутствие этих нормативных документов, в конце 2015 года, оперативно стартует реализация строительства МЕГА-фермы компании «Грин Агро Сахалин».
Общий перечень инвестиционных проектов, предусмотренных к финансированию Корпорацией до 30 июня 2016 года не был утвержден в Правительстве, которое возглавляла Вера Щербина. Это не мешает чиновникам (совет директоров) в феврале 2016 года принять решение о начале финансирования проекта строительства второй очереди свиноводческого комплекса «Мерси Агро Сахалин», причем на основании поручений Губернатора Олега Кожемяко от 3 ноября 2015 года за номером 87-ПП, в котором признано целесообразным участие региона в этом проекте.
Специалисты говорят о том, что планирование МИЗО и Министерством инвестиций размера предоставленных в 2015 году бюджетных инвестиций (более 50 млрд рублей) осуществлено без учета реальной потребности юридических лиц.
Спустя два года с момента создания Корпорации, на 1 июля 2017 года, лишь 6 млрд 425 млн рублей (или 13%) объема активов Корпорации было направлено на финансирование инвестпроектов Сахалинской области, а 15 млрд (30%) ушли нецелевым образом в соседний Фонд развития ДВФО.
В 2017 году между Корпорацией и АО «Фонд развития Дальнего Востока и Забайкальского края» подписываются договора (№№ 20 и 21) займов, в которых сахалинские деньги принимают участие в финансировании целого ряда проектов – Дальневосточный гектар, проекта Русгидро по строительству ГРЭС-2, по разработке Аммамского месторождения на Чукотке, Находкинского завода минеральных удобрений, и строительства паромов. Тем не менее, особо оговаривается, что займ «нецелевой». Более того, в договорах отсутствует обеспечение по исполнению обязательств Фонда. Передали и передали. А что с возвратом? На этот вопрос не могут ответить министры даже сегодня.
Заключенные договора позволили Фонду профинансировать проекты «Почта Банка» и «Сбербанка России» на общую сумму 3 млрд рублей или 20% от всей суммы, которую предоставила Корпорация.
Остаток денег находился на специальном счете во Внешэкономбанке, который был открыт в конце 2014 года.
Отмечены некоторые несоответствия во взаимодействиях между Правительством и Корпорацией.
С 15 февраля 2016 года федеральным законодательством предусматривается:
– запрет на приобретение валюты теми участниками хозяйственной деятельности, не являющиеся ГУПами и МУПами, которые получают поддержку бюджета, за исключением закупок высокотехнологичного оборудования;
– запрет на предоставление средств тем компаниям, которые могут иметь свои активы в офшорах, доля которых в уставном капитале превышает 50%;
В соглашения между Правительством и Корпорацией («О предоставлении АО бюджетных инвестиций» и «Об участии Сахалинской области в собственности субъекта инвестиций»), которые ранее были заключены в конце 2015 года, эти изменения не были своевременно внесены.
Правительство СО в конце 2015 года выпускает постановление №234, в котором утверждаются требования к заключаемым договорам с получателями денег бюджета от Корпорации. Позже, нарушая этот документ, в последующих соглашениях отсутствуют показатели результативности, формы отчета использования денег и мер ответственности самой Корпорации за неисполнение обязательств.
Доходит до смешного, текст договора между МИЗО и Корпорацией №1/15 от 16 декабря 2015 года расходится друг с другом. В экземпляре Корпорации объем денег, предоставленных областным бюджетом, вообще не указан, а в экземпляре МИЗО указана сумма в 50 млрд рублей. Форме отчета об использовании денег не предусматривала графы об остатках бюджетных инвестиций.
Сахалинских чиновников не интересует «Стимулирование инвестиционной деятельности и обеспечение роста экономики региона по приоритетным направлениям». Это понятие не входит в состав показателей результативности соглашений между Корпорацией и Правительством. Показатель проявил себя лишь в 2017 году, но и тогда он не определил итог, при котором цель будет достигнута.
Анархия – мать инвестиций.
В Корпорации работала ревизионная комиссия в составе трех человек – Директор департамента финансового контроля минфина, директор департамента развития предпринимательства минэкономразвития, ведущий специалист отдела МИЗО. Комиссия не выполнила свои обязанности: не проводила аудит финансово-хозяйственной деятельности, не проводила ревизию бухотчетности и достоверности данных годового отчета Корпорации.
Совет директоров, в который входят высокопоставленные чиновники областного Правительства обязаны исполнять указания МИЗО по порядку голосования на своих заседаниях. На деле:
– в 2016 году голосование проходило в соответствии с директивами министерства лишь в 9 из 15 случаев.
– с января по июль 2017 года лишь на 6 из 10 заседаниях.
Самое странное совпадение, итоги голосования по повестке иногда совпадали с требованием государства в лице министерства, но не в случае, когда решалась судьба участия Корпорации в проекте ООО «Грин Агро Сахалин».
Директива предписывала голосовать чиновникам ЗА участие в этом проекте, а ход процедуры привел к решению ПРОТИВ. Возможно, специалисты опасались каких-либо последствий. Иногда требование МИЗО голосовать ЗА на других заседаниях выливалось в позицию ВОЗДЕРЖАЛСЯ. В общем, в совете директоров не наблюдалось единой позиции по вопросам развития Корпорации. Хотя собственник един.
Корпоративные документы КРСО имели недостатки, которые отнесли к «техническим». Например – некорректное (в народе – неверное) отражение показателей эффективности использования бюджетных денег. А в бизнес-плане на 2017-2019 годы показатели эффективности деятельности не были увязаны с аналогичными в документах стратегического планирования Правительства Российской Федерации и не характеризуют достижение основной цели создания Корпорации как «обеспечение высокого уровня социально-экономического развития и роста конкурентноспособности экономики Сахалинской области». Забыли упомянуть или цель была иная?
«Экономический рост» был замечен в аппарате управления.
По состоянию на 2017 год, штатное расписание КРСО включает в себя 28 должностей различного уровня, фактически работало 15-17 сотрудников (в 2016 году – 13-14 человек). Несмотря на то, что увеличение сотрудников было незначительным, рост расходов на персонал с 2016 по 2017 годы составил 80% о составил более 79 млн рублей.
Госзакупки – отдельная «песня».
На 2017 год в КРСО действовала уже третья редакция «Положения о закупках» и, в самом начале ее деятельности в 2015 и 2016 годах, в этом документе отсутствовал порядок обоснования максимальных цен в договорах, с помощью которого могли минимизировать необоснованное расходование средств. Могли, но не имели.
Еще одна небольшая «шалость». Совет директоров Корпорации (читай – руководство области) все же смог прописать перечень тех случаев, когда КРСО позволено заключать договора у единственного поставщика, в том числе сюда вошли все закупки до 500 тыс рублей. По версии ФАС такое возможно, если в сегменте закупок нет конкуренции (или она низкая), или в случае катаклизма мирового масштаба (ЧС). Но, Совет директоров счел возможным позволить Корпорации заключать с единственным поставщиком договора:
– аренды транспорта;
– с нотариусами и адвокатами;
– на ремонты и строительство;
– услуги консультантов и пр.
За проверяемый период деятельности Корпорации лишь четыре закупки из 459 были осуществлены с применением конкурентных процедур. Причем в КРСО была создана Единая закупочная комиссия из пяти человек, а положение о ней не было утверждено на протяжении почти двух лет. Есть еще целый ряд нарушений в части ведения закупочной деятельности, которые стали известны специалистам, в том числе и нарушение сроков размещения информации.
Вишенка на торте.
Вернемся к проектам, которые финансируются Корпорацией.
Порядок рассмотрения инвестиционных проектов для включения в Перечень и рекомендуемых к финансированию из средств КРСО утвержден Правительством в мае 2016 года. В нарушение пункта 5 Порядка, в отсутствие положительных заключений госэкспертизы на проектную документацию (сюда входит смета !!!) межведомственной комиссией по господдержке инвестиций рекомендованы к финансированию проекты: ООО «Восточной горнорудной компании», ООО «Грин Агро Сахалин», «СТК Горный воздух», АО «Совхоз Корсаковский», АО «Мерси Агро Сахалин» и др.
Проверкой выявлены риски реализации проектов «СТК «Горный воздух», «Мерси Агро Сахалин», и «Грин Агро Сахалин», потому как решения об их финансировании Корпорацией на общую суммы свыше 14 млрд рублей были приняты без утвержденных планов развития, планов реализации по созданию инфраструктуры, проектов планировки ТОР «Горный воздух» и «Южная».
Заложники иллюзий.
Слушая все эти истории о становлении и работе Корпорации нас преследовала одна, назойливая как муха, мысль – Корпорация создавалась не совсем в спешке, однако документы, регламентирующие ее работу, находились в запущенном состоянии. Возможно чиновники торопились и пытались застолбить миллиардные потоки денег за избранными проектами.
Формы отчета субъектов экономической деятельности и «развития» региона (именно Корпорации) предоставляемые депутатам облдумы, требуют более пристального внимания, ввиду их неполноценности. Отчет не позволяет получать полную картину происходящего, а ведь «играют» суммами, сопоставимыми с бюджетами отдельных регионов.
Контрольно-счетная палата Сахалинской области проведет проверку использования государственных средств АО “Мерси Агро Сахалин” за 2017, 2018 и частью 2019 года. Срок – май-июль. Очень надеемся, аудиторы будут использовать сведения, которые уже находятся на федеральном уровне, и ее результаты будут действительно объективны и независимы.