Да, ни много и не мало! Под таким сухим заголовком мы сегодня рассматриваем состояние островной медицины. Оценивать ее можно по-разному, с точки зрения обывателя и с точки зрения эксперта. Почему пациенту трудно, или невозможно попасть к специалисту, кто виноват в том, что в коридорах лечебного учреждения скопилась очередь? Как оказалось, на эти простые вопросы у всех есть ответы. У обывателя свои, у специалистов есть профессиональная версия, а у чиновников всегда имеются в запасе весомые аргументы, подкрепленные инструкциями и интуицией, предсказывающей опасность.
Обыватель: «Как закалялась сталь!»
Здесь все просто. Скандал в поликлинике №1 и столпотворение больных у окна регистратуры неожиданно попали на страницы прессы. Действительно, если ты сегодня ночью оказался в сосудистом центре областной больницы и тебе рекомендовали обратиться к кардиологу – сделать это в данном учреждении не получится, талонов нет.
Направление на обследование? Выпишут, в соседнем кабинете печать. Ох, а печати сегодня нет. Зайдите завтра. «Вы издеваетесь? – Нет», и такие красивые глаза на тебя смотрят…
Та же самая сложность с окулистом, с неврологом. Сменить терапевта, если ты не удовлетворён качеством оказания услуги (о, Боже) весьма сложно – нагрузка к «хорошему» врачу велика и доктор попросту не сможет обслужить дополнительный поток пациентов. Там, в стенах кабинета, любят сочинять, записывая в карту такие твои жалобы, что ты начинаешь подозревать уже себя в выпадении памяти и прогрессирующем склерозе – я этого не говорил, и живот у меня мягкий и голова твердая!
О смене лечебного учреждения речи вообще не идет, в противном случае поликлиника окажется совсем пустой.
Подготовить себя к операции совсем не просто, необходимо попасть к терапевту, чтобы он тебя перенаправил к хирургу, который направит на анализы, после ты вернешься к доктору и он, вновь, отправит тебя к терапевту за результатом – вот так оптимизированно это происходит. На этом квест не закончен, по ходу этой пьесы выясняется, что анализы не все, бегом бежим и договариваемся о внеочередной и срочной их сдаче. А по прибытии к хирургу соседнее лечебное учреждение, куда ты был записан на плановое и хирургическое вмешательство, выясняется – «вас здесь не стояло», три месяца ожидания коту под хвост, запись пропала и нам делают одолжение, втискивая в плотный график на ближайшую неделю. Уфф, пронесло.
А еще есть зубной, к которому невозможно опасть ни старому, ни молодому. А еще один аппарат покажет пневмонию, а соседний – нет.
Любой начинающий или опытный больной дополнит наш пересказ, который мы останавливаем во избежание перерасхода бумаги.
Ссылка по теме: Претензии к сахалинскому минздраву имеет прокуратура
Чиновник: «Вопросы надо решать точечно!» или «Так сегодня получилось».
Эта часть нашего повествования будет самой короткой, они типовая. Тесты релизов сахалинского минздрава попадают на страницы СМИ регулярно, благо оплата за это поступает вовремя и нам, за наши деньги, рассказывают какие замечательные результаты достигнуты в сфере здравоохранения. Очереди в поликлинике? Это случайность, так получилось. В общем, на этом все.
«Случайные люди» или «Не сталкивайте нас лбами!»
Эта часть нашего повествования заслуживает особого внимания, тем более, что она написана в результате кропотливой работы экспертов, волею случая оказавшихся между «молотом» (минздравом) и «наковальней» (пациентом). Она скучна и насыщена суровыми терминами. Менять мы ее не станем принципиально, в надежде на то, что этот раздел прочтет главный по всему нашему здоровью Вероника Скворцова. Для министра витиеватый слог будет прозрачен и понятен, а ты, наш терпеливый читатель, прошедший суровую школу ожидания у регистратуры, смирись и потерпи. Мы верим, ты сможешь!
Часть регламентирующая и законодательная. Итак, поехали…
Реализация целей развития системы здравоохранения предполагает решение приоритетных задач, которые регламентированы законодательными, нормативно-правовыми актами.
Руководствуясь распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2599-р “Об утверждении плана мероприятий (“дорожной карты”) “Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения”, приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.12.2012 № 1706 “Об утверждении методических рекомендаций по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий (“дорожных карт”) “Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в субъекте Российской Федерации”, Распоряжением Правительства Сахалинской области от 03.07.2014г. № 361-р «Об утверждении Плана мероприятий (“дорожной карты”) “Изменения, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Сахалинской области на период 2013 – 2018 годов” (с изменениями от 16.11.2017г.) определена программа развития здравоохранения региона, где главным направлением совершенствования организации здравоохранения определено обеспечение целостности отрасли за счет планирования развития системы на основе анализа. (На основе АНАЛИЗА!!! – прим ред)
В рамках государственной политики поставлены цели, задачи – снижение смертности, формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки, определены планы для их реализации.
В данном Распоряжении оптимизация, реструктуризация медицинских учреждений нацелена на конечные результаты: повышение качества медицинской помощи, достижение доступности и равнодоступности медицинской помощи в рамках трехуровневой системы маршрутизации пациентов, для обеспечения государственных гарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи населению.
Дальнейшее развитие здравоохранения регламентировано Указом Президента РФ от 07.05.2018г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Национальным проектом «Здравоохранения».
«А давайте дружить квартирами? Нет, лучше домами!»
К сожалению, проводимая в последние годы реструктуризация медицинских организаций (вернее, перекраивание созданной структуры здравоохранения региона) Министерством здравоохранения Сахалинской области идет вразрез регламентированных законодательных и нормативных актов, игнорируется системный подход в развитии областного здравоохранения.
Несколько примеров.
Присоединение ГБУЗ «Поликлиника № 7» к ГБУЗ «Городская больница им. Ф.С. Анкудинова».
Приказом Минздрава России от 15.05.2012г. № 543н (с изменениями на 30 марта 2018 года) «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи. Поликлиника оказывает первичную специализированную медико-санитарная помощь.
ГБУЗ «Городская больница» в рамках приказа от 02.12.2014г. № 796н «Об утверждении Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи» является многопрофильным учреждением для оказания стационарной медицинской помощи.
Задачи медицинских организаций совершенно разные. Какие конечные результаты преследовал Минздрав СО данным присоединением обозначены не были, а, соответственно оценить их на сегодняшний день не представляется возможным.
Ссылка по теме: «Шило на мыло» споры вокруг городской гинекологии продолжаются
«Сольем в экстазе роддом и горбольницу!»
Следующий пример «перекраивания» – разрушение специализированного учреждения ГБУЗ «Городской родильный дом города Южно-Сахалинска». Сценарий тот же. Без учета мнения общественности и специалистов, главное – без экономических и аналитических расчетов, поставленных целей, единолично начата процедура присоединения и перемещения подразделений ГБУЗ «Городской родильный дом города Южно-Сахалинска» к ГБУЗ «Городская больница им. Ф.С. Анкудинова».
Существует в медицине понятие «доказательная медицина». На основе научных исследований, ретроспективного анализа и другиз важных аналитических моментов принимаются те или иные решения. Обязательным условием принимаемых решений является результат проводимых преобразований.
Централизация служб имеет несомненные преимущества при решении определенных задач (В. И. Скворцова).
Это – экономическая эффективность, повышение качества предоставляемой медицинской помощи за счет возможности оснащения централизованной структуры современным высокоинформативным оборудованием, внедрения современных диагностических и лечебных методов, концентрация квалифицированных медицинских кадров, возможность взаимозаменяемости. Мнение коллег расширяет возможность профессионального подхода к принятию решений о ведении пациентов. Решаются проблемы кадрового обеспечения, за счет концентрации врачей-специалистов в одном учреждении, возможности безболезненной их замены на время отпусков и учеб. Результат – улучшение доступности и качества медицинской помощи.
Тем не менее, Минздравом Сахалинской области принимается абсолютно полярное установленным доказанным истинам решение.
Как ранее было обозначено, Распоряжением Правительства Сахалинской области от 03.07.2014г. № 361-р «Об утверждении Плана мероприятий (“дорожной карты”) “Изменения, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Сахалинской области на период 2013 – 2018 годов” была сформирована структура здравоохранения региона.
Данным распоряжением ГБУЗ «Консультативно-диагностический центр города Южно-Сахалинска» представляет второй межмуниципальный уровень в трехуровневой системе оказания медицинской помощи. Перед Центром поставлена задача по выполнению функции головного учреждения в системе диагностических служб региона. С целью снижения смертности населения от основных причин и обеспечения равнодоступности к высокоточным методам диагностики и лечения, в Центре планировалось открытие специализованных лечебно-диагностических служб. Уже зарекомендовали себя Центр лучевой диагностики, Центр по диагностике заболеваний молочной железы. Но, к сожалению, на этом реструктуризация учреждения закончилась.
Очередное слияние с разрушительным итогом – скрещивание удава и ежа.
Распоряжением Министерства здравоохранения Сахалинской области от 25.04.2016г. № 513-р «О реорганизации Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Сахалинской области «Консультативно-диагностический центр города Южно-Сахалинска» путем присоединения к нему Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Сахалинской области «Городская поликлиника №1 города Южно-Сахалинска» к ГБУЗ КДЦ была механически присоединена поликлиника №1. В очередной раз, распоряжение было издано без общественного обсуждения, без учета мнений обоих коллективов, без анализа и обоснований. Работниками министерства не проводилось коллегиального обсуждения с коллективами. Какие цели, задачи стояли перед коллективами не обозначались, к каким результатам приведет данное распоряжение не анализировалось и не обсуждалось.
Учреждения относятся к разным уровням учреждений по оказанию медицинской помощи. Территориальная поликлиника №1 – первый уровень; ГБУЗ КДЦ – второй.
Распределение медицинских учреждений по уровням несет за собой выполнение разных задач, разный способ формирования государственных заданий по предоставлению бесплатной медицинской помощи, разный способ оплаты государственного задания в системе обязательного медицинского страхования.
Второй межмуниципальный уровень ГБУЗ КДЦ обязывает обеспечить медицинскую помощь пациентам не только города, но и прилегающих территорий области и региона в целом. Поэтому способ оплаты за предоставления медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования определен иной: оплата за медицинские услуги и посещения.
В территориальных поликлиниках принято за основу подушевое финансирование.
Финансы, заработанные за предоставление медицинских услуг, непосредственно ГБУЗ КДЦ, идут дополнительно на финансирование подушевого финансирования территориальной поликлиники №1.
Врачебные кадры ГБУЗ КДЦ легли на обеспеченность специалистами территориальной поликлиники. Материально-техническая база, которая должна обеспечить равнодоступность для всего населения, также легла, в основном, на приписное население территориальной поликлиники №1. По сути, это привело к нарушению прав пациентов других территориальных поликлиник. Разрушаются структура территориальной поликлиники, ее жизнеобеспечение. Равно в стагнации, если не в регрессии находится Консультативно-диагностический центр.
Предпринятые попытки коллективом Консультативно-диагностического центра вызвать на обсуждение данного вопроса работников министерства с целью приведение в соответствие работу Центра, не принесли никакого результата. Работниками министерства была проведена формальная, безрезультатная проверка.
Со времени принятия Распоряжения прошло более двух лет. Каковы изменения произошли в работе двух учреждений?
С начала присоединения в поликлинике №1 закрыт дневной стационар. Для пациентов территориальной поликлиники используются койки дневного стационара Центра, которые были расчитаны на оказание специализированной медицинской помощи пациентам (заболевания сердечно-сосудистой системы – ведущей причины смертности, заболевания нервной системы) всего города. В ГБУЗ КДЦ закрыто физиотерапевтическое отделение. Это породило многочисленные жалобы со стороны пациентов, от которых министерство формально отписывалось. Планируемые мероприятия по развитию лечебно-диагностических центров, направленные на снижению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, от желудочно-кишечных заболеваний (в том числе, от онкологической патологии), создание группы анестезиологии для проведения эндоскопических исследований и другие так и не открылись. Консультативные приемы врачей диагностического центра превратились в обыкновенные приемы пациентов первой поликлиники, что привело к снижению доступности медицинской помощи для пациентов других территориальных поликлиник, невозможности проведения углубленной диагностики.
Неадекватное управленческое решение привело к разрушению структуры Центра, поэтому Центр не выполняет поставленные перед ним цели и задачи.
В реалиях сегодняшнего дня, именно, диагностические центры, которые являются вторым уровнем в системе диагностических служб, должны взять на себя раннюю диагностику онкологических заболеваний за счет внедрения высокоинформативных диагностических технологий, углубленную диагностику сердечно-сосудистых заболеваний для принятия своевремнных мер по предупреждению сосудистых катастроф, приводящих к смертности и инвалидности населения (Национальный проект «Здравоохранение», Национальная стратегия по борьбе с онкологическими заболеваниями на долгосрочный период до 2030 года).
«Должны, но не обязаны!»
Результативность и эффективность деятельности системы здравоохранения обеспечивают медицинские кадры. Но, даже в условиях городской черты в медицинских учреждениях гарантированные объемы медицинской помощи, к сожалению, несбалансированы с этой важной ресурсной составляющей. В условиях одноканального финансирования и принятых способах финансирования в условиях ОМС (подушевое финансирование) нарушается один из главных принципов – равнодоступность медицинской помощи.
Население города не в равной степени получает медицинскую помощь в территориальных поликлиниках, поскольку материально-техническая база, включая кадровый потенциал, территориальных поликлиник неравнозначная.
Проведение глубокого анализа организации медицинской помощи на всех этапах ее оказания в рамках медицинских стандартов (протоколов ведения больных), утвержденных Министерством здравоохранения РФ: – наличием и уровнем квалификации медицинских кадров, наличием медицинских технологий для обеспечения функционала системы здравоохранения, маршрутизация пациентов, – прямая прерогатива минздрава Сахалинской области.
«Не могем, а можим!»
Тем не менее, анализом механизмов, которые реализует права на доступность медицинской помощи населением региона МЗ СО не занимается. Проводятся бессистемные закупки оборудования, обеспечение кадрами медицинских организаций возложена на руководителей учреждений, ответственность за состоянием демографической ситуации (!) тоже возложена на руководителей медицинских организаций.
Внедренный МЗ СО эффективный контракт для оценки деятельности главных врачей, мягко сказать, – некорректный. Результат фиктивной оценки – уволено 12 руководителей медучреждений области.
Более двух лет в области внедряется МИС «Барс». Медицинскими работниками неоднократно заявлялось о несостоятельности этой системы в том виде, в котором она «существует». Ненадежна, практически не интегрируется с другими информационными системами (медицинские работники работают в нескольких информационных системах по одним и тем же формам отчетов), затратна по времени ее использования (особенно это актуально на приеме у врача), нет необходимых модулей (ведение электронной карты пациента заключается только в печатании врачами дневников приема) и т.д.
Каким образом будет внедряться Федеральный проект (Национальный проект «Здравоохрнение») по созданию единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) в Сахалинской области трудно представить.
«Победить хворь на бумаге!»
Вопиющий факт – подделка МЗ СО статистической информации по состоянию смертности населения Сахалинской области. Используя силовые методы (запрещено организациям и врачам выставлять причину смертности от болезней системы кровообращения) Минздрав СО «добился» снижение данного показателя до 319,0 на 100 тыс. населения в 2017 году.
В рамках Национального проекта «Здравоохранение» определены основные результаты, которые необходимо достигнуть при реализации проекта. Одним из них является снижение смертности от болезней кровообращения с 587,6 в 2017 году до 450 случаев на 100 тысяч населения только к 2024 году (а на Сахалине уже в 2017 году – 319,0!).
При высоком показателе общей смертности, разумеется, смертность стала регистрироваться в других классах болезней (пищеварение, неврология).
Уровень здоровья населения является основополагающим в здравоохранении. Направленность мер общественного здравоохранения (планирование) основывается, в первую очередь, на статистике причин смертности. Получается, в Сахалинской области нет обеспокоенности за состоянием смертности от болезней системы кровообращения? Цель, поставленная Федеральным проектом – борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахалинским минздравом «выполнена досрочно».
Дальнейшее планирование мероприятий по снижению смертности от болезней системы кровообращения в регионе не заслуживают внимания. Вот к чему может привести фальсификация, поддделка статистической информации, которая влечет за собой ответственность, установленную ст. 13.19 Кодекса РФ об административных нарушениях.
Примеров неадекватного, бездоказательного «системного совершенствования» здравоохранения Сахалинской области множество. Ими пестрят СМИ, они обсуждаются в кругах медицинской общественности.
Принципы разделения, принуждения, противостояния никогда не приводили к положительным результатам. К сожалению, именно этими принципами руководствуется Министерство здравоохранения Сахалинской области. Это не приводит к решению проблем по улучшению качества и доступности медицинской помощи населения Сахалинской области, дискредитирует медицинские коллективы перед населением островного региона.
Заканчивая марафон…
Работая над этим материалом, мы ощутили всеобщую усталость от сахалинского минздрава. Устали от него буквально все! Устали пациенты в очередях и в кабинетах, устали доктора и заведующие. У всех одна надежда, надежда на то, что наш материал прочтет Вероника Скворцова, пока она еще министр здравоохранения всея Руси. Вдруг? А может и не вдруг, Москва далече и проблемы острова в тумане не всегда видны. Ведь даже министр «развития» ДВФО проводит свои приемы в столице, им там как-то виднее…