Уже более двадцати лет в России спорят о необходимости заключения «Соглашений о разделе продукции», их эффективности и пользе для экономики Сахалинской области. Мнений более чем достаточно, однако среди них мы не встречали одного, весьма занимательного аспекта – существует ли доля добываемых углеводородов, которая принадлежит субъекту Российской Федерации, Сахалинской области? В распоряжении редакции оказался уникальный документ, написанный выпускником инженерно-экономического факультета Московского института нефтехимической и газовой промышленности им И.М. Губкина, жителем островного региона Андреем Кузминым, имеющего богатый практический опыт работы.
Что мы знаем о СРП и проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2», которые у всех на слуху, и которые с придыханием и благодарностью вспоминают все причастные к «освоению» денег, полученных от продажи добытых нефти и газа? Мы знаем – существенная часть бюджета региона формируется благодаря продаже сырья за границу, а с момента начала активного этапа добычи и реализации сырья (примерно с 2012 года), общие расходы сахалинского бюджета уже превысили сакральную цифру «триллион». Однако, на островах так и не смогли построить «Эмираты», экономика не встала с колен, не совершила качественный переход от сырьевого придатка к успешной экономике высоких переделов. Причин тому великое множество, объективных и не очень.
На сегодня главное то, что наполняемость островного бюджета имеет тенденции к снижению, регион имеет неосторожность остаться один-на-один с многочисленными социальными льготами, которые не решали проблему бедности, а лишь консервировали ее. И только призрачный шанс «разбогатеть», выйти из-под зависимости продаж нефти и газа, повысив реальные доходы наших сограждан остается не замеченным – это управление натуральной долей добытых углеводородов, которая принадлежит островам, которую никто не видел, и которая существует, по мнению Андрея Кузьмина.
Мы предприняли попытку изложить доводы эксперта, и вот что у нас получилось.
“Я за машину Родину продал” (С)
При освоении нефтегазовых ресурсов на территории Сахалинской области имеются признаки нанесения вреда государственным интересам Российской Федерации, в том числе в сфере обороноспособности при получении продуктов передела нефти для нужд военно-промышленного комплекса. В интересах страны Правительство РФ, при подготовке СРП «Сахалин-1», в отличие от «Сахалин-2», отказалось от транспортной составляющей, и предоставило консорциуму право на строительство нефтеперерабатывающих и нефтегазохимических заводов в Сахалинской области. Шаг логичный, оправданный, определяющий развитие производственных сил на островах.
Такое решение должно было обеспечить поступление ракетных и арктических видов топлива и присадок, содержащихся в уникальной по свойствам нефти месторождения Одопту. На фоне заявленного освоения Арктики и строительства космодрома в соседнем регионе переоценить его сложно.
К слову, это обстоятельство разрушает в принципе аргументы Минэнерго Правительства России, которое считает, что строительство сахалинского НПЗ не имеет должного экономического обоснования – якобы в регионе отсутствует необходимый рынок сбыта бензинов и дизельного топлива.
Позднее, нарушив условия СРП «Сахалин-1», Консорциум предлагает включить в проект вопрос транспортировки (вывоза) углеводородов с территории Сахалинской области до пункта Де Кастри Хабаровского края. А Уполномоченный Государственный Орган (УГО), который призван соблюдать и отслеживать выполнение условий СРП, такое предложение Консорциума поддержал. В итоге был создан канал для экспорта сырой нефти и вывоза ее отдельных составляющих, имеющих стратегическую ценность, за рубеж. Вполне вероятно, что отказ в строительстве НПЗ на Сахалине имеет под собой именно эту основу – оправдание вывоза добытого сырья.
Сегодня Правительство Российской Федерации, нарушив условия СРП о раздельном заборе и реализации углеводородов, перехода добытых объемов сырья в точке их отгрузке с буровой «Ястреб» в распоряжение страны, покупке Консорциумом углеводородов, распределяемых в собственность России, до сих пор не установило кто распоряжается этой долей, сырье не принимают в собственность РФ и так далее – отсутствует полное сопровождение и учет.
А Правительством Сахалинской области отрицается действие договоров между Правительством РФ и администрацией региона о распределении государственной доли углеводородов по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2» и, соответственно, не осуществляется официальная приемка в собственность доли углеводородов, в том числе и для нефтегазохимического комплекса.
Как следствие, правительство Сахалинской области не резервирует земельный участок для строительства НПЗ, нет реальных инвесторов, которые должны стоять в очереди в коридорах ПСО, и которые могли привезти уникальные технологии, создать высокооплачиваемые рабочие места и мультипликативный эффект для всего региона в обмен на «бочку нефти».
Реализация положений СРП, сегодня, оценивается обществом по одному критерию – сколько денег получит бюджет, как распределить эти доходы между регионом и федеральным центром. Совершенно упущен аспект строительства высокотехнологичных предприятий, причем на территории региона, который лишен их присутствия в принципе. Правительство плетется в хвосте событий, пытаясь сегодня и сейчас распределить поступающие средства от продажи нефти и газа. Министерства и ведомства перестают быть субъектами экономической деятельности и теряют статус регулятора. А государство попросту теряет стратегически важное сырье. Случай не единичный, демонстрирующий ущербность экономической политики в целом.
Продолжение следует…