Совместный российско-белорусский проект молочно-товарной фермы в селе Раздольное, в составе ТОР “Южная”, рискует обанкротиться благодаря уверенной позиции профильного министерства, которое не спешит реализовывать финальную его часть – строительство перерабатывающих мощностей. Таким образом трехмиллиардный проект может “за копейки” достаться частнику.
Сахалинцы уже привыкли к критике сельскохозяйственных проектов, которые были заложены в последние три-четыре года. Основная претензия находится в области экологии и обеспечении безопасного проживания граждан. Свинарник отравляет воду Анивского залива, работает без разрешительной документации и необходимых мощностей очистных сооружений. Коровник, расположенный в том же районе, вываливает навоз на поля, сливает зловонную жижу в канавы, и заставляет вдыхать эти “ароматы” жителей соседнего поселка. О многочисленных нарушениях, выявленных в ходе проверки аудиторами КСП, мы можем говорить долго.
В общем, ТОР “Южная” оказалась комплексно недоделанная, как тот полуфабрикат. Причем в эти проекты влиты серьезные деньги Корпорации развития Сахалинской области, активы которой накачивали из средств областного бюджета. Недоделанная “Южная”…за исключением молочно-товарной фермы в селе Разольное, Корсаковского района. Казалось бы.
О масштабах и уровне проекта говорят многочисленные публикации, которые придают его “отцу”, губернатору Олегу Кожемяко вес деятеля международного масштаба:
– “Возводимая в селе Раздольном Корсаковского района молочно-товарная ферма – совместный проект России и Беларуси” – напомнил глава островного региона;
– “В прошлом году положительную оценку ему дали главы двух государств – Владимир Путин и Александр Лукашенко” – повторяет местное СМИ.
А Президент Белоруссии заявил в 2019 году, что Кожемяко в Приморье ненадолго. Видимо уверенный в высокой квалификации этого политического деятеля, который “успешно” работает на селе.
В Раздольном действительно постарались все, проект довели до ума, коровы дают молоко, телята растут, поля распахиваются и сочные корма обеспечивают круглогодичное производство питательного продукта.
Возможно проект удался благодаря вниманию президентов двух дружественных стран России и Белоруссии. Закуплено племенное стадо, поставлено современное оборудование раздачи кормов, уборки помещений, компьютеризированная дойка, поля для выращивания кормов. Чтобы понять всю сложность этих мероприятий достаточно лишь коснуться одного их сегмента – мелиорации. Это обустройство полей профиля как “яичечко”, отвод излишней влаги с помощью дренажных сооружений и необычных канав, строительство мостов и подъездных путей. В этих вопросах сахалинские мелиораторы дадут существенную фору дорожным строителям, которые так и не научились отводить излишки влаги из-под дорожного полотна, и теперь новехонькие улицы “плывут” каждую весну – то яма, то канава, как говорят с японским акцентом.
Все бы хорошо. Но, мы уже привыкли – где Кожемяко, там надо доделывать или переделывать. Хорошо не на международном уровне, пока. Что не так?
В проекте фермы до сих пор отсутствует логичный элемент – переработка и производство конечной продукции – молока. И это проблема.
Ферма готова и, фактически, ежемесячно выдает более 400 тонн молока, которое требует переработки в кефир, ряженку, сметану и прочие экологически чистые продукты от местного производителя, объем которых способен внести существенный вклад в обеспечение продовольственной безопасности изолированного морем региона.
Разговоры о том, что необходимо строить цех переработки ведутся с момента закладки первого камня на камне. Однако, подойдя в плотную к разработке проектной документации, правительство, в момент отплытия Олега Кожемяко в соседний регион, останавливает эти работы. Фактически ставит активы области (а ферма в Раздольном и акции предприятия принадлежат области) в зависимость от интересов частников, которые пока еще в состоянии переработать продукцию из Корсаковского района. “А вам зачем эта переработка” – звучат вопросы из высоких кабинетов.
Между молочно-товарной фермой и молочным комбинатом “Утро Родины” вынужденно заключен договор на поставку сырья. Заключен на три года, с приложением, в котором оговариваются цены. Стабильной работы и взаимодействия не получилось. Буквально несколько месяцев спустя появляются новые условия приема продукции фермы, где, в расширенном варианте, прописывается опять таки расширенная сортность молока, и сниженные цены, которые обрушили рентабельность сельскохозяйственного предприятия.
Тому есть несколько причин.
Во-первых, главный акционер (правительство) не озаботилось укомплектовать ферму автоцистернами для перевозки молока, снижая возможности для маневра, и ставя свои активы в зависимость от тех, кто будет эту продукцию забирать. Дошло до того, что работники предприятия всерьез думают прикупить “молоковозку” в кредит, за свой личный счет. Они то переживают. Они хотят спасти производство.
Во-вторых, оценка качества молока производится заинтересованным в снижении закупочной цены предприятием “Утро Родины”. Конечно же, по их версии, оно упало.
К огорчению молокозавода, который уже всем раструбил о том, какая у него вкусная продукция, выработанная на сырье из Раздольного, отбор проб молока производился для ДВУХ лабораторий одновременно. И независимые лаборанты подтвердили – качество молока не упало, оно лучше чем показывают ведомственные анализы, причем на порядок. На порядок – в десять раз! А платить за очень хорошее молоко ни кто не желает.
Сдавать молоко с фермы более некуда, транспорта нет, своей переработки нет, и минсельхозторг спокойно наблюдает как гибнет трехмиллиардный “международный” проект. Возможно, существуют подковерные планы передать уникальную ферму в собственность частнику. И, скорее всего, частник не станет платить три миллиарда за эти активы, которые скоро обесценятся. Удобная схема перераспределения бюджетных средств в особо крупном размере.
Мы не станем сегодня оценивать деятельность нового, объединенного министерства “минсельхозторг”, которое появилось в результате сложной селекционной работы по принципу “скрестить жабу и гадюку”. Ну не могут работники торговли грамотно вести сельскохозяйственную отрасль. Направления разные, разные задачи и их уровень.
Смущает пассивная позиция министерства имущественных и земельных отношений, держателя пакета акций предприятия. Активы области гибнут на глазах, и, похоже, всех это устраивает.
Кроме жителей островного региона. Которые вправе рассчитывать даже не столько на качественную продукцию, сколько на дифференцированный рынок, наращивание количества производителей молока и сметаны, на конкуренцию и прочие положительные моменты рыночной экономики. Причем с повышением уровня продовольственной безопасности региона, который легко может быть отрезан от внешних поставок в случае ЧС и ЧП.
А на ферме в Раздольном запущен обратный хронометр, отсчитывающий ее оставшийся срок. Хорошо об этом не знают ни Владимир Путин, ни Александр Лукашенко. Или плохо, что не знают?
P.S.
Кстати, правительство Сахалинской области включает проект в ТОР “Южная”, хотя сегодня работники фермы об этом читают с большим удивлением. По их сведениям предприятие не резидент ТОР, не резидент Свободного порта Владивосток. Барахтается само по себе.
Алексей Лукашевич.