За окном 21-й век, но мы снова вынуждены говорить о бедности. Бедность – это отсутствие доступа у населения хотя бы к одному из ключевых благ, таких, как образование, здравоохранение, труд. Повышенный уровень заболеваемости, высокая смертность и преступность – все это является признанными в мировом сообществе спутниками бедности. Бедность характеризуется недостаточным участием людей в принятии решений в гражданской, социальной и культурной жизни. Бедность – отсутствие у человека возможности поддерживать определенный приемлемый уровень жизни.
Для термина «бедность» можно привести еще сотни определений, но все они могут быть сведены к одному: Бедность есть социальное зло. И это зло идет рука об руку с капитализмом, является его порождением, используется в качестве механизма жесткого экономического принуждения.
Реформирование в нищету
К великому сожалению, Россия не явилась исключением из этого правила. С приходом капитализма в нашу страну пришла и расцвела бедность. И это вопреки тому, что мы в 10 раз богаче ресурсами в пересчете на душу населения, чем развитые и развивающиеся страны мира. Вопреки тому, что Россия располагает 385 млн. га земель сельскохозяйственного назначения и самым богатым в мире запасом чернозема, не испытывает недостатка во всех необходимых природных ресурсах – энергетических, минеральных, водных, в металлах, древесине и т.д.
Сегодня экономику России организовали так, что она обогащает лишь кучку избранных, не используется имеющийся потенциал для модернизации, не развивается образование, наука, производство и, следовательно, консервируется эта порочная система взаимоотношений между обществом и властью. В этой системе общественно-экономических отношений Россия обречена на деградацию.
Четверть вековое реформирование привело российское общество к дикому материальному расслоению: 90% национального богатства страны сосредоточено в руках 10% населения.
По данным Федеральной службы государственной статистики РФ к середине 2016 года:
в крайней нищете находятся 2,4% населения с доходами ниже 5000 рублей в месяц;
нищенствуют 3,8% с доходом от 5000 до 7000 рублей;
в бедности живет 5,1% с доходами от 7000 до 9000 рублей;
с ежемесячным доходом от 9000 до 12000 рублей на границе бедности проживают 8,9% населения;
с низким достатком от 12000 до 25000 рублей в месяц живет 34% населения;
со средним достатком живут 29% населения, их доходы составляют сумму от 25000 до 50000 рублей в месяц;
к состоятельному же населению можно отнести 4,9% , они получают от 50000 до 60000 рублей в месяц;
богатых, с доходами выше 60 тыс. рублей в месяц, у нас 10,2%.
Иными словами более половины населения с переменным успехом балансирует на черте бедности, а по данным Международной ассоциации труда ООН – все 90% населения России находится в бедственном положении, что подтверждается приведенным ниже анализом.
Прожиточный минимум во втором квартале 2016 года составил 9956 рублей (стоимость продовольственной корзины), а минимальный размер оплаты труда – уже на 41% ниже этой отметки.
Средний размер пенсии по старости равен 12830 рублей, пенсии по инвалидности – 8040 рублей, пенсии по случаю потери кормильца – 7924 рубля. И на эти гроши у нас вынуждены существовать 42,7 млн. пенсионеров
И ведь ситуацию никто менять не собирается. Наплевав на закон, пенсию в текущем году проиндексировали только на 5%, хотя инфляция в 2015 году составила почти 13%. В 2017 году намереваются доплатить по 5 тыс. рублей, сэкономив на пенсионерах десятки миллиардов рублей. Искусственно занижая уровень инфляции, власть планирует и в 2017 году сэкономить на пенсионерах, детях войны и других социальных группах с низким доходом.
Средняя заработная плата по экономике России в 2015 году составила 34 тыс. рублей. В образовании – 26,9 тыс. рублей, в здравоохранении – 28,2 тыс. руб., зарплата ученого – 44 тыс. рублей.
В промышленной среде самая низкая зарплата у работников текстильных и швейных производств – 15,6 тыс. рублей. В сельском хозяйстве – 19,7 тыс. руб.
Ситуация усугубляется инфляционными процессами и связанным с ним повышением цен на товары первой необходимости. При инфляции в 13%, цены на важнейшие продукты питания поднялись в среднем на 20,8%. Хлеб подорожал на 14%, крупы – на 45%, рыба – на 29%, масло подсолнечное – на 30%, сахар – на 42%, овощи – на 30%.
Эта тенденция сохраняется и в текущем году. Индекс цен в среднем на начало октября вырос на 19,6 пункта. При этом, вопреки экономической науке, инфляцию к концу текущего года вдруг начала существенно снижаться. Разумного объяснения этому феномену нет, ибо ничего радикального в экономике не произошло. За 10 месяцев 2016 года цены на хлеб выросли на 5,2%, масло подорожало на 11,2%, молоко – на 6,7%, чай – на 10,7%, рыба – на 7,8%, крупа гречневая – на 25,3%.
Идея импортозамещения буксует. Никак не проясняет ситуацию и Министерство экономического развития.
Как минимум, два обстоятельства могут сказаться на динамике показаний инфляции – объективное и субъективное. Объективное обстоятельство связано с падением доходов населения, а, следовательно, и покупательского спроса. И, действительно, реальные располагаемые денежные доходы российских граждан в августе 2016 года упали на 8,3% в годовом выражении.
Субъективное обстоятельство связано с бедственным положением федерального бюджета. Парадокс, но денег не хватает при их изобилии – власть просто-напросто не идет на необходимые и реальные меры пополнения доходной части бюджета, отвергает любые конструктивные предложения в этой части. Но при этом мы не перестаем слышать о «выполнении социальных обязательств». То, как власть выполняет эти обязательства видно на одном лишь примере из тысячи – на примере ситуации с пенсиями в 2016 году, обязательность индексации которых предусмотрена федеральным законом на уровне инфляции предыдущего года.
Эту ли власть выбирали?
Нищету усиливает становящаяся все менее доступной и все более дорогой медицина.
В результате «оптимизации» системы здравоохранения уволено свыше 90 тыс. медицинских работников и более 19 тыс. врачей клинических специальностей: терапевтов, хирургов, пульмонологов, педиатров и т.д. Это, в том числе, напрямую повлияло на рост сроков ожидания приёма врача.
За последнее время из государственного здравоохранения ушло еще около 2,5 тыс. врачей и более 21 тыс. средних медицинских работников. А по данным Счётной палаты, в 17,5 тыс. населённых пунктов в нашей стране нет учреждений, оказывающих первичную медицинскую помощь. Число больничных организаций в стране по сравнению с 1990 годом сократилось в два раза, а поликлиник – на 20%. В 1990 году в стране было более 2 млн. больничных коек, а к 2014 году их количество упало ниже 1,3 млн.
Во многих населенных пунктах сегодня затруднительно даже доставить тело умершего человека в морг. К примеру, в Рязанской области для этого необходимо преодолеть порой не менее 60 км. И не меньшее расстояние требуется проехать карете скорой помощи к пациенту, находящемуся в критическом состоянии, в связи с чем, время ожидания врачебной помощи, зачастую, затягивается до несовместимого с жизнью.
Немудрено, что при такой «оптимизации» бюджетного здравоохранения страна стала вымирать не по дням, а по часам. Начиная с 1990 года смертность стабильно растет. В 2015 году в России умерло 1,9 млн. человек – на 15% больше чем в 90 году.
Приведённые цифры наглядно демонстрируют, что спасение «утопающих», т.е. заболевших, всё больше сваливают на тощие кошельки самих заболевших.
Людей буквально загоняют в частную медицину. В 2014 году 46% россиян платили за медицинские услуги. В 2015году число оплачивающих лечение из собственного кошелька возросло ещё на 13%. Как результат, в 2015 году объём официальных платных медицинских услуг превысил 528 млрд. рублей. Прирост платных услуг к 2014 году составил почти 54 миллиарда рублей. А общая совокупность прямых затрат российских граждан на «бесплатное» здравоохранение, по данным ВОЗ, – аж 3,2 трлн. рублей. Таким образом, они впервые превысили расходы государства на те же цели.
Медицина стала одной из самых прибыльных отраслей экономики. Причём, как подсчитали эксперты, на неэффективных посредников в виде страховых компаний, тратится порядка 20 млрд. бюджетных рублей в год. А большинством из них через цепочку подставных лиц, а то и напрямую, владеют иностранцы.
Образование под запретом
Не лучше ситуация и с образованием, оно также становится все более недоступным и все более платным. Объем платных услуг в сфере образования в 2015 году составил рекордные 539 млрд. рублей. Государство сокращает расходы на эту важнейшую отрасль. В федеральном бюджете 2016 года расходы на образование составляют лишь 3,6% от расходной части. При этом сокращаются программные расходы бюджета на реализацию образовательных программ профессионального образования (-8%), а также на содействие развитию дошкольного и общего образования (-96%).
В итоге дошкольных образовательных организаций у нас сегодня уже на 38 тысяч меньше, чем было в 1990 году (50 тыс. против 88 тыс.). Мы потеряли 27 тыс. государственных и муниципальных общеобразовательных организаций (42,6 тыс. против 69,7 тыс. в 1990 году). Количество образовательных учреждений начального профессионального образования сократилось более чем в 4 раза (1007 против 4328 в 1990 году), из-за чего народное хозяйство недополучает почти 900 тыс. квалифицированных рабочих ежегодно.
Но самое страшное, что одновременно с разрушением инфраструктуры образования и истощением материально-технической базы властью была сломлена советская система образования, в которой образовательный процесс был неразрывно связан с воспитанием и формированием личности в духе высокой нравственности и патриотизма.
Безусловно, с приходом нового Министра образования и науки в вопросах ЕГЭ, слияния и ликвидации высших учебных заведений появился свет в конце тоннеля. Но вместе с этим нам нужно серьезно усилить работу над тем, чтобы побороть метастазы, поразившие наше образование и науку.
Туманные перспективы
Катастрофическая ситуация и во многих других отраслях, что не может не сказываться на благосостоянии граждан. Растет безработица, задерживается выплата заработной платы.
Масла в огонь подливает введение новых платежей и сборов – общедомовые нужды, плата за капитальный ремонт, новые методики расчета налога на недвижимость (с кадастровой и рыночной стоимости), введение налога на занятость, курортный и дорожный сборы, платные парковки и т.д. В направлении вытряхивания последних копеек с кошельков граждан фантазия правительства работает весьма изобретательно.
И все же, чего ожидать в ближайшем будущем? Министерство экономического развития представило прогноз развития экономики России до 2035 года. В нем это «развитие» развернуто в трех вариантах – базовом, по которому Россия скатывается через два десятка лет до уровня беднейших стран мира; промежуточном, предполагающем, что мировые цены на нефть в долгосрочной перспективе могут оказаться к нам более милостивыми; и оптимистичном, при котором речь ведется не только о милостях, но и о неких реформах.
Мы видим, ничего реального в решении проблем абсолютного большинства людей не предвидится. Ни один из вариантов, предложенных Правительством, не усиливает социальную политику государства и не решает проблему нищеты и бедности, как и развития экономики
Хуже того, сразу после выборов партия власти вместе с либеральным правительственным блоком принялись секвестрировать федеральный бюджет 2016 года, урезая на 10% расходы, в том числе, на решение важнейших социальных вопросов. При слабой исполнительской дисциплине по каждой из действующих 40 государственных программ, навязываемое сокращение бюджета приведет к дальнейшему обострению социальных проблем.
Да и внесенный бюджет на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов – та же либеральная мякина, продолжающая в том же духе стагнировать ситуацию в промышленности, сельском хозяйстве, деградировать основные направления в социальной сфере, не предусматривая роста и развития вперед.
И все же выход есть!
С каждым днем все большему числу патриотически настроенных людей становится ясно, что сложившаяся тупиковая ситуация в стране требует смены созданной либералами модели экономического, социального, а, следовательно, и политического устройства российского общества. И, прежде всего, политического устройства, ибо нынешняя политическая система не дает никакого шанса на изменение экономической и социальной модели.
Для того чтобы существенно поправить экономическую и социальную ситуацию в стране и облегчить жизнь простого человека надо принять к реализации программу, выдвинутую коммунистами и поддержанную патриотически настроенной частью общества. Сегодня она еще более актуальна, чем вчера.
Напомню ее основные положения.
В области финансово-кредитной политики
Мы должны установить должный государственный контроль над банковской системой и валютными операциями. По данным официальной статистики, за последние 14 лет из России легально вывезено 789 млрд. долларов (39 триллионов рублей). Это три бюджета страны!
Надо снять с России смирительную рубашку ВТО. За три года в составе этой организации потери бюджета страны достигли почти 800 млрд. рублей. Косвенные потери оцениваются в 4 триллиона.
Надо не только использовать природную ренту в интересах государства и народа, но и национализировать также другие сферы: железнодорожный, водный и воздушный транспорт, гидро- и электроэнергетику.
Такой подход позволит через усилившийся государственный сектор решать вопросы, в том числе стратегического и текущего планирования, вопросы науки, научно-технического развития, вопросы образования.
Надо изменить налоговую систему. Нынешнее налогообложение тормозит развитие экономики во всех её отраслях, разоряет регионы. В регионах, где производятся товары, должны оставаться и доходы от налогов, а у нас десять регионов сосредоточили 66 процентов налоговой базы: сюда, где не пашут, не сеют, не варят сталь, не добывают нефть, не добывают газ, не перерабатывается лес, деньги текут рекой, здесь все головные структуры, офисы, а Сибирь стонет из-за отсутствия инвестиций, они в полтора раза уменьшились, буквально, на все, в том числе и на науку, и на производство, и на социальную сферу. Сегодня бюджет Москвы в 1,58 раза больше бюджета всего Сибирского федерального округа и в 1,62 раза больше бюджета Уральского федерального округа!
В сфере формирования бюджета
Столь масштабные задачи, конечно, неразрывно связаны с необходимостью увеличения расходной и, соответственно, доходной части федерального бюджета. Но и для этого у нас есть все возможности – нужна лишь политическая воля, чтобы принять важнейшие управленческие решения.
В первую очередь следует установить прогрессивный налог на доходы физических лиц, на сверхдоходы, это даст 4,3 триллиона рублей. Решив только этот вопрос, мы могли бы иметь бюджет в объёме 20,9 триллиона рублей. Если ещё иметь в виду, что у нас объём золотовалютных резервов сегодня составляет 26 триллионов рублей, 13 триллионов можно получить при реализации наших законодательных инициатив, плюс монополия на водку, деофшоризация… Потенциально Россия располагает финансовыми средствами в разы превышающими нынешний федеральный бюджет.
Однако собрать деньги это только полдела. Важно обеспечить их эффективное использование. Для этого требуется серьезно усилить контрольные функции государства, парламентский контроль за эффективным расходованием бюджетных средств, повысить персональную ответственность в данном отношении чиновников всех уровней.
Второй важный аспект эффективного использования бюджетных средств – это определение приоритетов их инвестирования, создания благоприятного инвестиционного климата.
Эта задача более сложная, поскольку требует научного обоснования, исходя из потребностей развития страны. Это требует разработки целого комплекса документов перспективного характера, касающихся развития производительных сил, их размещения, развития промышленного, агропромышленного и военного потенциалов, производства средств производства, товаров народного потребления, баланса спроса и потребления и т.д.
В советское время это реализовывалось в планах социально-экономического развития страны, которые принимались Верховным Советом СССР и Советами союзных республик в виде соответствующих законов. Сегодня этим никто не занимается, поэтому все Антикризисные программы правительства заранее обречены на провал.
В области развития реального производства
Для возрождения промышленного потенциала страны требуется мобилизовать кредитные ресурсы, насытить экономику дешевыми длинными деньгами, дешевыми кредитами, для чего потребуется увеличить денежную массу в 2-3 раза. Это даст промышленности новый импульс в развитии, возродит наукоемкие отрасли – машиностроение, авиастроение, электронную промышленность и др., поддержит малый и средний бизнес, даст возможность выпускать конкурентную продукцию высокого передела, выводящую Россию в передовые страны мира с развитой экономикой.
Срочных мер по спасению требует сельское хозяйство. В стране около 42 млн. гектаров заросли бурьяном. Это треть всей пашни. Завозится половина продовольствия, зачастую негодного качества.
Земли сельхозназначения надо вернуть в оборот, восстановить почти полностью утраченные семеноводство и племенное животноводство. Для возрождения российского агропрома основную ставку нужно делать на крупные коллективные хозяйства и кооперацию. Это должно стать главной идеей государственной программы развития села. На поддержку агропромышленного комплекса нужно выделять не менее 10% расходной части федерального бюджета, т.е. около 1 трлн. рублей. Тогда можно будет заняться строительством агрогородков, экопоселений, как это делается, например, в Белоруссии, мы сможем производить не 20 млн. тонн молока, а 55 тонн, не 1,6 млн. тонн говядины, а 4,6 млн. тонн, не 4 млн. тонн рыбы, а 7 млн. тонн и т.д.
В области социального развития
Социальное государство подразумевает социальную справедливость. Но сегодня в России 90% национального богатства сосредоточено в руках 10% населения. В этой связи необходимо направить усилия на сокращение пресловутого децильного коэффициента неравенства доходов в 4 раза – доходы самых богатых 10% населения не должны превышать доходы самых бедных более чем в 5 раз. Это правило работало в Советском Союзе, работает сегодня в развитых успешных экономиках.
Нам необходимо продвинуться в решении вопроса монетизации ВВП, а также решить проблему заработной платы, которая в стране, по данным ООН в расчете на единицу продукции, занижена в 3-4 раза. Доведение заработной платы в России до рекомендованного ООН уровня (3,8$/час.) предопределяет ее удвоение. А ведь к зарплатам у нас привязаны и пенсии, которые также смогут быть кратно увеличены.
Мы должны обеспечить неукоснительное исполнение положений статьи 43 Конституции РФ, закрепляющей право каждого на образование и гарантирующей общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профобразования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Необходимо законодательно установить единую государственную политику народного образования. Финансирование этой отрасли должно осуществляться только из федерального бюджета.
Пересмотру подлежит образовательная реформа. Главным критерием ее эффективности должна стать востребованность специалистов отечественным производством.
Должен быть принят федеральный закон «Образование для всех», разработанный фракцией КПРФ, который предусматривает, в том числе, бесплатное образование на всех уровнях системы народного образования, восстановление дореформенной образовательной системы в полном объёме и отменить ЕГЭ, восстановление дореформенной системы оплаты труда работников образования, введение бессрочного моратория на ликвидацию некомплектных школ в сельской местности, а также сохранение государственным образовательным учреждениям статуса некоммерческих организаций.
Мы должны незамедлительно ликвидировать страховую медицину вместе с фондами медицинского страхования и страховыми компаниями. Средства фонда следует консолидировать в бюджет, а всю систему здравоохранения перевести на государственное бюджетное финансирование.
Это позволит установить среднюю зарплату в здравоохранении на уровне средней зарплаты по промышленности, восстановить в полном объеме службы здоровья матери и ребенка, женские консультации и родовспоможение, восстановить службу здравоохранения, действовавшую на крупных производствах, а также прекратить уничтожение курортно-санаторного оздоровления (восстановить незаконно приватизированные курортно-санаторные учреждения, в том числе детские санатории).
Кроме того необходимо принять государственную программу по капитальному ремонту, реконструкции и строительству лечебно-профилактических учреждений за счёт федерального бюджета. Гарантировать получение высокотехнологичной медицинской помощи на территории всех субъектов Российской Федерации за счёт ежегодных инвестиций на эти цели в размере не менее 100 млрд. рублей.
Следует серьезно заняться проблемами ЖКХ. Сегодня это удавка на теле России и ее народа. Надо отменить грабительские законы, которые приняла Единая Россия. Это и взнос на капитальный ремонт, и налог на имущество, и особенно на землю, который сгоняет крестьян с земли.
Важнейшей проблемой является сохранение нашей культуры, духовности, тех идентификаторов, которые выделяют нас среди других народов. Для России эта угроза более чем реальна. Души людей разлагают как пропагандой насилия и безнравственности, так и при помощи антисоветизма и русофобии. По государственным телеканалам по-прежнему крутятся лживые фильмы и передачи, мажущие грязью священные страницы и образы нашей истории. Не дать уничтожить душу нашего народа, переформатировать наше сознание должно стать главной целью государственной политики.
Реализация изложенных выше мер позволит обеспечить рост экономики, навести порядок в финансовой сфере, перекрыть утечку денежных средств за рубеж, вывести денежные средства из иностранных ценных бумаг, насытить экономику дешевыми кредитами, начать реальную деофшоризацию основных отраслей и т.д. В совокупности с другими мерами это позволит придать новый импульс динамичного развития страны, решив тем самым проблему бедности.
Решение за народом
Россия – действительно богатая страна. Богата она и своими материальными ресурсами, богата и историей, и культурой, и героическим трудолюбивым народом, заслуживающим лучшей жизни.
Но надо помнить, что именно народ – каждый из вас, и есть творец своей судьбы. Решение, как дальше жить, какой быть России, быть или не быть – за каждым из нас. Мы, коммунисты, предлагаем реальный путь выхода из того тупика, в который нас завели сторонники кудринской и гайдаровской политики, те, кто в 90-е годы разорял государственную экономику, уничтожал, в том числе, коллективную собственность, осуществлял грабительскую и воровскую приватизацию.
Исходя из конкретного опыта в истории и современности, мы предлагаем реальную альтернативу либеральному курсу действующего правительства.