Станет ли арест Улюкаева отправной точкой нового экономического курса кабмина
Источник: Свободная пресса
Арест за вымогательство крупной взятки министра экономического развития Алексей Улюкаева, ставший во вторник — 15 ноября — настоящей сенсацией не только российского, но и международного информационного пространства, может привести к отставке всего правительства Дмитрия Медведева. Такое мнение в интервью РИА «Новости» высказал лидер КПРФ Геннадий Зюганов.
Следственный комитет РФ — напомним — предъявил Улюкаеву обвинение в совершении преступления, предусмотренного частью 6 статьи 290 УК РФ (получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, с вымогательством взятки и в особо крупном размере). По мнению правоохранительных органов, министр получил деньги за выданную его ведомством положительную оценку, позволившую «Роснефти» приобрести государственный пакет акций «Башнефти». Министра, по данным следствия, задержали 14 ноября с поличным при получении 2 млн. долларов.
Этот громкий криминальный скандал с чиновником федерального уровня лидер коммунистов расценил как сигнал к отставке правительства. Он назвал ситуацию «удручающей» и «омерзительной». И обратился к президенту с призывом принять меры, а «не дожидаться очередного вора, которого заберут в большом кабинете». Кроме того, Зюганов подчеркнул, что сама финансово-экономическая политика, проводимая Улюкаевым, преступна и разрушительна по своему содержанию.
Впрочем, можно предположить, что эта жесткая характеристика относится не только к главе МЭР — персонально. Да, сегодня он — «герой дня». Но не секрет и то, что работа экономического блока кабмина в целом давно вызывает у так называемых государственников много вопросов. Его обвиняют не только в ультралиберализме, но также в некомпетентности и неспособности справиться с существующими вызовами санкционного давления на Россию.
Однако является ли в данном случае это основанием для отставки?
— Отставка кабмина, без сомнения, произойдет, — комментирует ситуацию директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников. — Но не обаятельно сейчас, не обязательно в этом месяце и даже не обязательно в течение ближайшего года. Все мы не вечны. И кабинет министров тоже.
Что касается экономического блока и его перспектив в связи с арестом Улюкаева, то здесь, мне кажется, нужно все же разделять наши пристрастия и антипатии и конкретное уголовное преступление.
Можно любить деятельность правительства. Или не любить… Можно его критиковать. Ненавидеть. Считать, что экономика разрушается в результате действий Улюкаева, Набиуллиной, Силуанова, Дворковича, Шувалова… и всех остальных, кого перечисляют в этом блоке. Это — одно.
Совсем другое — экономическое преступление, в котором сейчас обвиняют министра Улюкаева. Вот одно и другое — это два совершенно разных эпизода. Две совершенно разных ситуации в нашей жизни.
Будет ли отставка правительства в связи с неэффективностью экономического блока, или нет — вопрос спорный. И ее, кстати сказать, предсказывали многие, особенно, после обнародования результатов выборов в США.
Но я бы не связывал это с произошедшим арестом.
Здесь уместно вспомнить арест кировского губернатора Белых. И заявление следственных органов, что еще восемнадцать губернаторов находится в разработке. О чем тогда все подумали? О том, что будет кардинальная чистка губернаторского корпуса. Последуют громкие отставки. И засидевшиеся региональные бароны отправятся… кто на отдых, кто в места не столь отдаленные…
Ничего не произошло.
«СП»: — Но еще ведь были Гайзер и Хорошавин?
— Да, но эти аресты проводились до того. Хорошавин, Гайзер… потом — Белых. Он был последний в этой череде…
И Улюкаев — не первый, кого задерживают. Задерживают генералов, которые должны обеспечивать экономическую безопасность страны. Задерживают заместителей министров. Это происходит. И происходит постоянно.
Но это не тренд на отставку всего правительства — именно смены всего курса.
Это нужно разделять. То есть, обвинение в преступлении — это очень серьезно. Нужно расследовать. И если будет доказано, все виновные должны понести суровое наказание.
Но давайте вспомним историю замминистра финансов Сергея Сторчака. Тоже весьма показательную. Он был арестован в 2007 году, почти год находился под следствием, и против него тоже были выдвинуты серьезнейшие обвинения. В результате все дело рассыпалось, Сторчака выпустили. И он вернулся в министерство на свою должность.
То есть, бывает и такое.
Поэтому пока в суде ничего не доказано, пока человек не осужден, обвинять его мы не имеем права. Презумпцию невиновности никто не отменял.
Я ни в коем случае не сторонник Улюкаева, наоборот, я часто критиковал его подходы к экономике. Но в данной ситуации давайте не будет спешить с выводами.
«СП»: — И это не повод для отставки правительства?
— Во всяком случае, задержание Улюкаева, это не начало отставки либерального экономического крыла в правительстве. Одно и другое — это совершенно разные вещи.
Но экономический блок может быть отправлен в отставку, если президент пойдет на выборы в 2018-м. Тогда он может отправить все правительство в отставку, и сформировать новое, чтобы показать, с какой командой будет управлять страной дальше. Это возможно.
Но это не является следующим звеном в цепочке действий после задержания Улюкаева. С обвинениями в адрес министра надо разбираться, конечно. Но будущее экономическое развитие нашей страны — это другое. Нет никакой гарантии, что место Улюкаева не займет другой представитель команды Егора Гайдара, и не будет продолжать тот же экономический курс. Только он не будет обвинен ни в каких экономических преступлениях.
Поэтому, на мой взгляд, в этом отношении Геннадий Андреевич выдает желаемое за действительное.
«СП»: — Ну, а будет какая-то борьба за освободившееся кресло?
— Не факт, что должность министра экономического развития сохранится в структуре нынешнего правительства. Просто до последнего времени МЭР не столько занималось развитием экономики, сколько выступало в роли некоего финтендера, выдавая хорошие или плохие, но чаще бессмысленные экономические прогнозы. Объясняя, что нефть то ли поднимется, то ли опустится.
Только, например, Улюкаев скажет, что цена на нефть нашла равновесное состояние, как она тут же падает. Только он порадует нас, что начался экономический рост, как Росстат опровергает это своим данными.
Бессмысленность этих выступлений и всех этих действий, по-моему, была всем видна.
Так что МЭР вполне могут и ликвидировать.
Руководитель Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин, в свою очередь, не исключает, что одним из последствий ареста Улюкаева, может быть существенная коррекция экономической политики власти вообще.
— У нас менее чем через полтора года президентские выборы. А уже сегодня стало общим местом то, что прежняя политика себя исчерпала. Об этом говорят даже сами представители системных либералов — на днях, например, сказала госпожа Набиуллина. Но рецепты у сторонников патернализма и у системных либералов предлагаются совершенно различные
Поэтому встает вопрос, а что сама власть здесь нового может предложить? Тем более что по всем соцопросам население все меньше проявляет интерес к нашим внешним успехам, и все больше его заботит то, что происходит внутри страны.
То есть, для того, чтобы население как-то консолидировать (не только перед президентскими выборами, но и на более длительный срок), необходимо делать упор на внутриполитическую повестку дня. А здесь, соответственно, нужно предлагать позитивный образ будущего. И потому вопрос о том, какой в рамках президентской кампании новый социально-экономический курс предложит власть, он далеко не праздный.
Поэтому я думаю, что сейчас правительство, — как минимум, его финансово-экономический блок — находится в подвешенном состоянии. И скоро мы увидим решение — будет у нас продолжаться этот курс, или нет. Я думаю, что, действительно, нас ждет серьезная коррекция. Вопрос в том, какая? В какую сторону? Мне кажется, что будут элементы какого-то мобилизационного сценария.