Пресс-центр ЦК КПРФ
На выборах 14 сентября впервые, после перерыва, введено досрочное голосование, которое было отменено под давлением оппозиции после массовых протестных выступлений 2012 г. По информации из региональных избиркомов им спущена устная установка – “досрочка” на уровне 20% от участников голосования. Всем известно, что при “досрочке”, как правило, по итогам административно регулируемого голосования кандидат партии власти получает 99% досрочных голосов.
14 сентября 2014 года состоялись выборы тридцати глав регионов и депутатов четырнадцати региональных парламентов. Одновременно почти во всех регионах России прошли выборы на муниципальном уровне.
Нынешняя избирательная кампания проходила в очень сложное время. В стране и мире бушует экономический кризис. На Россию накладываются все новые санкции. Продолжается гражданская война на Украине. Мы не раз предлагали сместить дату выборов на середину октября или на март, но, к сожалению, партия власти настояла на своем. Поэтому агитационный период пришёлся на летнее время, когда политическая активность граждан традиционно резко снижается.
Однако наша партия ответственно и творчески подошла к очередным, по сути, общенациональным выборам. И мы с удовлетворением отмечаем, что только на региональных выборах почти два с половиной миллиона граждан поддержали кандидатов КПРФ.
В преддверии выборов КПРФ выдвинула целый ряд важнейших законодательных инициатив. Среди них законопроект о промышленной политике, о регулировании торговли, об ограничении цен, о поддержке малого и среднего бизнеса. Нами были подготовлены предложения, касающиеся помощи наиболее незащищенным гражданам – малоимущим, женщинам, старикам, “детям войны”. Мы надеялись, что в ходе избирательной кампании по этим темам состоится полноценная дискуссия. К сожалению, этого не произошло.
Мы рассчитывали, что выборы станут катализатором сильных и умных решений. И этого не случилось. Мы добивались чистых и честных выборов, но удалось лишь сократить вал нарушений в день голосования, а все основные махинации партии власти и злоупотребления административным ресурсом сместились на предвыборный период.
Однако даже в этих условиях, когда избиратель был недостаточно вовлечен в дискуссию, а власть задействовала новые технологии манипуляций, мы показали способность противостоять самым сложным обстоятельствам. КПРФ подтвердила свои позиции ключевой альтернативы власти. Программа нашей партии и наших кандидатов получили широкую поддержку избирателей.
Из тридцати кампаний по выборам губернаторов мы приняли участие в двадцати трех. Кандидат-коммунист Вадим Потомский честно, при явке в две трети избирателей победил с 90 процентным результатом в Орловской области. На других губернаторских выборах у КПРФ также девятнадцать вторых мест и три третьих. Из четырнадцати кампаний по выборам депутатов региональных парламентов у нас одиннадцать вторых мест и три третьих.
Несмотря на спецоперацию власти по накачке структур Жириновского и попытки ослабить КПРФ, мы в целом сохранили, а кое-где заметно укрепили свои позиции как главной оппозиционной политической силы страны.
Отдельно следует отметить результат в Москве, где выборы были чисто одномандатными. Наши кандидаты были представлены как “список Зюганова” и шли под флагом Патриотического фронта КПРФ – “Красная Москва”. Мы впервые победили в пяти округах. Фракция КПРФ в Московской городской Думе увеличилась почти вдвое, а средний уровень поддержки в столице составил 20,24% против 13% на прошлых выборах. Лидер фракции Андрей Клычков одолел в ожесточенной политической схватке действующего префекта округа.
Достойно выступили коммунисты Ненецкого автономного округа. Почти 20% поддержки, увеличение представительства в местном парламенте – это достойный результат их кропотливой и активной работы.
Также показателен пример города Кимры Тверской области, главой которого стал рабочий-коммунист Роман Андреев. Партийный список КПРФ там победил, заручившись поддержкой 36% избирателей, а наши кандидаты выиграли в трети одномандатных избирательных округов.
В целом, с учётом сложной внешнеполитической обстановки, вызвавшей эмоциональный всплеск поддержки власти, КПРФ выступила очень достойно. Мы полностью сохранили свой политический вес на фоне просевших ЛДПР и партии “Справедливая Россия”, а также потерпевших крах движений либерального толка, дискредитировавших себя антироссийской позицией по Украине.
Использование властью новых технологий для обеспечения нужных ей результатов было вызвано все усиливающимся отторжением обществом партии власти.
Во-первых, очевидна была попытка превратить выборы в референдумы по поддержке назначенных Президентом РФ и.о. губернаторов. В таких условиях, при полной монополизации эфира и отсутствии дебатов практически невозможна содержательная дискуссия и сопоставление программ. А значит был невозможен осознанный выбор со стороны избирателя.
Во-вторых, “борьба за чистоту” выборов со стороны партии власти привела к тому, что вал манипуляций и пик использования административного ресурса пришёлся не на день голосования, где все происходит действительно чуть более гладко. “Чёрные” и административные технологии включались заранее, прежде всего, в рамках досрочного голосования. Кое где такая технология стала определяющей для обеспечения нужного власти результата. В Татарстане досрочно проголосовали более 12% от числа всех избирателей, в Северной Осетии – 11%, в Самарской области и Тыве почти 10%, в Санкт-Петербурге почти 9%, в Коми более 9%, в Брянской области около 8%, в Приморском крае и Нижегородской области около 6%. В ряде регионов не менее фантастические цифры были получены с использованием старой технологии голосования на дому. При низкой явке в день голосования этот вал “досрочной поддержки партии власти” и “надомников” привёл к искажению реального расклада политических сил.
Только что из Государственной Думы ушёл возглавлять Брянскую область человек с “божественной” фамилией – “единоросс” А.Богомаз. Но творятся в области безбожные дела: в Брянске и окрестностях треть (!) избирателей проголосовала на дому или досрочно. В Самару губернатор Н.Меркушкин притащил свои мордовские повадки и отработанную голосовыжимательную машину, получив 91% (!) голосов. Это самое настоящее издевательство над избирателями!
В Республике Крым и городе Севастополе за КПРФ на муниципальных выборах голосовало от 42% в Старом Крыме и 22% – в Джанкое, до 12-13% в Алуште, Феодосии, Саки. А республиканский партийный список не преодолел пятипроцентный барьер. Возможно ли такое без манипуляций?
На губернаторских выборах в Нижегородской и Липецкой областях представители КПРФ не были допущены к участию в избирательной кампании. Мы требуем отмены пресловутого “муниципального фильтра”, превратившегося в инструмент устранения неугодных власти кандидатов.
В-третьих, вновь на политическую арену вытащили кучу партий-паразитов, которые пытались отбирать голоса у КПРФ. Тут и “Коммунисты России”, у которых название и эмблема до смешения схожи с КПРФ, но нет ни структур, ни идей. Тут и проект “КПСС”, который марал эту славную аббревиатуру под началом политика-артиста Андрея Богданова, ещё несколько лет назад возглавлявшего либеральные проекты с лозунгами вступления России в Евросоюз и НАТО. Однако в целом все эти псевдо-коммунисты так и остались бездарными карликами, паразитирующими на авторитете КПРФ.
Осенью Государственной Думе РФ предстоит принимать очередной бюджет-трехлетку, который в условиях санкций, войн, конфликтов и бряцания оружием на наших границах должен обеспечить стране безопасность, модернизацию промышленности, восстановление порушенного сельскохозяйственного производства. В год 70-летия Победы необходимо также помочь участникам и “детям войны”. Давайте считать главным наказом избирателей по результатам выборов, чтобы эти принципиальные решения были приняты!
Мы вновь благодарим миллионы наших сторонников, поддержавших нас на выборах, и выражаем убеждение, что депутаты КПРФ всех уровней и главы администраций, получившие мандат доверия народа, сделают все, чтобы оправдать доверие избирателей.
Президиум ЦК КПРФ.
г. Москва,
22 сентября 2014 года.