Прогнозный план приватизации федерального госимущества на 2017-2019 гг. не оставляет иллюзий: либеральное крыло кабмина распродаёт всё, что осталось.
В ситуации нарастающего экономического кризиса российские либералы во власти остаются верны присяге, которую они когда-то дали глобальному капиталу. Отбросив лозунги своих предшественников о свободе и развитии частной инициативы снизу, эти господа продолжают свою антинародную политику, суть которой – минимизировать «непрофильные» расходы на социальную сферу, распродать остатки госсобственности, созданной трудом нескольких поколений советских людей, и оставить государство в роли «ночного сторожа» при крупном бизнесе.
Прогнозный план приватизации федерального имущества на 2017-2018 годы вполне отвечает этим целям и задачам. Судите сами. Если по состоянию на 1 января 2013 года Российская Федерация является собственником 1795 ФГУПов, акционером 2337 АО, то на начало 2016 года – только 1247 ФГУПов и 1704 АО. Всё это прикрывается тезисами о «повышении эффективности» продаж акций крупных хозобществ, «создании условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, а также модернизации и технологического развития экономики».
Что такое «эффективность», «модернизация» и «технологическое развитие» мы очень хорошо помним из лихих девяностых, когда в России приватизировали и гробили, порезав на металлолом, не то что предприятия – целые отрасли экономики!
Захлёбываясь от восторга, правительственные чиновники рапортовали о том, что выручили от продажи «Башнефти» 329,7 млрд рублей и ещё 52,2 млрд рублей – от акций «Алросы». Сделки действительно крупные и суммы немалые. Казалось бы, эти деньги, зачисленные в федеральный бюджет, должны способствовать решению задач развития народного хозяйства, образования, здравоохранения, науки, культуры. Но при этом «оптимизация» (правильнее сказать – окончательная деградация) социальной сферы продолжается. В ведущих отраслях экономики, за редким исключением, в лучшем случае – топтание на месте.
Куда же уходят деньги от приватизации? На латание дыр? На содержание госкорпораций типа «Роснано»? А что дальше? Если в текущем году правительство планирует выручить от продажи акций 138,2 млрд рублей (ВТБ и «Совкомфлот»), то в последующие два года – 13,6 млрд и 13,9 млрд рублей соответственно. В федеральных масштабах это просто крохи!
В недавнем интервью «Российской газете» председатель Счётной палаты РФ Татьяна Голикова отметила, что «большая приватизация прошла в 2016 году, потому что это было необходимо для пополнения бюджета, в ином случае, наверное, с этими продажами можно было бы повременить». А когда продавать будет больше нечего – за счёт чего либералы из кабмина будут латать дыры?!
Вызывает вопросы и легитимность нашумевших приватизационных сделок. Как Т.Голикова отметила в своём докладе при рассмотрении проекта федерального бюджета на 2017-2019 гг., «отчуждение акций крупнейших компаний выделено из сферы действия закона о приватизации, оно осуществляется по отдельным решениям правительства и, в какой-либо достоверной степени не прогнозируется». Так 25 лет назад, столкнувшись с сопротивлением Советов, Ельцин продавливал приватизацию тех или иных предприятий своими указами.
Между тем, слово «национализация», наверное, уже более 20 лет используется как либеральная страшилка против коммунистов – мол, придут и опять всё отберут. Непонятно, что можно отнять у тех десятков миллионов наших сограждан, у которых за эти 25 лет и так отняли бесплатные медицину, образование, здравоохранение, соцкультбыт, фонды общественного потребления, а главное – право на достойную жизнь и уверенность в завтрашнем дне?!
С точки зрения экономической науки, как огосударствление, так и разгосударствление – два рычага, которые призваны повысить эффективность хозяйствования. Однако, если первому закону о приватизации в России уже более четверти века, то чёткой нормативно-правовой базы по обращению (даже точечному!) в государственную и муниципальную собственность тех или иных активов в стране так и нет! Любые попытки фракции КПРФ в Государственной Думе восполнить этот пробел наталкиваются либо на тихий саботаж, либо открытое сопротивление парламентского большинства в лице «Единой России».
Но альтернатива хищническому частному капиталу есть! Это основанные на кооперации народные предприятия, за создание и развитие которых активно ратуем мы, российские коммунисты. В Подмосковье, Марий Эл, на Ставрополье и в Приангарье под руководством наших товарищей П.Н. Грудинина , И.И. Казанкова, И.А. Богачёва и И.А. Сумарокова успешно работают народные сельхозпредприятия. В Свердловской области эффективно развивается комбинат «Знамя» по производству асбоцементной продукции, в Набережных Челнах – картонно-бумажный комбинат. Главная идея состоит в том, что эти предприятия принадлежат тем, кто на них трудится, и работники кровно заинтересованы в их развитии. И почему-то вся социальная инфраструктура, столь «обременительная» для частных собственников (они от неё избавились, в основном, ещё в начале нулевых), в этих коллективных, народных хозяйствах по-прежнему стоит на балансе, развивается. Разумеется, недостатка в желающих трудиться на таких производствах нет.
Как справедливо отмечает в своей книге «Время выбора, время действий! 1917-2017» Г.А. Зюганов, коллективные предприятия – надёжные хранители лучших черт и традиций нашего народа. Их можно и нужно рассматривать как ядро новой солидарной экономики. Только с нею Россия сможет выстоять и возродиться!