Нефтегазовые доходы Сахалин потеряет: деньги не работали на регион

0

Министр финансов РФ Антон Силуанов объяснил, почему миллиарды нефтегазовых доходов Сахалина будут перераспределены в пользу федерального бюджета: деньги просто лежали на счетах и на регион не работали.

Нефтегазовые доходы Сахалин потеряет: деньги не работали на регион
Фото Алексея Лукашевич, пресс-центр СРОПП КПРФ

Министр финансов РФ Антон Силуанов на парламентских слушаниях, посвященных бюджету России на ближайшие три года, объяснил, почему нефтегазовые доходы Сахалинской области будут перераспределены в пользу федерального центра. По словам министра, «миллиарды, полученные регионом от проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» просто лежали на счетах и на регион не работали, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Читайте также: «Кто получает доход от сахалинского бюджета?»

На слушаниях, посвященных параметрам бюджета РФ на ближайшую трехлетку, выступила председатель правительства Сахалинской области Вера Щербина. Вопреки ожиданиям сахалинцев, чиновница лишь попросила «не делать посадку такой жесткой».

«Ну, во-первых, расходы бюджета, если в текущем году оцениваются в 112 миллиардов рублей, то в следующем году наши возможности сокращаются до 70 миллиардов рублей. И я хочу сказать, что у нас только заработная плата, это — 42 миллиарда рублей, а вместе с содержанием бюджетных учреждений, это — 55 миллиардов рублей. Особенности региона, о которых тоже не могу не сказать. У нас, это — островные регионы, это Курильские острова, и очень сложная транспортная доступность островов и поэтому мы вынуждены только 2,4 миллиарда тратить на дотацию авиаперевозок. Ну, простой пример приведу: чтобы из Южно-Сахалинска до Курил долететь экономически обоснованный тариф стоит 17 тысяч рублей; мы возим население за 6 тысяч рублей, естественно остальное всё датируем; между островами у нас перевозки осуществляет вертолёт, и мы понимаем, что, несмотря на то, что перевозим там… пять человек, например, тем не менее, это крайне важно, жизненно важно для этих людей, поскольку никаких других возможностей нет. А водные виды транспорта? Тоже более 2-х миллиардов у нас идут на морские перевозки, на железнодорожные перевозки. А также на наших плечах лежат все расходы, связанные с содержанием аэропортов…»,— сказала в своем выступлении председатель правительства Сахалинской области

Долгий рассказ представительницы Сахалинского правительства прервала спикер Совфеда РФ Валентина Матвиенко, попросив госпожу Щербину «не рассказывать весь бюджет» и предоставить возможность для комментария министру финансов Антону Силуанову.

В ответ госпожа Щербина попросила разрешения внести предложение.

«Мы бы хотели, что, поскольку законопроект внесен уже в Законодательную думу, дать возможность нам поработать на площадке Совета Федерации совместно с регионом, и на площадке пересмотреть процент изъятия. Мы считаем, что это очень жесткое изъятие и хотели бы все-таки пересмотреть процент изъятия. Мы прекрасно понимаем, и повышение заработной платы во всех субъектах Российской Федерации со следующего года, — готовы делиться, но не так жестко. Спасибо», — сказала Вера Щербина.

Ответ министра финансов РФ Антона Силуанова был намного короче пространного выступления главы сахалинского правительства.

«По Сахалину, значит — предложение о пересмотре решения правительства РФ о большей централизации за счет СРП. На самом деле, мы видим, коллеги, что деньги от СРП во многом находятся на счетах Сахалина и не используются. 40 млрд рублей на счетах скопилось таких остатков. И считаем, что те деньги, которые мы централизуем, они не пойдут на сбалансированность общего бюджета РФ, они пойдут на развитие регионов Дальнего Востока, в том числе и на Сахалин. Думаем, что, может быть, будут использованы более эффективно», — ответил на предложение главы сахалинского правительства министр финансов РФ.

Читайте также: На Сахалине за 2016 год не освоили 9,4 млрд бюджетных рублей

На что могут быть использованы миллиарды нефтегазовых сахалинских рублей, которые «мёртвым грузом» лежали на счетах? За возможным примером и ходить далеко не нужно.

Паромная переправа Ванино — Холмск, реконструкцию которой, впервые за 40 лет, начали в 2016 году. Реконструкция идет медленно. На ее реализацию нужны деньги — те самые деньги, которые без дела лежали на сахалинских счетах. Переправа куда нужнее сахалинцам, чем жителям материка — проблема транспортной недоступности — острейшая для Сахалина — не решается много лет.

Деньги нужны на увеличение пропускной способности Дальневосточной железной дороги: в одном только Ванино потребность 80 млн тонн в год, а дорога способна провезти не более 40, а то и меньше. А новые порты строятся. И без увеличения пропускной способности они превратятся в «памятники».

Наконец, порты Сахалина. Не принимая во внимание специализированные нефтегазовые терминалы — на Сахалине и Курилах нет ни одного современного портового комплекс. Все, что есть сегодня — построено в советские годы, морально и физически устарело и не способно составить конкуренцию.

Стоимость специализированного морского терминала, «под ключ», равна примерно 21−25 млрд рублей. На счетах Сахалина без движения лежали 40 млрд.

Читайте также: Нефтегазовые доходы раскололи Сахалин

Сахалинское правительство развивает туризм. В частности — горнолыжный комплекс мирового уровня «Горный воздух», в рамках одноименной ТОР. Расчет — на миллионы туристов.

фото КМПТ

Но порт Корсаков сегодня не в состоянии принять к своим причалам современный океанский лайнер, который, по идее, и должен привезти на остров те самые миллионы туристов. Те же туристы из Японии на рейде порта Корсаков пересаживаются в катера, которые доставляют их к берегу.

Еще одна проблема Сахалина — жилье, не отвечающее требованиям сейсмической безопасности. Об этом корреспонденту ИА REGNUM рассказал председатель фракции КПРФ в Облдуме Сахалина Юрий Выголов.

Юрий Выголов, председатель фракции КПРФ в облдуме. Фото Алексея Лукашевич, пресс-центр СРОПП КПРФ

Трагедия Нефтегорска, похоронившая под обломками построенных без учета сейсмики жилых домов — напоминание об этом.

На Сахалине есть так называемая «138-я серия жилых домов». Еще несколько лет назад региональный минфин признал ее самой опасной — в случае подземного толчка в 7 баллов эти дома превратятся в братские могилы.

«Только за 2015 год Корпорация развития Сахалинской области получила из бюджета 50 млрд рублей. А инвестировала лишь 4,1 млрд. Остальные деньги были положены на счета и депозиты коммерческих банков, только за 2016 год проценты по ним составили 5,2 млрд рублей. Даже Контрольно-счетная палата не смогла ответить на депутатский запрос: нарушение это или нет, когда столь необходимые региону деньги лежат на счетах мертвым грузом. Так почему бы федеральному центру не изъять эти деньги? Хочется спросить правительство Сахалинской области: вы против чего теперь протестуете? Против своих же схем?», — поделился мнением официальный представитель КПРФ на Сахалине Алексей Лукашевич.

Читайте также: «Горький хлеб благодеяний»: малоимущих Сахалина будут кормить бесплатно

«Главным показателем работы региональной власти являются экономические показатели самочувствия населения региона. И в этом смысле областная власть выглядит не лучшим образом. Доходы населения стремительно падают. Колоссальные доходы от нефтегазовой отрасли так и не смогли поднять на достойный уровень доходы наших пенсионеров, прожиточный минимум которых составляет чуть больше 10 тыс. рублей. Для работающих сахалинцев, которые хотят есть мясо и рыбу и еще имеют для этого зубы, прожиточный минимум составляет едва более 14 тыс. рублей. Бедность большей части островных пенсионеров очевидна. Чем она вызвана? Соотношение цен и доходов у нас в регионе хуже, чем на материке в среднем в 1,5 раза. «Островной рубль» имеет лишь 60% — 70% покупательской способности.

Фото Алексея Лукашевич, пресс-центр СРОПП КПРФ

Давайте посмотрим на исполнение майских указов президента? Согласно «указам», до 2020 года в стране должно быть создано 25 млн новых современных высокотехнологичных рабочих мест. Осталось 2 года. Что сделано на Сахалине? А мы ничего не знаем о соответствующей региональной программе. Ну, не считать же, в самом деле, «высокотехнологичными» рабочие места на сфиноферме? Хотя, роботы, конечно, могут убирать навоз, но сколько на той ферме вообще нужно людей? Или персонал горнолыжного курорта? Доставка пиццы квадрокоптером? Опять же — сколько сахалинцев там может быть трудоустроено? Современная экономика требует развития современных производств, вот в тех же портах могут быть созданы те самые высокотехнологичные рабочие места. Но с портами у нас не задалось. Почему инвестором не выступила та же Корпорация по развитию Сахалинской области? Вопрос к правительству Сахалина», — добавил Алексей Лукашевич.

Читайте также: Облдума Сахалина: чем ближе выборы, тем больше пособий

Депутаты Облдумы Сахалина продолжают обсуждать текст обращения к спикеру Государственной думы РФ Вячеславу Володину. Позиция парламентариев остается прежней: регион просит оставить нефтегазовые деньги в областном бюджете. Принято решение направить как совместное обращение, так и отдельно — от каждой фракции. Выехать в Москву намерен руководитель фракции КПРФ Юрий Выголов, остальные фракции пока думают.

В ходе обсуждений депутаты все же пришли к выводу, что рассматривать, в итоге, надо два сценария — оптимистичный и пессимистичный.

Из окон Областной думы Сахалина виден Кафедральный собор Рождества Христова — самый большой на Дальнем Востоке. По свидетельству очевидцев, сегодня многие парламентарии украдкой поглядывали на храм — может, на что-то надеялись?

Как сообщало ИА REGNUM, в пятницу, 29 сентября, сахалинцы из СМИ узнали о готовящемся перераспределении нефтегазовых доходов Сахалина в пользу федерального центра. Доходы от СРП могут быть перераспределены в соотношении 75% в пользу федерального бюджета, 25% — останется Сахалину. Сейчас действует обратный порядок. Проекты «Сахалин-1» и «Сахалин — 2» стартовали в островном регионе в середине 90-х годов. Инвесторов освободили от уплаты налогов и сборов в региональный бюджет сроком на 10 лет, в расчете на солидные поступления в будущем. Первые доходы от нефтегазовых проектов Сахалинская область получила только в 2012 году.

Но в последние годы Сахалин теряет доходы от нефтегазового сектора. Если в 2015 году нефтяники и газовики Сахалина поставили в бюджет региона 169 млрд рублей, то в 2016 — только 93. По итогам 2017 года поступления, по прогнозу регионального минфина, составят 52 млрд, а в 2018 — всего 36 млрд рублей.

Нефтегазовая часть сахалинского бюджета в 2017 году снизилась до 54%.

Галина Подойникова. Фото Алексея Лукашевич, пресс-центр СРОПП КПРФ

В июле 2017 года депутат Областной думы Сахалина Галина Подойникова попыталась получить у областных властей ответ на вопрос, почему огромные деньги региона размещаются на счетах и депозитах коммерческих структур и не работают на развитие региона. В частности, по данным Подойниковой, только на счетах двух организаций — АО «Сахалинское ипотечное агентство» и АО «Сахалинлизингфлот» — лежали не используемые 20 млрд бюджетных рублей. Часть этих средств была размещена на счетах коммерческих банков и упомянутые организации получили доход от размещения в 1 млрд рублей. По имеющейся у парламентария информации, после уплаты налога на прибыл доход так и не поступил в областную казну.

ИА REGNUM.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ