На сегодняшний день ликвидация второй смены в школах Южно-Сахалинска остается для родителей одним из главных вопросов, требующих своего разрешения. И если реакция родителей, в большинстве своем, основана на субьективных ощущениях, то на уровне государства эта проблема имеет вполне объективные характеристики.
Скучные факты без которых не обойтись:
В соответствии перечнем поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 5 декабря 2014 г. и перечнем поручений Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2014 г. Минобрнауки России совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации разработан проект Программы «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2015-2025 годы».
Целью Программы является создание в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях, в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения, обеспечивающих односменный режим обучения в 1-11 (12) классах в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации.
Вот что говорит заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Ирина Мануйлова:
«Обучение в две смены не позволяет качественно реализовать федеральные государственные образовательные стандарты, снижая доступность качественного образования, возможность организации внеурочных видов деятельности обучающихся, качественного предоставления услуг дополнительного образования детей.
Переход на обучение в первую смену без каких-либо иных изменений уже повышает успеваемость на 15-20%.»
Премьер: «Денег нет, но вы держитесь»
Однако, в 2017 году, премьер Медведев уже допустил наличие в школах второй смены, несмотря на мнение специалистов. И эта позиция главы кабинета министров похоже идет вразрез с требованием Программы, о которой мы упомянули в «скучной» части нашей публикации.
В Южно-Сахалинске:
Практически, речи о строительстве школ, в которых могли бы разместиться все эти учащиеся, не идет вообще.
Фактически похоронен проект мега- школы на 3 000 учебных мест, который широко анонсировался министром образования Сахалинской области Натальей Мурашовой и даже губернатор лично выезжал на место будущей стройки.
Проект плавно сократился до школы рассчитанной уже на 1 600 мест и он уже не фигурирует в ответе губернатора. Вот что заявил Олег Кожемяко в рамках проведения слушаний «Открытого бюджета» 7 ноября 2017 года:
Похоже, в ближайшие годы проблема ликвидации второй смены в городе Южно-Сахалинске решена не будет. Примером тому является строительство 300 квартирного ипотечного дома на пересечении улиц Железнодорожной и Пограничной, которое осуществляется благодаря мощной поддержке первого вице-мэра областного центра Натальи Куприной. В какую школу пойдут учиться дети счастливых обладателей этих квартир? В ближайшую школу №14, уже получившей в нагрузку детей проживающих на территории 25 микрорайона?
Программа развития регионального образования с изменениями на 2017 год:
Первое на что мы обратили внимание в этом документе: правительство признает и прогнозирует дальнейший отток населения, который будет компенсироваться притоком неких трудовых мигрантов. Экономические причины этих процессов не рассматриваются вообще, упоминаются лишь удаленность от Москвы и опасные природные явления. Как раз то, что выпадает из сферы ответственности региональных чиновников. Удобно? Конечно.
А качество образования, по мнению авторов Программы, определяется факторами, среди которых отсутствует вторая смена в школах.
Помните?
“Переход на обучение в первую смену без каких-либо иных изменений уже повышает успеваемость на 15-20%.” Знает ли об этой позиции зампреда комитета Госдумы региональный министр образования?
В целевых показателях программы мы так и не нашли прямое упоминание о ликвидации второй смены на территории области. Есть абстрактный индикатор – «повышение качества образования».
А что с имеющимися школами? К своему удивлению, мы обнаружили – ветхие учреждения будут ремонтироваться.
Мы не станем говорить здесь о высоких материях. Говорить о том, что качество полученного образования является залогом наращивания кадрового потенциала региона и развития его экономики вообще. Не станем говорить о том, что это наше с вами будущее. К чему эти сложные термины и высокопарные фразы?
Хотя, для развития ТОР “Горный Воздух” и ТОР “Южная”, которые сейчас в приоритете правительства, наверное существующий уровень образования вполне приемлем. Обслужить туристов с одной стороны и коров с другой он позволяет. Скорее всего, ликвидацией второй смены в школах Южно-Сахалинска уже будет заниматься иная команда чиновников и управленцев, которой передадут эстафету нынешние министры и губернатор. Если вообще будут…
Кем будет развиваться Сахалинская область дальше и будет ли развиваться вообще? По мнению экономистов мы и без того “застряли” в четвертом технологическом укладе конца прошлого века.
P.S
Из беседы с родителями:
«Учимся в Южно-Сахалинске. Мой сын обучается в 7 классе, во вторую смену. Занятия заканчиваются уже затемно, в семь часов вечера. Мы всячески пытаемся дать ему возможность заниматься в кружке, и это удается с большим трудом. Расписание этих занятий вечернее, парень приходит домой уже совсем поздно. На утро остаются домашние задания, которые выполнить не всегда возможно. У нас в школе шестидневка и занятия в субботу проходят уже в первую смену. Всю неделю во вторую, в субботу в первую. Это издевательство. Даже если убрать кружок, надо прийти домой в восьмом часу, умыться, поесть и к 9 часам вечера сесть за уроки? Наши дети железные?».